За прошедший год ситуация в Сирийской арабской республике коренным образом преобразовалась. Пришедшая на помощь Башару Асаду российская авиация повысила моральный дух его армии, позволила укрепить позиции и начать наступательные операции, способствовало этому и то, что население стало организовываться в добровольческие армии, брать в руки оружие и идти бороться против бандформирований. Как итог - взятие Алеппо, что можно считать безусловной победой.
За 2016 год сирийским войскам при поддержке ВКС РФ удалось отвести угрозу как от столицы страны Дамаска, освободить культурный центр Пальмиру, эвакуировать мирное население из горячих точек и, в конечном итоге, освободить восточную часть стратегически важного пункта - Алеппо.
Свою часть по борьбе с террористическими группировками взяла на себя Турция, введя войска в приграничные территории турецко-сирийской границы и оказав помощь в освобождении района Джараблус на севере Сирии.
В соседнем Ираке военная коалиция, возглавляемая США, начала операцию по освобождению Иракского города Мосул от боевиков "Исламского государства" (ИГ, ИГИЛ, запрещено в России), что, вроде бы, должно было вынудить террористов сосредоточиться на своих позициях в Ираке, ненадолго оставив Сирию.
Ликование людей в освобожденном Алеппо
Взятие Алеппо позволило говорить, что коренной перелом в Сирии уже не за горами, однако, возникла новая проблема. Оказав серьезный отпор при штурме Мосула военной коалиции США, часть боевиков перешла к партизанской войне и была переброшена на западные рубежи Ирака, где им удалось перегруппироваться и начать новое наступление в Сирии.
В свою очередь, сосредоточив основные силы на освобождении Алеппо, сирийские войска оставили культурный центр страны город Пальмиру в незащищенности, куда уже, по всей видимости, подошли бойцы "Исламского государства". Пальмира находится в географическом центре Сирии. От Пальмиры лежит прямой путь на крупный город Хомс. Расстояние от Пальмиры до Хомса - немногим более 150 км на Запад. В свою очередь от Хомса всего 90 км до порта Тартус, который является стратегически важным объектом в стране.
Это дает повод задать вопрос, насколько важным пунктом в военном отношении сейчас является Пальмира, которая была освобождена еще в марте, и какими неприятностями для Асада может грозить передача города вновь под контроль ИГИЛ? Эксперты Накануне.RU сделали предположения на этот счет.
Так, замдиректора Института стран СНГ, военный аналитик Владимир Евсеев уверен, что Пальмира в настоящее время не является стратегически важным пунктом в сирийском конфликте, так как контроль над городом все равно не скажется на приближении "переломного момента".
"Одна из причин такой ситуации, которую мы сейчас наблюдаем в Пальмире, - приход дополнительной части боевиков, скорее всего, из Ирака. С ИГ сейчас воюют по минимуму потому, что боевики ИГ, если брать Алеппо, например, были в восточной части города, даже в провинциях Алеппо. Поэтому они сейчас не могут быть вовлечены в бои за Алеппо. Это для них затруднительно. Тем более организовать сейчас там какие-то партизанские действия. В Алеппо сейчас бои ведутся против "ан-Нусры" (запрещена в РФ) и других организаций, которых практически сломлены. Но нужно понимать, что освобождение Алеппо - это еще не перелом кампании. Вот в чем дело. У нас почему-то считают, что как только Алеппо освободят, то это сразу - перелом кампании. Это на самом деле не так, так как для того, чтобы переломить кампанию, надо освободить не только Алеппо - надо освободить весь северо-запад. Это касается и провинции Алеппо полностью", - убежден эксперт.
Триумфальная арка в Пальмире
Поэтому сейчас наступление пойдет в западном направлении. Нужно освободить часть провинции Хама и северную часть провинции Латакия. Это позволит окружить боевиков в Идлибе, чтобы потом приступить к постепенному выдавливанию их с сирийской территории. Это основная задача.
"ИГ этим воспользовалось (главные боеспособные части сирийской армии находились именно в Алеппо) и нанесли удар по Пальмире. По всей видимости, этому будут противодействовать, но нужно понимать, что Пальмира находится достаточно далеко от города Хомс. Поэтому отдельные успехи ИГ могут быть, но они обусловлены тем, что просто не хватает войск. Россия вводила там определенные ограничения на работу авиации. Я думаю, сейчас эту проблему решат", - считает Владимир Евсеев.
В результате боев ИГ захватило Пальмиру, которую САА (правительственная армия) освободила в марте этого года. Потом при поддержке авиации боевики были отброшены, но сохранили за собой господствующие высоты к северу от города. Сам город в низине и отлично простреливается с этих высот.
Расклад сил в Пальмире по состоянию на 11 декабря 2016 года
(красным отмечены территории, подконтрольные сирийской освободительной армии, черным - ИГИЛ)
По мнению эксперта, так просто захватывать города боевикам уже не дадут, Пальмиру отобьют, но это не является сейчас главным направлением удара.
"Только к весне возникнет потребность в работе на юге Сирии совместно с ливанцами, что позволит стабилизировать ситуацию в этих территориях. И только потом совместно с США, если будет российско-американское взаимодействие, начнут бороться против ИГ. Это будет касаться уже востока Сирии. Сценарий приблизительно такой. ИГ сейчас пользуется моментом, и пока не до него. Как только уничтожат "ан-Нусру" и уничтожат всех боевиков на северо-западе, ИГ будет следующим и оно не выстоит. Оно могло выстоять, когда боевиков было много со всех сторон. Когда висела угроза над Дамаском, когда были проблемы в Алеппо. Период агонии ИГ еще начнется", - заверил эксперт.
В свою очередь, директор Центра политологических исследований Финансового университета, политолог Павел Салин заметил, что ИГ сейчас перешло к сочетанию тактики фронтальной и партизанской войн, что дает им возможность быстро перебросить свои войска при необходимости.
"Ситуация в Ираке выходит за пределы ведения фронтальной войны. Там слишком много фронтов и боевики этим пользуются. Они просто с тех направлений, где их теснят, перегруппировывают силы, как это было видно по Пальмире, и появляются в другом месте. Они сочетают тактику фронтального ведения боевых действий, который используют обе "антитеррористические коалиции", и тактику партизанской войны. Мы видим, когда их начали теснить по фронтам, они прибегли к тактике партизанской войны. Из одного места убрали свои силы, в другое место их передислоцировали и нанесли достаточно неожиданный удар", - считает специалист.
Расклад сил в Пальмире по состоянию на вечер 11 декабря 2016 года по версии ИГИЛ
(зеленым отмечены территории, подконтрольные ИГИЛ, красным - ССА)
Военный эксперт, политолог и журналист Александр Жилин уверен, что ситуация вокруг Пальмиры явно свидетельствует о том, что возглавляемая США коалиция по борьбе с ИГ не выполняет и даже не собиралась выполнять своих заявленных целей, ибо коалиция действует в Ираке, а именно оттуда поступают дополнительные силы террористов, в частности, для наступления на ту же Пальмиру. Это обстоятельство ставит уместный вопрос, не поддерживают ли Штаты ИГ?
"Ситуация, которую мы наблюдаем в Сирии, свидетельствует только об одном - те, кто используют террористов в войне против войск Асада и против нас, они не собираются достигать никакой победы. Им победа там не нужна. Им нужен вечно тлеющий конфликт, с помощью которого они будут достигать своих целей. Точно так же, как и не нужен мир и решение Карабахской проблемы и проблемы в Донбассе. Поэтому здесь нас ждут постоянные события, которые будут постоянно опрокидывать ситуацию. Что имею в виду? Я имею в виду, что террористы не принимают решения сами по себе. Они не проводят теракты ради терактов. Они всегда выполняют заказ. Заказ, который хорошо оплачивается. Поэтому, до тех пор, пока Великобритания и США будут помогать ИГ, будут вооружать их, до тех пор эта ситуация будет продолжаться. США необходимо, чтобы эта сирийская проблема выплеснулась из "сирийской капсулы" на весь Ближний Восток и зажгла его. Какая была тактика раньше? ИГ практически фронтом оборонялся. Сейчас те, которые вышли и которых вывели благодаря "режиму перемирия", они поменяют тактику. Они перейдут к партизанской войне. И вот попробуй выкури этих партизан", - полагает Александр Жилин.
Алеппо после освобождения
Впрочем, если некоторые эксперты считают, что Пальмира не является стратегически важным пунктом (по крайней мере, пока), то иного мнения придерживается бывший начальник Генштаба Вооруженных сил РФ, генерал армии Юрий Балуевский, который уверен в том, что "сдача" Пальмиры больно ударит, прежде всего, по престижу ССА и ВКС РФ.
"Это опять удар по престижу. В том числе - и по нашему престижу. Какой бы ни была сирийская армия, но не отследить сосредоточение сил противника в районе Пальмиры... Это неправильно. Так не должно быть. Моих коллег, которые там есть, я тоже не понимаю. У сирийцев, может быть, нет таких возможностей, как у нас. Но мы-то куда смотрели, что Пальмиру взяли? Там сейчас находится высокопрофессиональное руководство, которое способно все это сделать. Что же, будем надеяться, что они решат эту проблему", - прокомментировал ситуацию генерал в интервью "Интерфаксу".
Ситуация в ближневосточной стране остается напряженная. Алеппо - безусловно важная победа, и наверняка итоги года в Сирии, несмотря на сдачу Пальмиры, российское руководство отметит как важное достижение своей политики. Но кампания еще не переломлена и исход не решен. Открытым и острым остается и вопрос о том, как будет действовать новая администрация США во главе с Трампом на Ближнем Востоке и Запад в целом - будет ли по-прежнему считать боевиков "оппозицией", а в эфир давать "террористическую пропаганду" или же Запад постарается хотя бы не мешать.