Федеральная резервная система (ФРС) США повысила базовую процентную ставку. Свершилось то, что не могло не произойти, так как по данным Bloomberg, вероятность увеличения учетной ставки оценивалась практически в 100%. Общее единодушие не смогли разрушить даже опасения относительно экономической политики нового президента США. Учетная ставка отныне определена в диапазоне от 0,5 до 0,75%.
Это эпохальное решение, которое ожидалось уже с начала 2016 г., подводит черту под политикой низких процентных ставок. Опрос членов Федерального комитета по открытым рынкам подтверждает общее ожидание тренда на повышение учетной ставки в ближайшие три года. По итогам 2017 г. ожидается повышение ставки до уровня 1,25-1,5%, по итогам 2018 г. ставка вероятнее всего составит 1,75-2%, после чего в 2019 г. она превысит 2,5% и остановится ближе к 3% в относительно долгосрочной перспективе.
Реалистичен ли такой план? Вполне. В США ожидается ставка безработицы на уровне 4,8%, при целевом показателе менее 5%, рост реального ВВП темпами более 2% в год, достижение целевого уровня инфляции в 2% уже к 2018 г.
Что интересно, несмотря на недостижение целевого уровня инфляции (в настоящее время она 1,5%), ФРС перешел к ужесточению денежно-кредитной политики, так как цель обеспечения высокого уровня занятости в экономике, формирующая двойной мандат ФРС, достигнута. Таким образом, мы видим классический пример антициклического управления экономикой, чего так не достает ЦБ РФ.
За время с конца 2008 по декабрь 2015 г. ставка оставалась низкой - 0,25%. Экономика США хорошо отреагировала на повышение до 0,5% и в настоящее время текущие котировки финансовых инструментов и валют вполне отражают это ожидаемое решение. В данной связи резких колебаний ждать не стоит, но к чему ведет ужесточение монетарной политики и как это может отразиться на России – вопрос не тривиальный.
В зависимости от частоты повышения учетной ставки вложения в долларовые финансовые инструменты будут становиться более выгодными, что создаст давление на рубль и российский фондовый рынок в целом.
Центробанк потерял крайне ценное время и попал в ловушку, когда снижение инфляции на фоне роста доходности иностранных финансовых инструментов не даст возможности существенно снизить российскую ключевую ставку, опасаясь резкого ослабления рубля, что снова может подогреть инфляционные ожидания. Это самая большая проблема, так как стоимость кредитов в России измеряется двузначными цифрами, а в США и Европе может быть ниже 5%. Особенно заметным влияние роста учетной ставки станет после превышения ею 1-1,5%.
Естественно, повышение ставки направлено на охлаждение американской экономики, но анонсированная налоговая реформа поддержит финансы корпораций и, скорее всего, мы сможем наблюдать парадоксальную на первый взгляд картину, когда рост стоимости кредитных средств не будет мешать росту ВВП и капитализации компаний, тесно связанных с американской экономикой, а российский фондовый рынок будет находиться на периферии движения основных инвестиционных потоков.
Сможем ли мы наблюдать снижение ставок по кредитам в России? В условиях высоких ставок развиваться может только экспортный бизнес, который у нас представлен в основном сырьевыми компаниями.
Отсутствие достаточной диверсификации экономики приводит к существенной зависимости от внешних конъюнктурных факторов.
Константин Ордов, доктор экономических наук, заведующий кафедрой финансового менеджмента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, специально для Накануне.RU