Аналитика


"Бюджетная" неделя на Южном Урале: документы сверстаны, вопросы остались
Экономика | Челябинская область | Уральский ФО

Уходящая неделя была, без сомнения, "финансовой" для Южного Урала, все крупнейшие муниципалитеты попытались сверстать собственные бюджеты, более того, главный бюджетный документ Южного Урала в четверг, 15 декабря, также прошел горнило публичных слушаний и первое чтение. Впрочем, слово "горнило" мы используем в самом переносном смысле этого слова – потому что как показала практика, ни экспертное сообщество, ни депутаты, рассматривающие и утверждающие финансовые планы, не пытались спорить с исполнительной властью. Единственное исключение – бунт в собрании Миасса, депутаты которого не побоялись в очередной раз громко фыркнуть и вернуть "сырой" бюджет на доработку. Подробности – в материале Накануне.RU.

Неделя стартовала с публичных слушаний по бюджету Челябинска, которые прошли без сучка и задоринки по уже не раз обкатанному сценарию. Мы говорили, что основному возможному оппоненту городских чиновников – экономисту и члену Общественной палаты города Сергею Гордееву – для выступления по существу на слушаниях времени не нашлось. Поданные с вопросами записочки в президиум касались настолько мелких тем и деталей, что всерьез эту постановку воспринимать невозможно. Гордеев (экономист с учеными званиями, с многолетним стажем работы как раз в бюджетных учреждениях по аудиту) же заранее представил в аппарат аналитическую записку с замечаниями, но времени даже выслушать тезисы его замечаний не нашлось.

В 2017 и последующие два года бюджет Челябинска был сформирован бездефицитным. В предложенном варианте на 2017 г. казна города, как предполагается, будет располагать доходами на сумму в 26 млрд 426 млн 967 тыс. руб., в 2018 и 2019 гг. - 2 млрд 282 млн 863,4 тыс. и 26 млрд 583 млн 135,5 тыс. руб. соответственно.

Вроде бы, неплохой результат, но…

Непросчитанность некоторых доходных статей, излишний оптимизм по получению налогов (или, напротив, занижение ожиданий по ряду статей), непроработанность вопросов по деятельности муниципальных унитарных предприятий (МУПов), проблемы с подсчетами доходов казны от сдачи в аренду городского имущества делают документ в лучшем случае красивой бумажкой. На это, собственно, и призывал обратить внимание Гордеев и предложил создать постоянную комиссию депутатов городской думы.   Совместно с экспертами она бы смогла в авральном порядке доработать документ до хоть какого-то удобоваримого уровня.

Предложения, как обычно, были приняты к сведению и положены под сукно. 20 декабря городской бюджет утвердит дума, нет, в общем-то, сомнений, что и это будет сделано без лишних вопросов и долгих обсуждений.

"Думаю, что обсуждение бюджетных проблем ведется в Челябинске недостаточно интенсивно и глубоко. Бюджет города – это документ, вокруг которого строится вся городская жизнь. Хороший бюджет принимается трудно, со спорами, публичной полемикой, с опорой на конкретные городские задачи, которые нужно решить в период действия бюджета. Челябинск как сообщество живущих здесь людей откровенно не готов к такой работе. Это касается как расходов, так и  новых источников пополнения. По численности населения, структуре экономики, демографическим показателем, ситуации с инфраструктурой Челябинск очень похож на два других миллионника - Омск и Самару. Челябинск же стал первым городом в более многочисленной третьей группе, символически опередив очень похожие нас Омск и Самару. У них, к слову, положение бюджетной обеспеченностью несколько хуже, чем у Челябинска", - комментирует ситуацию директор аналитического центра "Интро-Н", член Общественной палаты Челябинска Дмитрий Чудиновских.

"Главная наша проблема - ни активная часть горожан, ни политические силы, ни структуры власти не заряжены на серьезную работу над бюджетом. За редким исключением нет системной аналитической деятельности. Ни жители, ни власть не нацелены на изменения. Указание сверстать трехлетний бюджет, нацеленный на развитие, есть, а попытки понять, каким мы его хотим видеть, нет", - считает собеседник.

В четверг, 15 декабря, прошли обсуждения бюджетов Златоуста и Миасса, в первом случае представленный документ, подготовленный в недрах администрации мэра Вячеслава Жилина, был принят. Документ, разработанный  миасским градоначальником Геннадием Васьковым и его подчиненными, стал яблоком раздора и в итоге был завернут депутатами на доработку. Из лагеря его вечного альтер-эго и бывшего градоначальника, ныне председателя собрания депутатов Миасса Евгения Степовика прозвучало немало критики.

Что бросается в глаза – бюджеты двух крупнейших муниципалитетов Южного Урала после Челябинска и Магнитогорска – профицитные. Разумеется, это нельзя отнести напрямую к заслугам местных властей – территории давно и прочно дотационные, скорее можно говорить об умении местных руководителей договариваться с областью, то есть с губернатором Борисом Дубровским и его министром финансов Андреем Пшеницыным.

Судите сами: на 2017 г. доходы казны Златоуста прописаны на уровне 3 млрд 675 млн руб., профицит спрогнозирован на уровне 57 млн руб. В то же время бюджет Миасса сформирован в 3,761 млрд руб., при этом безвозмездные поступления (дотации) закреплены в 2 млрд 478 млн 530 тыс. руб. Расходы городской администрации Миасса в 2017 году запланированы в 3,668 млрд руб., профицит бюджета – более 92 млн руб. Даже "бедным" муниципалитетам вполне себе комфортно можно чувствовать в условиях кризиса.

Мэр Златоуста Жилин бюджет "продавил". Мэр Миасса Геннадий Васьков, совмещающий работу и одновременно учебу в Сколково (наряду, кстати, с другими высокопоставленными лицами в Челябинской области), сделать это не смог. Мы не раз отмечали высокую оппозиционность миасских элит по отношению к "центру", то есть губернаторской власти в Челябинске, чего стоит одна эпопея с утверждением того же Васькова на пост градоначальника!

Борис Дубровский, и.о. главы Миасса Геннадий Васьков|Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области

Ставленник губернатора Васьков - во многом компромиссная и как бы временная фигура, и так и не смог стать "хозяином положения" в Миассе. Если это вообще возможно в городе автостроителей и ракетчиков. Бюджет депутаты демонстративно провалили, с другой стороны, возможно – это и называется принципиальностью? Одним из ключевых (но не единственным) пунктом разногласий стало, например, ассигнование денег на городской транспорт, в частности, на работу троллейбусов. Часть депутатов ничтоже сумняшеся решили из запланированных было на троллейбусный парк средств в 45 млн руб. убрать… 13 млн и перекинуть их в статью "депутатские средства" на исполнение наказов избирателей (благоустройство дворов, дорог и т.д.). Когда одна из общественниц Валентина Комкова поинтересовалась у зама Васькова по финансам, будут ли в таком случае ходить троллейбусы в городе, был получен честный ответ: "Нет!".

И так происходило практически по каждой статье расходов, наверное, поэтому и требуется доскональное знание предмета и предварительное обсуждение. Администрация Геннадия Васькова в силу каких-то причин посчитала, что предложенный документ "проскочит" и так, будет дорабатываться, как в Челябинске (и, видимо, в Златоусте) уже на ходу и… просчиталась. Не проскочил.

Как мы упоминали, экс-глава города и депутат собрания Игорь Войнов, опытнейший управленец, предложил, наверное, единственный выход из создавшейся ситуации: город будет жить без бюджета в январе, исходя из 1/12 расходной части.

Если, конечно, в оставшееся время бюджет не согласуют и не примут – надежда, пусть и слабая, остается.

А представленный в четверг, 15 декабря, на публичные слушания бюджет Челябинской области не вызвал по большому счету споров и дискуссий. Хотя даже из общих цифр видно, что казна существенно "сжимается". 

Напомним, что согласно разработанному минфином области документу, общий объем доходов бюджета Челябинской области в 2017 г. составит 121 млрд 261,5 млн руб. (в 2016-м - 127 млрд 596 млн). В 2018 году прогнозируется поступление в бюджет области сопоставимой суммы, на 2019 г. намечен рост бюджетных доходов на 5,9%. Дефицит бюджета в наступающем 2017 г. определен на уровне более 10 млрд, или в 10% (в 2016-м - 8,7 млрд, при расходах 136 млрд 315 млн руб.).

Одним из самых активных участников при обсуждении документа неожиданно оказался нынешний глава Контрольно-счетной палаты области Сергей Комяков, но и его замечания касались в основном тактических решений. Скажем, было предложено часть из дополнительных доходов (если они будут!) зарезервировать под исполнение программы на жилье для сирот. Безусловно, важная и больная тема, но к самой концепции бюджета отношения не имеющая. Фактически приглашенные на слушания и присутствующие в зале молчаливо одобрили представленный областным минфином документ, не вникая в детали и не снисходя до тонкостей. Через час депутаты областного парламента большинством благополучно "штампанули" документ в первом чтении ("СР" воздержалась, КПРФ голосовала против), нет сомнений, что 22 декабря бюджет будет одобрен без существенных поправок во втором и третьем, окончательном, чтении.

Депутат ЗСО Ольга Мухометьярова напоминает, что парламентарии пока так и не увидели многих цифр по расходам. "А то, что мы слышим лозунги - "бюджет вроде у нас социально-направленный", извините, это априори должно быть, избиратели платят налоги, так что бюджет может быть только "социальным". На бумаге кажется не все так плохо. Начинаешь копать - денег на это не дали, на то и так далее", - отметила она.

Впрочем, выступая на днях перед сторонниками из движения "За возрождение Урала", губернатор Борис Дубровский назвал ситуацию в регионе "стабильной". 

бюджет Челябинской области, 2017,|Фото: пресс-служба правительства Челябинской области



Денис Лузин