Аналитика


"Произошло нечто экстренное, быстрое и катастрофичное"
Происшествия | Южный ФО | В России

Картина крушения Ту-154, летевшего в Сирию, продолжает оставаться неясной. Но некоторые факты известны, и какие-то предположения делать можно. Самолёт летел рейсом Подмосковье-Латакия. По словам источника в спецслужбах, дозаправка планировалась в Моздоке, однако из-за погодных условий была перенесена в Адлер. На борту находились 92 человека. Самолёту было 33 года. Налёт 7000 часов. Крушение случилось на третьей минуте после взлёта со сложного, по словам экспертов, аэродрома при пересечении границы воды и суши, где возможны резкие воздушные потоки. Также по факту имеем почти предельный возраст самолёта, ресурс которого составляет 35 лет. Обострившиеся в последнее время террористические угрозы намекают на теракт. Ну и человеческий фактор тоже возможен. Какие причины крушения нельзя исключить, рассказал в интервью  Накануне.RU президент фонда "Партнёр развития гражданской авиации", экс-министр гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Вопрос: После падения самолета Ту-154 какие основные моменты следует учитывать комиссии, которая расследует причины авиакатастрофы? Какие версии возможны?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Олег Смирнов: На текущий момент, учитывая массу фактов, государственная комиссия, назначенная по указанию президента, должна будет докопаться до истины. Она должна проверить определённые направления, связанные с подготовкой этого полёта.

Во-первых, каким образом готовился самолёт к этому вылету? Выполнялись ли все требования системы поддержания лётной годности этого воздушного судна? Это целая система, которая обусловлена нашими федеральными авиационными правилами и международными правилами, куда входит перечень необходимых технических работ над самолётом, начиная с первого полёта и заканчивая его утилизацией. Этот вопрос очень важен для определения того, насколько была работоспособна эта техника.

Во-вторых, как готовился экипаж к этому полёту? Как он был натренирован, как прошёл теоретическую подготовку и так далее.

В-третьих, очень важный вопрос - каким образом аэродром Раменское при вылете обеспечил выполнение всех международных и национальных правил авиационной безопасности? То есть как загружались пассажиры, как они проверялись, соответствуют ли паспорта пассажиров их личностям, как загружался багаж, груз, какой тип груза был на борту. Не было ли там опасного груза в виде каких-то боеприпасов и так далее.

Это всё задачи комиссии, которая обязана это тщательно расследовать и проследить каждый момент выполнения или невыполнения того или иного пункта. Отсюда будет сделан вывод о причинах этой катастрофы.

Плюс к этому, комиссия должна проделать главную свою работу - достать, по мере возможности, все останки самолёта, разложить их в закрытом помещении по конфигурации исправного самолёта, потому что исследование обломков зачастую указывает на причину авиакатастрофы. И самое главное из этого - найти самописцы, которые фиксируют работу всех приборов, агрегатов и механизмов самолёта. После расшифровки этих "чёрных ящиков" будет нарисована полная картина происшедшего, а, значит, станут ясны и причины этой катастрофы.

Почему это является принципиальным в работе комиссии? Профессиональная работа комиссии и выявление причин - это не самоцель. Самоцель — это принятие мер, прежде всего, государственных органов регулирования гражданской авиации, чтобы никогда больше по таким причинам не было катастроф в России. Только так, при соблюдении этих параметров, будет найдена причина и выявлены меры, исключающие в будущем подобные жертвы наших сограждан.

Самолет Ту-154 технические характеристики|Фото: Накануне.RU

Вопрос: Есть ли причины крушения, которые Вы бы отмели как невозможные?

Олег Смирнов: Основываясь на фактах, пока я не могу исключить ни один вариант из трех возможных: первый вариант – состояние техники; второй - это действия экипажа; третий вариант - это внешнее вмешательство в процесс, куда входит и возможность теракта. Всё это должно быть расследовано – строго, предметно и исчерпывающе.

Только исходя из исследования, можно будет исключать предположения одно за другим, оставляя ключевое. Я сейчас не располагаю таким массивом фактов, чтобы оставить какую-то одну версию. Мы можем рассуждать только тогда, когда располагаем какими-то объективными фактами, пока их не хватает для того, чтобы исключить хотя бы один из этих параметров.

Вопрос: А на какие факты следует обратить внимание? Исходя из чего можно уже сделать какие-то предположения?

Олег Смирнов: Пока факты следующие. Самолёт упал на расстоянии полутора километров от береговой линии. Это факт, вокруг которого уже можно профессионально строить какие-то предположения. Второй факт очень важный - у командира корабля, у экипажа не хватило даже доли секунды, чтобы нажать на кнопку радиопередающего устройства, которая находится на штурвале самолёта. Руки на взлёте у командира и второго пилота лежат на штурвале, надо только большой палец перенести на кнопку передатчика - хватило бы даже этого мгновения. Это говорит уже чётко о том, что произошло нечто экстренное, быстрое и катастрофичное. Так как командир корабля обязан сообщать о всех недостатках, которые проявляются в полёте, обязан сообщить на землю, что отказало что-либо, что появился дым или что-то еще.

Нехватка этого времени у экипажа могла произойти по следующим причинам: это очень тяжёлый отказ техники или неполадки с техникой, например, при уборке закрылков - а это целая механическая система в самолёте - что-то не сработало, и они убрались неодинаково у левого и правого крыла. Это сразу вводит самолёт в очень сложную конфигурацию аэродинамики, то есть самолёт может перевернуть "на спину" со всеми вытекающими отсюда последствиями на малой высоте и на малой скорости. А рядом вода, куда он и упал – конечно, никакого времени там уже не хватит.

Вторая возможная причина связана с тем, если экипаж ошибся и на взлёте по каким-то причинам потерял скорость, свалился в штопор. Штопор - это, учитывая близость к земле, мгновение, высота была небольшой, и им тоже не хватает времени.

Третья возможная причина - это взрыв. Любой взрыв выводит из строя сразу экипаж и технику, происходит разгерметизация кабины. Вокруг этого факта можно строить какие-то более-менее конкретные предположения. Посмотрим, как комиссия будет расследовать. Я думаю, в ее состав будут введены соответствующие профессионалы.

поиск, крушение, Ту-154|Фото:МЧС России

Вопрос: Самолёт был 1983 года выпуска, последний плановый ремонт, насколько известно, проходил в 2014 г. - для Ту-154 этот возраст насколько серьёзен?

Олег Смирнов: 33 года самолёту. При налёте в 7 тыс. часов - это почти новый самолёт. У этого самолёта пороговый налёт для того, чтобы можно было думать об остановке эксплуатации, 37 тыс. часов. Самолёт гражданской авиации за эти 33 года выработал бы этот ресурс в 37 тыс. часов. Поэтому это не критический срок. К тому же самолёт имеет ресурс 35 лет. Но это обстоятельство заставляет внимательнее смотреть на процесс поддержания лётной годности воздушного судна. Здесь надо строго выполнять требования системы поддержания лётной годности, то есть своевременные ремонты, своевременная замена запчастей, механизмов, которые имеют соответствующий срок эксплуатации. Самолёт — это ресурсное изделие, каждая заклёпка имеет свой ресурс.

Вопрос: Но почему Минобороны летает на старых самолетах, не берет в оборот более позднего года выпуска?

Олег Смирнов: Этот конкретный самолёт не получен вчера, он получен 33 года назад, он эксплуатировался. И если соблюдаются все правила поддержания лётной годности с таким маленьким налётом, это всегда новый самолёт.

Вопрос: А где новые проекты? Ранее можно было слышать про запуск в серийное производство Ил-96, но воз и ныне там?

Олег Смирнов: Это разговор, который связан с очень серьёзными вопросами. Главный из них - что мы до 1990 г. были без преувеличения великой самолётостроительной и авиационной державой. Сопоставимы с нами были только Соединённые Штаты Америки. И в 1991 г. после того, как пришло новое правительство во главе с Гайдаром, он сделал идиотское заявление, которое Ельцин воспринял серьёзно, что отечественное самолётостроение - это очень дорогое удовольствие и требует много средств, большого интеллекта, а он, мол, договорился с "Боингом", что тот нам даст любые самолёты. И вот это высказывание председателя правительства России было почему-то воспринято Ельциным и началась политика железобетонной привязки к западным самолётостроительным кампаниям, а это значит, началась политика уничтожения нашего отечественного самолётостроения.

Мы лишились статуса великой авиационной державы за 25 лет, и сегодня 95-96% пассажирооборота выполняем на самолётах западного производства. И мы плотно привязаны к "Боингу" и "Эирбасу", отчего теряем в экономическом плане, потому что сейчас наши авиакомпании, имеющие "Боинги" и "Эирбасы", попали в очень непростую финансовую ситуацию. У нас многие авиакомпании находятся на грани финансовых проблем.

Это и вопрос национальной безопасности тоже задевает. Всегда гражданская авиация России была горячим резервом военно-воздушных сил Министерства обороны. То есть не нужно нас учить, нам нужно только сменить погоны и тут же ставить задания. Это дело одной минуты. И наш персонал всегда был готов к этому. Сегодня мы лишились такого резерва, потому что в случае объявления ситуации Ч все "Боинги" и "Эирбасы" будут остановлены. А вот Соединённые Штаты не лишились такого резерва. Они продолжают быть горячим резервом армии США, это уже вопрос национальной безопасности.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU