Аналитика


Маршрутов меньше, платить - больше. В Екатеринбурге закипает "транспортный" протест
Общество | Свердловская область | Уральский ФО

Внедрение новой схемы движения общественного транспорта в Екатеринбурге вызвало настоящий ажиотаж. На разработчиков обрушился шквал критики, екатеринбуржцы - в панике, и гадают, как теперь добираться на работу и учебу, уже создана петиция против новой схемы. На этом фоне РЭК в пятницу, 13 января, собирается повысить стоимость проезда в общественном транспорте Екатеринбурга. В этот раз прообластные политики не ведут "войну" с "городскими" и не добиваются прозрачности предлагаемых мэрией схем - ведь Средний Урал с мая живет в "новой политической реальности". И расплачиваться за это первым, похоже, придется горожанам. Подробности - в материале Накануне.RU.

С 1 июля в Екатеринбурге планируется отменить большинство маршрутов общественного транспорта - в общей сложности более 100. Под нож идут 89 маршрутов автобусов, 18 - трамваев и восемь - троллейбусов. Вместо них планируется внедрить новые маршруты. По задумке разработчиков, транспорта меньше не станет, изменятся маршруты и частота движения, что якобы позволит добираться до места назначения быстрее, хоть и с пересадками.

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU

Новая схема движения вызвала шквал критики со стороны горожан. Прежде всего, негативная реакция жителей столицы Среднего Урала связана с тем, что теперь большинство маршрутов ведут в центр города и добраться из одного района в другой, минуя центральную часть, почти нереально. Эдакий "мАсковский" привет екатеринбуржцам. Ведь, как известно, добраться из региона в регион простым перелетом зачастую невозможно - только через Москву.

Выезд из некоторых "спальных районов" и вовсе становится безальтернативным. Екатеринбуржцы будут вынуждены ездить с пересадками.

"По Старой сортировке будут ездить два трамвая в центр и три маршрутки, тоже в центр... На Уралмаш, как понимаю, на велосипеде ехать надо", - негодует жительница Екатеринбурга Ирина Мельникова.

"На Самолетную итак ходили только четыре транспорта, и все четыре хотят убрать. Браво!" - отмечает екатеринбуржец Артем Пахомов.

"Прикольно. Что на УрФУ ехало, все убрали. И трамваи, и троллейбусы, и маршрутки с автобусами! Класс. Зачем в институт ездить, правильно?" - не скрывает эмоций Дарья Аксенова.

Подобные комментарии в соцсетях сегодня - не редкость. Один из жителей Екатеринбурга сетует, что на его остановке ходит всего четыре маршрута: 37, 012, 047 и 9 троллейбус и их все уберут, другой, что с Сортировки теперь можно доехать только до железнодорожного вокзала. Негодуют жители Орджоникидзевского района: добраться с Эльмаша на Уралмаш теперь можно разве что пешком. Возмущены жители Горного щита, где отменяют автобус до остановки "Южной", на котором все привыкли добираться в Екатеринбург. Теперь вместо него автобус идет в район "Солнечный", откуда не так-то просто выбраться. А жители Вторчермета удивлены, что теперь им предлагают ездить до Елизавета и Уктуса, а не в центр города. 

|Фото: Накануне.RU

Примечательно, что за основу сети решено было взять концепцию фонда "Город.PRO", его учредитель Андрей Толмачев - имеет историческое (!) образование и в свое время был волонтером в кампании в Законодательное собрание Свердловской области Леонида Волкова, ныне скандально известного по совместной с Алексеем Навальным оппозиционной деятельности. 

В настоящее время в сети уже появилась петиция против внедрения новой схемы движения общественного транспорта. Свои подписи под документом оставили 1,5 тыс.человек. Планируется, что документ направят в Министерство транспорта России, областной минтранс и главе администрации Екатеринбурга Александру Якобу.

"Мы, жители города Екатеринбурга, уже много лет и обычно каждый день ездим на общественном транспорте, и мы уверены, что такая реформа приведет к катастрофе", - говорится в тексте петиции.

Александр Якоб|Фото: Департамент информационной политики губернатора

"Ездить с пересадками физически очень тяжело, неудобно, а часто и просто невозможно для пенсионеров, инвалидов, беременных, женщин с маленькими детьми. Неужели никто о них не думает?" - негодует автор петиции.

По его словам, горожане понимают, что городской транспорт Екатеринбурга нуждается в реформе, и поддерживают некоторые из мер, которые предлагают организаторы. Например, появление строгого расписания на всех маршрутах, регулярность хождения транспорта, выделение отдельных полос под общественный транспорт, но категорически против предлагаемой схемы маршрутов. По мнению автора, изменения приведут к настоящей транспортной и гуманитарной катастрофе.

Появляются и активисты, готовые подать заявку на проведение митинга, пока в городе стоит относительно теплая погода. Похоже, что изменение маршрутной сети на фоне подогреваемых слухов об увеличении стоимости проезда способно стать катализатором протеста.

Уже 13 января Региональная энергетическая комиссия рассмотрит вопрос об увеличении стоимости тарифов на проезд в общественном транспорте столицы Урала. В декабре перевозчики подали соответствующие заявки, в частности, МоАП и ЕТТУ требовали установить тариф в размере 32 руб., Екатеринбургский метрополитен - 35 руб. Представители мэрии ожидали повышения тарифа до 29 руб.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

На фоне внедрения новой схемы движения решение о повышении тарифов будет экономически крайне невыгодно для горожан: фактически жителям города навязывают новую схему движения, согласно которой ездить придется больше, но и платить за это тоже придется больше - и никаких альтернатив нет.

Решить "транспортный вопрос" в Екатеринбурге могло бы строительство второй и следующих веток метро, однако в настоящее время речи об этом не идет - нет денег.

Конечно, метро ж дорогое, а строительство храмов - дешевое.

Проект строительства второй ветки заморожен, а дальше слов о необходимости ее появления дело не заходит. Вторая ветка метро, по мнению жителей Екатеринбурга, могла бы стать отличным подарком к 300-летнему юбилею столицы Среднего Урала, однако, вместо этого, горожанам "подарят" храм-на-воде, стоимость которого держится в секрете и, по некоторым данным, исчисляется миллиардами рублей.

метрополитен|Фото: Накануне.ru

екатеринбургский метрополитен, метро, схема линий|Фото:http://metro-ektb.ru/

Инвесторами широкого храмового проекта выступают РМК и УГМК, а вот многие екатеринбуржцы выступают резко против такого "подарка", в том числе профессиональное сообщество архитекторов и градостроителей, деятели культуры и искусства, а также эксперты туротрасли.

храм Святой Екатерины, храм на воде|Фото: свердловский минстрой

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, член "Единой России", "реформу общественного транспорта" в целом поддерживает, но отмечает, что все должно быть не в ущерб горожанам. 

|Фото: Накануне.RU"Я сам неоднократно обращал внимание коллег из городской администрации на этот вопрос. При этом любая реформа должна быть, прежде всего, эффективной. А это значит, что люди должны меньше времени проводить в пути и меньше времени ожидать свой маршрут, особенно учитывая климатические особенности нашего региона. Никакие реформы не должны осложнять жизнь", - заявил глава региона.

По его словам, в настоящее время "отсутствие достаточных разъяснений об утвержденных новациях в системе городского транспорта вызывает самую серьезную обеспокоенность горожан".

"Отсутствие достаточных разъяснений" - вообще становится каким-то странным трендом свердловской политики, когда "единым политическим центром" начал утверждаться бывший "теневой мэр" Екатеринбурга Владимир Тунгусов.

Отсутствие внятно изложенных, популярно и многажды разъясненных причин реформ, отсутствие системы диалогов с гражданами (прямых и через СМИ)  - вызывает в обществе все более крепнущие убеждения, что любые решения можно принимать кулуарно, без работы с населением (храм-на-воде - пример из того же ряда). Удивительно, но по созданной в Екатеринбурге транспортной проблеме вынужден высказываться губернатор (!!!) - не мэр Евгений Ройзман, не глава администрации Александр Якоб, не профильный министр в областном правительстве. Система информационной работы "город-область" нынче такова, что проблема при ее появлении никак не "купируется" дотошной разъяснительной работой, а доходит до точки кипения - и тут в ситуацию вынужденно вмешивается первое лицо региона, в то время как остальные чиновники хранят молчание. Кому и зачем нужна такая новая технология - догадывайтесь сами.

Любопытна реакция на происходящее муниципальных и областных депутатов, представителей различных партий, в прежнюю пору пресловутой "войны города и области" активно и рьяно отстаивающих интересы своих избирателей и выступающих против повышения стоимости проезда в общественном транспорте. Так было при прошлом планируемом повышении тарифов - городу указывали на непрозрачность работы транспорта, необходимость повышения эффективности МУПов, некоторые предлагали конкретные планы, как можно увеличить доходы транспортных компаний без повышения тарифов. Сейчас же некоторые далеко не последние в  городе и области люди  честно признаются, что еще даже не видели новую схему движения, повышение стоимости проезда комментировать не готовы.

Илья Лобов, Справедливая Россия, СР|Фото: Накануне.RU"В настоящий момент у меня недостаточно информации, чтобы сказать что-то адекватное. Поругаться я, конечно, могу, но это будет в пустоту. Я разберусь с этим вопросом и буду готов комментировать позже", - сказал в разговоре с корреспондентом Накануне.RU депутат ЕГД, "эсер" Илья Лобов.

Его "коллега по цеху" - депутат ЕГД от "Партии пенсионеров" Олег Хабибуллин пока тоже не успел ознакомиться с новой схемой, однако, убежден, что решать "транспортный вопрос", конечно, нужно.

хабибуллин олег вахалиевич депутат городской думы екатеринбурга|Фото: Накануне.ru"Саму предлагаемую схему я, честно скажу, не смотрел, но, на самом деле, хорошо, что началось хоть какое-то движение, даже пусть с какими-то шероховатостями и недочетами. Конечно, хотелось бы чтобы в результате изменения транспортной маршрутной сети Екатеринбурга увеличился удельный вес маршрутов муниципального транспорта за счет сокращения присутствия частного транспорта", - прокомментировал ситуацию Накануне.RU парламентарий.

На вот вопрос - куда денутся единицы трамваев и троллейбусов при сокращении их маршрутов? Возможно, это первый шаг к сокращению парка этих видов транспорта?

Что касается повышения стоимости проезда, то по словам Олега Хабибуллина, ранее выступавшего против этого, и сейчас нет объективных экономических предпосылок к удорожанию.

"Я - противник необдуманного безудержного повышения стоимости проезда, потому что у нас Екатеринбург среди городов-миллионников самый компактный город. Маршрутная сеть тоже достаточно компактная, не размазанная на сотни километров, как в Волгограде, например. В связи с этим непонятно, почему сейчас поднимается вопрос о повышении стоимости проезда. Администрация города только приступила к первому пункту рекомендаций областного правительства по реформированию транспортной сети и сразу же заговорили о повышении тарифов. При том, что стоимость энергоносителей за этот год практически не выросла, осталась стабильной. Это сейчас просто экономически неоправданно, а если еще и соотнести с тем, что с 1 июля заработает измененная транспортная маршрутная сеть с большим количеством пересадочных узлов, то это людям сразу же ударит по карману. Если человек раньше на работу добирался без пересадки, сейчас он будет вынужден делать одну-две пересадки, и даже если стоимость не увеличится, расходы на условную поездку уже увеличатся, а если еще и добавить стоимость проезда, то увеличится вдвойне", - считает Олег Хабибуллин.

Депутат Законодательного собрания Свердловской области, коммунист Александр Ладыгин также отметил, что Екатеринбург - "компактный миллионник", который при этом "страдает от недостатка развития транспортной инфраструктуры". По мнению парламентария, решать транспортный вопрос нужно, но делать это необходимо цивилизованно. По его мнению, корень всех зол не в перенаправлении маршрутов, а в "приватизации" рынка частными транспортными предприятиями.

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU "Нужно делать ставку на развитие общественного транспорта! У нас, к сожалению, наблюдается обратная тенденция - приватизации общественного транспорта. Это приведет к тому, что перевозки станут недоступными для части горожан, прежде всего малообеспеченных. Это антисоциальные меры, но конкретные фирмы-перевозчики положат себе копеечку в карман. Все остальное - перенаправление маршрутов, сокращение автопарка - это все производные от этой политики", - поделился мнением депутат.

Парламентарий также отметил, что в части повышения стоимости проезда в общественном транспорте КПРФ, как и ранее, будет выступать против и готово поддержать население, если население само готово отстаивать свои интересы. 

"Мы имеем дело с монополизмом в классическом виде. Реальная себестоимость провоза граждан в общественном транспорте - 13 - 14 руб.! Все остальное - накрутка. После этого они нам говорят, что с проездом в 26 руб. перевозка становится нерентабельной - это полная ерунда! Это просто классическое лобби монополистов. Пока я не готов сказать, каким образом мы поддержим население, но однозначно, реагировать будем - либо в форме депутатских запросов, либо выйдем на улицы", - сказал Ладыгин, добавив, что это "решение проблем за счет населения".

Впрочем, в публичной плоскости каких-то скоординированных действий парламентарии не ведут. По мнению некоторых наблюдателей, это неудивительно: с приходом "серого кардинала" Владимира Тунгусова в администрацию губернатора "город" и "область" вынуждены были показательно "зарыть топор вражды", а в регионе воцарилась "тишь, да гладь" в смысле иссушения информационных потоков и прекращения "подкормки" оппозиции.

"Действительно, ряд партий в свое время активно сотрудничали и взаимодействовали с городской властью, активно ею использовались в эскалации протестной активности в Екатеринбурге. В новой политической ситуации, которая сложилась со второй половины прошлого года (когда Владимир Тунгусов сменил место работы, - прим.), такая активность не приветствуется. Все-таки одним из критериев оценки деятельности губернатора и, в частности, Владимира Тунгусова, является поддержание некой политической стабильности, в которую включено отсутствие акций протестов. Региональные политики не заостряют внимания на этих темах, хотя, наверное, не будь этого фактора, политики на этой актуальной злободневной теме могли бы заработать политические очки. В сложившейся ситуации они игнорируют эту повестку, которая идет к ним в руки", - прокомментировал ситуацию Накануне.RU представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Свердловской области, политолог Руслан Мухаметов.

ТЭЦ Академическая, руководитель Администрации Губернатора Свердловской области Владимир Тунгусов |Фото: Накануне.RU

По мнению эксперта, сыграл свою роль и федеральный тренд, "связанный с крымским консенсусом".

"С 2014 года партии, входящие в системную оппозицию, должны соблюдать некие неписанные правила, связанные с минимизацией своей протестной деятельности. В условиях непростой экономической ситуации их протестная деятельность в Кремле не приветствуется", - уточнил Мухаметов.

Но при этом не исключено, что горожане начнут организовывать протестную активность сами. А это само по себе еще более опасно для все той же политической стабильности. За примерами далеко ходить не придется - еще недавно в Тюмени пытались увеличить стоимость проезда с 22 до 25 руб. (в Екатеринбурге, напомним, сейчас 26 руб.) и ограничить число льготных поездок для пенсионеров. Это вылилось в акции протеста, прошел митинг, в результате администрация города была вынуждена пойти на попятную. Этот кризис в отношениях власти и общества был замечен на федеральном уровне и упомянут в докладе московского Агентства политических и экономических коммуникаций, где был назван негативным для региона фактором.

Митинг, повышение стоимости проезда, Тюмени, КПРФ|Фото: kprf72.ru

Как пройдут новации в Екатеринбурге без содержательного решения вопроса по модернизации транспортных артерий - предсказать трудно.



Евгений Иванов