Председатель Китайской народной республики Си Цзиньпин на открытии Всемирного экономического форума в Давосе выступил с одой глобализации. Для решения мировых экономических проблем нужно отказаться от протекционизма, сказал "главный коммунист планеты", чем удивил публику. Китаю, как главной экономике мира, выгодно свободное перемещение товаров, однако Поднебесная не следует собственному "рецепту" и пытается ограничить доступ в самые привлекательные сегменты собственного рынка, отмечает публицист Андрей Паршев. Его экспертное мнение - специально для Накануне.RU:
- Выступление Си Цзиньпина - случай неординарный, и в американском медиа-пространстве на эту тему много шуток. Но это еще и результат некоторого недоразумения, связанного с восприятием идей коммунизма. На самом деле, марксисты выступали против искусственных ограничений рынков и то, что в СССР не было свободного рынка с другими странами - это, скорее, частный случай. Если вспомнить историю, то ограничений было больше с их стороны, а не с нашей. Запад привык, что они "за свободную экономику", а коммунисты - "против", но на самом деле выступление Цзиньпина не противоречит коммунистическим идеям.
Ситуация для Запада осложнилась, потому что в рамках большой сделки между США и Китаем, начиная с 70-х гг., КНР получила некоторые преференции - выгодные условия для торгового обмена и перемещения инвестиций. Закономерный итог - Китай выиграл в сфере производства и стал первой экономической державой мира. Свободное перемещение товаров для КНР выгодно. Американцы неожиданно для себя конкурентную борьбу проиграли, но сейчас к власти в США пришел протекционист, президент, который обещал создать барьеры, вернуть производство в Америку нерыночными методами. А, напомню, примерно до 30-х гг. 20-го века Соединенные Штаты протекционистскую модель исповедовали, что и помогло им добиться лидирующего положения. Китай, несмотря на то, что последние годы далеко продвинулся в развитии собственного внутреннего рынка, все еще остается экспортоориентированой экономикой. Он пытается максимально долго сохранять это положение, так как благодаря ему в Поднебесной развивается экономика, страна получает иностранные инвестиции. Сейчас мало кто об этом знает, но по средней зарплате Китай обогнал Россию, а, значит, дело уже не только в дешевой рабочей силе, Китай добился довольно высокого уровня жизни и не собирается останавливаться.
Несмотря на свои сильные позиции, Китай не заинтересован в "торговых войнах", от которых предостерегал участников форума. Но тема валютных манипуляций в связи с девальвацией юаня поднята не зря. Рыночного способа установления курса валют нет, это всегда искусственный процесс управления экономикой. Однако цели могут быть разными: от создания благоприятных секторов экономики до ограничений по вывозу капитала. Определить, для чего Китай установил низкий курс юаня, непросто.
Несмотря на призывы на давосском форуме убрать барьеры, в самом Китае довольно сильные протекционистские меры, именно благодаря этому американский рынок серьезно проседает (США подавали жалобы в ВТО на установление протекционистских мер Пекином в сталелитейной промышленности и сельском хозяйстве). Китай не так давно отказался от всеобъемлющих мер протекционизма, но оставил их в ряде отраслей.
Многие отмечают, что Си Цзиньпинь выступил на Всемирном экономическом форуме именно в тот год, когда Дональд Трамп и его команда не приехали на мероприятие, а в Штатах начал меняться экономический курс. Думаю, поскольку в Китае довольно сильное стремление сохранить свободу торговли, глава КНР принял решение посетить форум задолго до того, как узнал об отсутствии своего идеологического противника. Теперь не США, а Китай - главный сторонник глобализации.