Экс-депутат Екатеринбургской городской думы, оппозиционер Леонид Волков, известный своей совместной политической деятельностью с Алексеем Навальным, все больше обращает внимания на общественно-политические процессы в столице Среднего Урала. Не оставила его равнодушным проблема храма святой Екатерины, который теперь именуют "храмом-на-воде" (митинг против храмового строительства в 2010-м вывел его в политики федерально-оппозиционного уровня), теперь он подключился к обсуждению проекта новой транспортной схемы Екатеринбурга. Причин интереса может быть несколько, но в кулуарах поговаривают, что не только Волков стал активней интересоваться свердловской повесткой, но и представители уральского политического истеблишмента вспомнили о московском оппозиционере с местными корнями. К чему бы это? Подробности - в материале Накануне.RU.
Наше издание уже писало о том, как Администрация президента озабочена предстоящей кампанией по выбору главы государства, которая должна пройти не только честно, прозрачно, но и конкурентно. И поэтому в процессе региональных выборов-2017 кураторы внутренней политики будут стремиться к обкатке технологий и персон, способных выступить спарринг-партнерами в 2018-м.
В УрФО губернаторские выборы в 2017 г., как мы уже отмечали, пройдут в самой политизированной из всех - Свердловской области. И заметные оппозиционные фигуры, да еще и при должностях - а, значит, более-менее управляемые - имеются в той же Свердловской области. В первую очередь, тут приходит на ум Евгений Ройзман в роли градоначальника Екатеринбурга. На днях мэр уже повторил, что если действующий губернатор Евгений Куйвашев пойдет на выборы, то он тоже пойдет и выиграет.
Об оппозиционности Ройзмана в широких гражданских кругах столицы и городов Урала - знают все. Об его управляемости - те, кому это знать положено. Но лояльность яркого либерального деятеля Ройзмана городской команде - "коллективному Тунгусову" - проявилась чуть не в первый месяц нахождения на посту градоначальника. А сегодня очевидна в Екатеринбурге большинству. Однако, столичные либерал-оппозиционеры и тому будут рады - у них заметных фигур просто раз два и обчелся.
А без оппозиционеров выборная кампания-2018 будет бледной. Недавно, кстати, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прямо заявил иностранным СМИ - оппозиция с "серьезным подходом" пошла бы на пользу дела в президентской гонке.
В свете таких тезисов возможное участие Ройзмана в выборной гонке-2018 становится вполне себе реальной перспективой, но тогда участие его в выборах свердловского губернатора становится чуть ли не необходимым. А это уже риск для управляемости региональных процессов.
Но что московским стратегам до местных проблем, когда на кону главное. Схема конкурентных выборов уже не раз была опробована. Например, была реализована в столице в 2013 г., где для спарринга с Сергеем Собяниным (к команде которого, как считается, относится и Куйвашев) был вызволен из "застенков" Алексей Навальный, занявший по итогам второе место. Интересен тот факт, что в предвыборных программах обоих главных конкурентов был вопрос реформы транспортной системы Москвы. Так, Собянин в своей программе заявлял: "Главной задачей на посту мэра Москвы считаю решение транспортных проблем столицы!". Навальный, в свою очередь, отмечал в качестве "ключевого приоритета" своей программы "улучшение транспортной ситуации", а "самой большой проблемой Москвы" называл пробки на дорогах. То есть, оба кандидата педалировали одну и ту же проблему и обещали, в случае своей победы на выборах, принять меры по ее решению. Как в итоге решается "транспортный вопрос" в столице - всем известно.
И вот "транспортные баталии" на наших глазах разворачиваются в преддверии выборов 2017 г. и в Екатеринбурге. Глава администрации города Екатеринбурга Александр Якоб подписал постановление, которым вносятся корректировки в маршрутную сеть городского транспорта. Планируется отменить большинство маршрутов общественного транспорта и заодно увеличить стоимость проезд. Новая схема движения вызвала шквал критики со стороны горожан. Прежде всего, людей беспокоит то, что в рамках новой схемы не будет возможности добираться из одного района в другой без пересадок.
На днях к обсуждению подключился соратник Навального и хороший знакомый Ройзмана - Леонид Волков. По его словам, сама новая схема в целом получилась хорошая и правильная, но перечислив все достоинства одобряемого им проекта, похвалив тех, кто работал над ним, Волков переходит к "нюансам", объясняя, "как ни в коем случае нельзя делать":
"Очевидно, что администрация Екатеринбурга провалила информационную работу. Вся буря ведь из-за того, что они вывалили в паблик постановление об отмене с 1 июля действующей сети, не проведя при этом большой разъяснительной работы. Какой-то адский провал, после заголовков во всех СМИ о том, что "все маршруты отменят", дальше уже очень сложно работать. "Город.PRO" пытался что-то объяснять, но их информационные ресурсы и возможности ничтожны в сравнении с возможностями администрации".
Слова одобрения по поводу концепции и ее авторов неудивительны. Ведь учредителем фонда "Город.PRO" - автора транспортной схемы - является Андрей Толмачев — историк (!) по образованию, бывший в свое время волонтером в кампании выдвижения Леонида Волкова в Законодательное собрание Свердловской области. О верно направленной "прогрессивности" мышления авторов маршрутной сети говорят и их связи и знакомства, что, очевидно, тоже не может импонировать Волкову.
Маркус Микели (генконсул США в Екатеринбурге), Владимир Злоказов (НКО Город ПРО), Тим Тиммонс (консульство США), Лариса Бузунова (НКО Город ПРО), Даниэль Росс (посольство США в Москве)
"Организация "Город.PRO" лично мне известна тем, что очень тесно общается с дипломатическим корпусом США, - поясняет Накануне.RU член Общественной палаты Свердловской области Сергей Колясников. - Сначала они проводят какую-то встречу, потом, спустя какое-то время "Город.PRO" выигрывает тендер. Но возникают некоторые вопросы. Во-первых, как эта организация вообще могла выиграть тендер на новую транспортную схему Екатеринбурга, если их профессиональный опыт ограничивается пока только велодорожкой в Академическом микрорайоне? А здесь ведь идет речь о городе с полуторамиллионным населением. Во-вторых, в разработке этого проекта участвовали американцы, проект обсуждался с сотрудниками дипломатического корпуса США, и "Город.PRO" этого не скрывает. С какой целью организация представляет гражданам США информацию о пассажиропотоках, о количестве людей, работающих на транспортно-экспедиционных предприятиях, и другие данные? Мне здесь видится весьма серьезная ситуация: не исключено, что идет подготовка терактов в Екатеринбурге, ведь дело касается весьма исчерпывающей информации, которая запросто и существенно может помочь в этом деле: какие маршруты и в какое время больше всего загружены, в какое время час-пик".
Однако Колясников не считает вариант "продуманной диверсии" единственно возможным.
"Может быть, это просто очередной отмыв денег. Пусть даже так, только не надо ничего менять в транспортной системе города и создавать тем самым транспортный коллапс", - считает он.
Вероятно ли, что Волков на волне транспортного протеста снова вольется в свердловскую политику? А что - "авторы мыслят прогрессивно, а уральские чиновники работать не желают и вредят горожанам". Почва-то благодатная. По данным Накануне.RU, политик проводил переговоры с представителями уральского политистеблишмента, но их содержание неизвестно. Продолжающееся обострение транспортного кризиса в Екатеринбурге в преддверии 2017 г. остается неясным для политических аналитиков - региональная команда должна была предпринять все усилия для того, чтобы его "купировать", но пока заняла выжидательную позицию.
Депутат гордумы Екатеринбурга Олег Хабибуллин в беседе с Накануне.RU высказал скепсис в отношении возможной связи выступления Волкова с предстоящими выборами губернатора Свердловской области.
"Я считаю, что Леонид Волков как спарринг-партнер Евгения Куйвашева на предстоящих губернаторских выборах — это просто несерьезный вариант, который не хочется даже обсуждать. На мой взгляд, такой шанс есть только у тех кандидатов, которые сопоставимы с Евгением Владимировичем и по значимости, и по авторитету, но таких персон не очень много. Я бы назвал здесь только Сергея Носова и Александра Буркова, больше я лично никого не вижу в качестве реальной кандидатуры", — считает депутат.
Согласен с этим и политолог, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Свердловской области Руслан Мухаметов, по мнению которого, это "самая маловероятная кандидатура на пост губернатора Свердловской области".
"Волков — представитель несистемной оппозиции и известен как соратник Алексея Навального, и только одно это гарантирует ему 100-процентное непрохождение муниципального фильтра. Дело в том, что в Свердловской области есть более известные представители радикально-либерального лагеря, являющиеся системными игроками, то есть, играющие по правилам системы, и вот они могли бы выступить в качестве кандидатов в спарринг-партнеры Куйвашеву. Но точно не Леонид Волков. Тем более, сейчас он чаще находится физически не в Екатеринбурге, а в Москве", — поясняет эксперт.
Однако, напомним - "несистемный" и "прозападный" Навальный стал спарринг-партнером Собянина в 2013 г., да еще второе место занял.
Как поясняет Руслан Мухаметов, Навальный, в отличие от Волкова, публичная личность. Екатеринбургская общественность все-таки не так хорошо знает Волкова, а если он и пользуется авторитетом, то, скорее всего, "только в радикально-либеральных кругах".
Однако, фигура Волкова могла понадобиться свердловскому региональному истеблишменту и столичным стратегам вовсе не как "кандидат в кандидаты", а, возможно, в том же качестве, что уже было - начальником избирательного штаба. Так ли это - выяснится совсем скоро.
В области все знают - кандидатура и.о. губернатора Свердловской области должна определиться в январе 2017 г. После этого выборная кампания и заявление кандидатов на участие в ней как стороны партии власти ("ЕР" должна провести праймериз), так и со стороны системной и, возможно, несистемной оппозиции войдет в активную стадию. Известно, что в эти дни Евгений Куйвашев часто бывает в Москве, в предстоящие выходные будет принимать участие в съезде "ЕР". При этом, вернувшись на пару дней на Средний Урал, действующий глава региона вновь погрузился в дела области, зарядив подчиненных на выполнение послания президента Федеральному собранию, и 19 января по традиции погрузился в крещенскую прорубь.
Верующие считают, что после троекратного погружения в Крещение в купель человек очищается, обновляется и получает новый прилив сил...