Аналитика


"Надо думать не про санкции Америки, а про социально-экономическую политику России"
Политика | В России | За рубежом

Первый телефонный разговор "по делам" между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом уже сам по себе стал знаковым событием. Зарубежные издания сравнивают фото, сделанные при переговорах президента США с канцлером Германии и российским лидером, а также время, потраченное на обсуждение вопросов. Пока мы лидируем. Отечественные же наблюдатели надеются увидеть или услышать хоть какие-то сигналы - на что рассчитывать, какие выводы делать?

Пока такой сигнал дал глава МИД РФ Сергей Лавров, назвав разговор президентов "хорошим".

"Разговор, который состоялся в субботу между президентами Путиным и Трампом, был хорошим и в политическом, и в человеческом смысле", - сказал Лавров, добавив, что был выявлен "целый ряд сфер, в которых интересы РФ и США совпадают".

Складывается впечатление, что новоизбранный президент уже за пару недель перевернул всю закостенелую американскую политику вверх ногами и начал трясти: тут и стена на границе с Мексикой, и приостановка приема беженцев, и выход из ТТП, и много чего еще. С таким "набором" недалеко и до отмены санкций, введенных против России.

Однако, как пояснил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, санкции главы государств не обсуждали. В ходе разговора они затронули ближневосточный конфликт, ситуацию на Украине, борьбу с терроризмом, ядерную программу, а также договорились о подготовке личной встречи.

"Подчеркивалась важность восстановления взаимовыгодных торгово-экономических связей между деловыми кругами двух стран, что могло бы дополнительно стимулировать поступательное и устойчивое развитие двусторонних отношений. Владимир Путин и Дональд Трамп договорились дать поручение проработать возможные сроки и место проведения их личной встречи", - сообщили в пресс-службе Кремля.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

А ведь еще недавно Дональд Трамп говорил о возможности снятия санкций в контексте снижения ядерных арсеналов обеих стран. И об этом же говорил кандидат на пост главы Минфина США Стивен Мнучин:

"[Я поддерживаю продолжение санкций] на все 100. И я думаю, что наш избранный президент дал ясно понять, что готов изменить эти санкции только в том случае, если получит "лучшую сделку". То есть если мы получим нечто взамен. Будь то по ядерному оружию или в других сферах".

Если Владимир Путин и Дональд Трамп и не обсуждали санкции по телефону, то, возможно, они могут их обсудить при личной встрече? Но при этом – а так ли сильно на нас давят эти запреты? Об этом Накануне.RU рассказал экономист, руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин:

делягин михаил геннадьевич главный редактор журнала свободная мысль|Фото: Накануне.ru - Первое и самое главное – мы абсолютно точно не знаем, что они действительно обсуждали. Но мы знаем, что со стороны Трампа сидела вся его команда, как зайки, все четыре главных человека, и слушали, затаив дыхание. Кто сидел со стороны Владимира Владимировича, мы тоже не знаем. Это первый контакт после поздравительного звонка Путина. Это то, что называется примеряться друг к другу и попытаться сформировать повестку дня "на потом".

Но при этом у Трампа куча других дел - у него вопрос о власти никуда не делся, против него готовят "цветную революцию". И у Владимира Путина тоже много других дел. То есть это была предварительная беседа, а в течение года, я думаю, будет личная встреча - там уже будут плотные переговоры.

Но это не есть главный вопрос двусторонних отношений. Мы – Россия и Америка – только-только отползли от реальной грани третьей мировой войны. Мы ещё отдышаться не успели. Трамп-то уж точно не успел - у него идёт внутренняя холодная гражданская война, и он её должен как-то давить.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Поэтому можно отметить несколько главных пунктов: во-первых, есть серьёзные вопросы, которые в устной форме не решаются. Во-вторых, может, о санкциях и говорили, но теоретически не могли ни к чему прийти, потому что это не тот формат для принятия решений. В-третьих, стоит ожидать отмены только американских санкций и только по нефтедобыче, потому что эти санкции ущемляют американские компании. Их ввёл демократ Обама, потому что нефтянка поддерживает республиканцев, вот и всё. Остальные санкции — это переговорные позиции, когда Трамп выйдет и скажет, что готов сделать уступку - а какие уступки готовы сделать вы?

А у нас нет уступок, которые мы готовы ему сделать, потому что всё, что можно уступить, за 30 лет национального предательства американцам сдали наши либералы.

Поэтому здесь не нужен оптимизм, не нужно ожидать, что завтра наступит рай и мы поедем в Америку без визы. Нужно понимать, что это достаточно тяжёлая, болезненная работа, потому что при всех симпатиях есть сферы, где объективные интересы России и Америки не совпадают.

Нам не нужно искать срочный выход из этой ситуации, потому что наши проблемы в экономике - это на 10% зарубежные санкции, а 90% - неадекватная позиция российского Правительства и Банка России. И нам в первую очередь нужно решать проблему с российским Правительством и Банком России, потому что реальные санкции на Россию, на мой взгляд, наложили именно Медведев, Набиуллина, а также все, кто под ними сидят.

И если мы хотим нормально развивать страну, то нам нужно думать не об американских санкциях, нам нужно думать о российских выборах. О том, чтобы в повестке дня - неважно, будет баллотироваться президент Владимир Путин или будет это какой-нибудь губернатор - была нормализация социально-экономической политики.

Мы расстались с "козыревщиной" и "девяностыми" во внешней политике достаточно давно. Но в социально-экономической сфере у нас даже не 1992 г. – у нас голимый октябрь 1991г. Он затянулся.