Опубликованные официальные данные по состоянию дел в экономике Челябинской области не дают поводов для оптимизма властям. А буквально в последнее время губернатору Борису Дубровскому и его подчиненным (обычно – вице-губернатору Руслану Гаттарову) все чаще приходится выступать в роли "пожарных", которые вынуждены в ручном режиме тушить проблемные точки региона. Катав-Ивановск, Бакал, Верхний Уфалей и другие территории стремительно переходят в разряд депрессивных, объявленная властями программа по созданию территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) пока реализуется в большей мере на бумаге в кабинетах чиновников. Что происходит и какие существуют пути выхода из кризиса для Южного Урала – в материале Накануне.RU.
Для начала – несколько строчек сухой статистики, которая появилась на днях и касается характеристики развития Челябинской области. По данным челябинского отделения Росстата, в 2016 году индекс промышленного производства по отношению к 2015 составил 96,3%, а инвестиции в основной капитал в январе-сентябре 2016 года составили 91,4% к показателям прошлого года. Серьезно сократились объемы ввода жилья – до 1312,2 кв. м общей площади. Продолжается падение в таком ключевом сегменте региональной экономики как розничная торговля: оборот в декабре по товарной массе составил всего 83,5% к аналогичному периоду (45 млрд 768 млн руб.).
Единственная отрасль, которая, так или иначе, могла бы порадовать власти Челябинской области и губернатора Дубровского – сельское хозяйство – подросла за ушедший год на 3%.
Ситуацию характеризует начавшееся массовое сокращение работников, причем в первую очередь на промышленных предприятиях. Объявлено, что до апреля будут сокращены свыше 3,5 тыс. человек, и это при том, что, по данным службы занятости, к настоящему моменту неполный рабочий день трудятся уже почти 10 тыс. человек.
Увы, но и широко разрекламированные супер-проекты типа создания ТЛК "Южноуральский", который мыслился едва ли не центральным в России по транспортировке и перевалке грузов из Юго-Восточной Азии и прокладка высокоскоростной магистрали (ВСМ) Челябинск – Екатеринбург пока никак не двигаются.
Остаются шансы на получение права на проведение саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году и планировавшееся преображение Челябинска. Но сегодня никто из официальных лиц предпочитает не вспоминать о желании губернатора Бориса Дубровского достроить челябинское метро – в реальности остается рассматривать красивые эскизы архитекторов, посвященные новому аэропорту города или набережной Миасса; конкурс проведен, гости и награжденные победители отбыли, на дворе – все те же не очень веселые реалии 2017 года.
Год назад на одном из деловых мероприятий отвечающий в правительстве за инвестиции и в целом за бизнес-климат вице-губернатор Руслан Гаттаров говорил, что у южноуральского бизнеса недостаточно амбиций и веры в эти масштабные проекты. Что ж, спустя год можно констатировать, что веры и амбиций у бизнеса не только не добавилось, но, скорее, стало даже меньше.
Критика действий в экономической политике губернатора Бориса Дубровского и его команды в Челябинске звучала и звучит и во многом сегодня выглядит аргументированно. Глухой ропот доносится и из бизнес-кругов, и даже из кабинетов наиболее трезвомыслящих чиновников и законодателей.
В самом деле, несмотря на кризисные явления, ярко проявившиеся в конце 2014 – 2015 гг., российская экономика в году минувшем постепенно оживает. Скажем осторожнее – ожило по итогам года промышленное производство и ряд сопряженных отраслей. В целом по стране промышленное производство выросло на 1,1% по сравнению с 2015 годом, лучше всего росла добыча полезных ископаемых - на 2,5%, в обрабатывающих производствах зафиксирован рост на 0,1%, а производство и распределение электроэнергии, газа и воды выросло за прошлый год на 1,5%.
Южноуральские власти могли бы сослаться на то, что на промышленных регионах кризис и сказался серьезней. Но аналитики отмечают, что особенно уныло результаты Южного Урала выглядят по сравнению с соседями по УрФО. Промпроизводство в такой же промышленной Свердловской области, имеющей аналогичную структуру и, следовательно, те же потенциальные условия и проблемы, в 2016 году подросло на 7%. Тюменская область, несмотря на объективные причины – падение цен на углеводороды и сокращение добычи, демонстрирует рост в 7,1%, являясь лидером не только на Урале, но и в России.
Разумеется, никому в голову не придет сравнивать промышленность тюменского севера и южноуральского юга, но объективно характеристики промпроизводства выглядят лучше даже по Курганской области (в динамике, а не объеме) и по соседней Башкирии.
В чем секрет успеха соседей? Без громких заявлений о мегапроектах в Тюмени осуществляется поддержка новых высокотехнологичных предприятий (современная тара и упаковка, переработка сельхозпродукции и другое, заметьте, ставка делается и на отрасли, не принадлежащие к нефтегазовому сектору). Видимо, как раз рост потребностей производств и бизнес-активности привел к тому, что за последние годы масштабно реконструирован международный аэропорт "Рощино".
На Южном Урале с господдержкой производств дела обстоят своеобразно. Еще два года назад по решению и. о. губернатора Бориса Дубровского реальный и ведущий сектор промышленности Южного Урала – черная металлургия – получил от областных властей госгарантий на 8 млрд руб. Деньги предназначались для двух ведущих предприятий металлургии – "Магнитогорского металлургического комбината" и "Челябинского трубопрокатного завода", связанных через закупки друг с другом.
Понятный и близкий Дубровскому бизнес был поддержан в трудную минуту, но это не сработало на долгий рост. Капитализация бизнеса владельца ММК Виктора Рашникова, вроде бы, действительно выросла в стоимостном выражении, но особой прибыли Челябинской области от этого, естественно, нет. Нет сомнений, что и основной бенефициар ЧТПЗ Андрей Комаров также не бедствует.
И наоборот, раскритикованный Дубровским проект по поддержке крупных производителей птицы на Южном Урале на сумму в 2,5 млрд руб. "выстрелил" (автор - бывший губернатор Юревич) и продолжает улучшать статистику области в сегменте сельского хозяйства.
Справедливости ради стоит отметить, что именно губернатор Борис Дубровский за последний год много сделал для старта проекта по строительству Томинского горно-обогатительного комбината под Челябинском "Русской медной компанией" (РМК). Несмотря на сопротивление части общества и активистов, несмотря на неизбежные в противостоянии с экологическими движениями репутационные издержки, проект Томинского ГОКа, вроде бы, выходит на начало строительства.
По мнению экономиста и члена Общественной палаты Сергея Гордеева, появление карьера по добыче и переработке медной руды в границах соседнего с Челябинском района может превратиться из головной боли властей и экологов в точку роста на карте региона. Гордеев на примере уже работающего в Варненском районе Михеевского ГОКа той же РМК показал возможность положительного воздействия объекта в Томино на всю экономику области. Так это или не так, судить, конечно, специалистам, но разумный и осторожный подход губернатора к данной проблеме следует отметить.
Однако, эксперты в оценках сдержаны. Член экспертного клуба "15/01", предприниматель Яков Гуревич в целом довольно пессимистичен: "Думаю, сдвигов не произойдет. Не произойдет просто потому, что какой-то системный подход к решению проблем отсутствует. Тот же Верхний Уфалей еще 20 лет назад нами обсуждался, были ясны перспективы и будущие риски работы предприятия. Сейчас этот момент наступил. Что мы видим со стороны губернатора? Он съездил в Уфалей и заявил, что там готовы работать восемь инвесторов. Вопрос – а где они были раньше? И следующий вопрос – а как это любой инвестор зайдет на специализированную промышленную площадку, как он там разместится и будет работать?" - отмечает эксперт. Добавляя, что серьезнейшей проблемой является продолжающееся падение инвестиций в основной капитал предприятий региона.
Предприниматели, увы, в большинстве своем оптимизма не испытывают. "Вообще, метания властей, попытки то построить сверхсовременный аэропорт, то ВСМ, то развивать туризм и жить как в Альпах за счет него, вызывают часто недоумение. Есть бизнес, который выжил в кризис, и дохнет от непомерных ставок и поборов, предприятия закрываются, госзаказы идут только по своим. Поддержите тех, кто еще остался, иначе и они уйдут из области. На словах все только поддерживают бизнес, по факту – гробили и гробят", - отметил в беседе с Накануне.RU один из предпринимателей и участников местной "Опоры России", попросивший не называть себя.
Южноуральские власти поясняют, что перед ними стоят непростые задачи. Ставка делается на создание особых экономических зон.
"Губернатор сейчас активно проехал по территориям, оценил везде положение. Понятно, что будут приниматься решения по каждому случаю отдельно для расшивки "узких" мест. Задача - перестроить структуру моногородов, моно-территорий. Один из инструментов - создание зон ТОСЭР. Сегодня на утверждение федеральных властей отправлена заявка по Бакалу. Возможно, сейчас, в связи с положением в Верхнем Уфалее, придется ускориться и отправить аналогичную заявку по этому городу и прилежащей земле. В любом случае работа идет и будет продолжаться", - рассказал Накануне.RU о планах пресс-секретарь главы региона Дмитрий Федечкин.
Итак, ставка на ТОСЭРы, жителям небольших южноуральских моногородов вроде Бакала, Верхнего Уфалея, Юрюзани - придется ждать результатов. Во всяком случае, результат любой работы отражается в статистике, а она пока говорит не в пользу принимаемых мер.