Премьер-министр Японии Синдзо Абэ в эти выходные впервые со времени инаугурации Дональда Трампа посетил США. Для американского лидера, соответственно, состоялась одна из первых личных встреч с руководителем иностранного государства. Несколько ранее он принимал в Вашингтоне английского премьера Терезу Мэй.
Лидеры двух стран обсудили весь спектр двусторонних отношений в новых условиях, когда новая администрация Белого Дома заявила о выходе из Транс-Тихоокеанского партнёрства. Однако Токио и Вашингтон остаются союзниками, и их сотрудничество во многом определяет весь геополитический расклад в Восточной Азии. Неслучайно основные противники и конкуренты Японии пристально следили за ходом и результатами переговоров, передает корреспондент Накануне.RU.
Основной печатный орган Компартии Китая "Жэньминь жибао" посвятил этому событию передовицу, в которой выделяются три основные причины визита Абэ в США.
Только одна из этих целей вполне закономерна в контексте двусторонних отношений: развитие американо-японских экономических связей. Притом даже тут не всё прошло гладко.
Перед своим визитом Абэ сделал большой "подарок" Трампу, объявив о том, что японская сторона в ближайшее десятилетие инвестирует 150 млрд долларов США в строительство инфраструктуры, а также создаст в США 700 тыс. рабочих мест и рынок масштабом 450 млрд долларов США. Вместе с тем, в переговорах с США японская сторона намеренно избегает торговых, валютных и других конфликтных моментов. На этом фоне в Японии нарастает беспокойство относительно торговых трений между Японией и США, многие представители бизнес-сообщества ставят под сомнение эффективность действий Абэ в сближении с США ради национальных экономических интересов.
Накануне.RU ранее сообщало, что японский лидер готов придерживаться сходной тактики и в отношении России, он начал ряд экономических проектов без немедленного решения проблемы о суверенитете Курил, которую традиционно педалирует официальный Токио. Результаты во многом оказались сходными: опасения и негодование по этому поводу высказываются как в японском, так и в российском обществе.
И если российско-японские отношения традиционно сложно назвать дружественными, то с Вашингтоном Токио после Второй мировой войны тщательно поддерживает союзнические связи.
Однако и здесь существуют проблемы, требующие решения. Им и была посвящена вторая цель визита Абэ. Лидеры двух стран по итогам переговоров выпустили совместное заявление о том, что США будут применять все военные мощности, включая обычное вооружение и ядерное оружие, для защиты Японии, это обязательство "непоколебимо". При этом, Трамп дал понять, что Японии придётся взять больше ответственности за размещение в стране американских вооружённых сил. Кроме того, базы Пентагона на Окинаве вызывают недовольство местного населения. В тех же случаях, когда правительство Абэ под давлением избирателей обсуждает закрытие или перемещение базы, это вызывает недовольство США. И в будущем, вероятно, эти проблемы только усилятся.
Наконец, в-третьих, премьер-министр Японии распространял информацию о "китайской угрозе", чтобы совместными с Трампом усилиями сдерживать Китай. США и Япония снова подтвердили применение пятого пункта "Соглашения о безопасности между Японией и США" в отношении островов Дяоюйдао (известны также под японским названием Сэнкаку – прим. Накануне.RU), стороны также обсудили ситуацию в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Но стоит отметить, что администрация Трампа не спешит предоставлять Японии поддержку по вопросу о суверенитете над архипелагом Дяоюйдао, а также старается избегать прямых указаний на Китай. Незадолго до визита японского гостя Трамп неожиданно прервал долгое молчание, позвонил руководителю КНР, а позже, отвечая на вопрос в ходе пресс-конференции, подчеркнул "дружественные отношения" между Китаем и США, а также отметил выгоду, которую получит Япония от преимуществ китайско-американской дружбы.
Китайский блогер и независимый эксперт Чжань Хао отмечает, однако, и то, что Трамп делает ставку на развитие отношений с островными государствами – в Европе с выходящей из состава ЕС Британией, а в Азии – с Японией.
При этом, отношения Вашингтона с Брюсселем остаются неопределёнными, а с Москвой Трамп неоднократно намеревался поладить. Вместе с тем американский президент порой критиковал НАТО, называя альянс устаревшей организацией. В то же время он в телефонных переговорах отмечал особую важность входящей в НАТО Турции, а недавно заверил в дружбе и китайское руководство. Вполне вероятно, что конечной целью американского президента является раздробление Евразии и недопущение создания там какого-либо объединения, которое в перспективе смогло бы противостоять Вашингтону. Именно поэтому он опирается на островные государства, являющиеся всё время после Второй мировой войны одними из самых последовательных союзников США.
Помимо Китая, встреча американского и японского лидера также серьёзно взволновала и КНДР. Пхеньян провёл первые за время президентства Трампа ракетные испытания. Это была межконтинентальная ракета, способная достичь западного побережья США. Но Северная Корея располагает оружием, достигающим любой точки Японии, в том числе и американской военной базы на Окинаве. В Восточной Азии на данный момент сложились два полюса силы – это американско-японский альянс и стратегическое партнёрство России и Китая. Ким Чен Ын избегает того, чтобы присоединиться к нему, и нередко ведёт собственную игру, хотя и большое влияние КНР отрицать вряд ли стоит.
В Китае считают, что данные испытания – сигнал в первую очередь Японии, а межконтинентальную ракету, даже если она существует, Пхеньян будет беречь на крайний случай. В целом, Ким Чен Ыну удалось повторить ситуацию прежних лет: Трамп уже осудил прошедшие испытания. Япония потребовала созвать Совбез ООН, однако от прямого военного вмешательства и Токио и Вашингтон уклонились.
Китайский таблоид Global times, имеющий репутацию националистического издания, отмечает, что противники северокорейского режима могут, как и в предыдущих случаях, усилить давление на Китай, с тем, чтобы он "повлиял" на КНДР. Однако, в таком случае, выступая против ракетно-ядерной программы Кима, Вашингтон и Токио будут опять бороться со следствием, а не с причиной. И если Трамп действительно заинтересован в разрешении кризиса, ему следует разобраться в его истоках. Очевидно, здесь содержится намёк на Корейскую войну и последующие попытки Пентагона и его союзников уничтожить северокорейское государство.