Аналитика


Миллиарды на программу "5-100" не приносят плодов - вузы топчутся на месте
Образование | Свердловская область | Челябинская область | Тюменская область | Центральный ФО | Северо-Западный ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России

В этом году Правительство выделит вузам из программы "5-100" 10,3 млрд руб. На 2017 г. таких вузов насчитывается 21, по субсидиям они делятся на три группы.

По 849,2 млн руб. выделяется Казанскому федеральному университету, МФТИ, МИСиС, ВШЭ, Новосибирскому национальному исследовательскому госуниверситету, МИФИ, университету ИТМО.

По 482,2 млн руб. получат Дальневосточный федеральный университет, Национальный исследовательский Томский госуниверситет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Первый Московский государственный медицинский университет им. Сеченова, Самарский национальный исследовательский университет имени академика Королева, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, УрФУ.

Наконец, еще семи вузам будет субсидировано по 141,5 млн руб.: Балтийскому федеральному университету им. Иммануила Канта, Национальному исследовательскому Нижегородскому госуниверситету им. Лобачевского, РУДН, ЛЭТИ, Сибирскому федеральному университету, Тюменскому государственному университету и Южно-Уральскому государственному университету.

ТюмГУ, 5-100, 5.100|Фото: rotfront.su

Главная задача программы "5-100", против которой уже разгорались протесты ранее, заключается в том, чтобы к 2020 г. пять российских вузов вошли в топ-100 трех авторитетных международных рейтингов: Quacquarelli Symonds (QS), Times Higher Education (THE) и Academic Ranking of World Universities (ARWU).

"Принятое решение направлено на повышение качества российского образования и его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг", - говорится в справке проекта.

И вот с 2013 г. Правительство и Министерство образования повышали конкурентоспособность вузов. Если смотреть международные рейтинги 2015-2016 гг., на которые равняются инициаторы программы, то есть положительные результаты, которые часто отмечают – в той или иной таблице появляются новые названия российских вузов, некоторые даже двигаются вверх, но, кажется, не все так радужно.

Например, рейтинг QS: образовательные учреждения из "5-100" начинаются с 258 места, и только 6 из них входят в топ-400. А, например, такие вузы как МИСиС, УрФУ, РУДН, находятся на отметке "601-650". Конечно, можно отметить, что тот же МИСиС сдвинулся с места "701+" в 2015 г. на "601-650" в 2016 г., но сколько еще нужно лет до топ-100?

международный рейтинг вузов Quacquarelli Symonds (QS), 2015 год, российские вузы|Фото: topuniversities.com

Рейтинг QS в 2015 г.

международный рейтинг вузов Quacquarelli Symonds (QS), 2016 год, российские вузы|Фото: topuniversities.com

Рейтинг QS в 2016 г.

Рейтинг THE в 2016 г. более обнадеживающий – вузы из "5-100" начинаются аж с мест "201-250". А вот ARWU в 2016 г. почти и "не заметил" российских образовательных учреждений – в список попали только МГУ, СПбГУ и НГУ, которым присуждены ранговые места 87, "301-400" и "401-500" соответственно.

международный рейтинг вузов Times Higher Education (THE), 2016, российские вузы|Фото: timeshighereducation.com

Рейтинг THE в 2016 г.

международный рейтинг вузов Academic Ranking of World Universities (ARWU), 2016, российские вузы|Фото: shanghairanking.com

Рейтинг ARWU в 2016 г.

Что ж, осталось три года, чтобы как следует подтянуть университеты и за раз сделать то, что не удавалось никому - перепрыгнуть на 100-300 мест в рейтинге. Вопрос только в том, что произойдет с самими университетами и качеством образования? Международные рейтинги и конкурентоспособность – это, конечно, хорошо, но по некоторым показателям те же университеты начинают терять в рейтингах внутрироссийских.

Так, по данным рейтингового агентства "Эксперт", с 2015 по 2016 гг. начали терять в показателях ТюмГУ (было 89 место внутри России - стало 96), ЮУрГУ (48 – 57), СФУ (14 – 15), Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (85 – 99), ТПУ (7 – 8), МИСиС (17 – 18), ЛЭТИ (26 – 36), ВШЭ (5 – 6). Что же первостепенно? Мировой рейтинг, индексы цитируемости и количество иностранных преподавателей или внутрироссийская репутация, качество образования и способность студента успешно трудоустроиться?

Как же обстоят дела в образовании, как вузы справляются или не справляются с новыми задачами, что происходит с вузами без специальных госсубсидий - неужели там образование катится вниз? Об этом Накануне.RU рассказал историк-практик, соавтор проекта "Последний звонок" Евгений Спицын:

- От того, что несколько наших вузов войдут в сотню лучших вузов мира, ничего не поменяется. Огромные деньги будут "съедены" и просто пущены в никуда, зато инициаторы взамен получат пиар и какие-нибудь наградки. Более того, программа "5-100" - это вредоносная программа, это диверсия против нашего образования. У нас за годы реформ, которые проводились Фурсенко, Ливановым и другими министрами, было уничтожено огромное количество педагогических вузов.

Сейчас в стране сохранилось менее 40 педвузов - остальные были "растворены" в местных университетах или технических вузах, но это абсурд - объединять технический вуз с педагогическим. Они превратились в факультеты, и уровень подготовки резко упал. Количество желающих учиться в таких псевдовузах тоже резко упал. Кого мы готовим?

У нас и так по болонской системе недоучки выходят из стен педагогических университетов. А кто пойдет в школу? Дети ничего не знают, учителя ничего не знают - кто будет передавать опыт поколений? В "википедии" все будут сидеть? И учителя, и дети? Они сейчас уже там сидят, для них источником информации стал интернет. А какая там информация содержится - во многом фальшивая, вредная. В той же "википедии" есть вполне добротные статьи, но ведь полно и абсолютно бездумных.

Я считаю, что от этих субсидий никакой пользы - будут "надувать" уже и так "надутые" вузы, а надо поднимать региональные вузы и московские. Я работаю в МПГУ им. Ленина, там катастрофическая нехватка нового оборудования. Мы должны готовить педагогов с учетом того, как будут развиваться те же мультимедийные технологии на 5-20 лет вперед, а не того, что есть сейчас. Но никто этим не озаботился, всем плевать. Многие, конечно, понимают, что происходит, но не могут ничего сделать. А люди, от которых зависит принятие решений, продолжают с упорством дятла протаскивать диверсионные программы типа "5-100".

Не может вуз, не входящий в программу "5-100", тянуться в качестве за лидерами. На какие средства? Да и конкурсы эти на лучший вуз как правило проходят в "бумажном варианте" – кто красивее напишет, лапши на уши повесит, тот и может на что-то претендовать. Вы думаете, эта рейтинговая система реальна? Нет, абсолютно нереальна.

лекция вуз студенты|Фото: metodisty.ru

Инициаторы могут что угодно заявлять - якобы качество образования в вузах программы "5-100" выше, но толку от таких заявлений никакого, это ложь и просто "распил" бабла. Никакого значения для развития системы образования, в том числе высшей школы, проект "5-100" не имеет вообще. Не этим определяется уровень развития образования. Уровень развития образования определяется, прежде всего, выверенными программами, уровнем подготовки кадров, востребованностью кадров на реальном производстве и в реальных секторах экономики. А не этими дутыми рейтингами.

Понятно, что человек, который закончил МГУ, имеет больше шансов найти работу, но это было всегда так. Выпускники МГУ всегда ценились, выпускники МГИМО - тоже, всегда так было – и 20, и 30, и 50 лет назад. Но инициаторы "5-100" просто "оседлали" вполне конкурентоспособные вузы и продолжают на них зарабатывать. Главной же целью всех инноваций в нашем образовании является одна-единственная – сколько украсть. Если абитуриент не может поступить в вуз из программы "5-100", то неужели он получит ужасное образование в другом, нерейтинговом вузе? Что значит нерейтинговый вуз? Рейтинговая система носит фальшивый характер. Высшие учебные заведения существуют давно, что в Москве, что в Рязани - и каждый знает, что собой представляет каждое учебное заведение, насколько там качественно учат, какой там педсостав.

На самом деле, знания, полученные в вузах, не входящих в программу "5-100", в основном мало будут отличаться от знаний, полученных в вузах "на особом положении".

Я считаю, что эту программу "5-100" надо закрыть, так как она не имеет никакого отношения к качеству образования и к развитию образования

Нам надо поднимать планку всего высшего образования - надо срочно отказываться от болонской системы, которая угробит наше образование окончательно, надо срочно переходить на советский специалитет, пересматривать все ГОСы, программы. Нам надо уделить особое внимание подготовке инженерных кадров, потому что у нас самая тяжелая ситуация именно с инженерными кадрами, а от этого напрямую зависит развитие промышленности и новой индустриализации страны. Нам надо срочно решать проблемы, связанные со средне-техническим образованием, там вообще ситуация катастрофическая. А вместо всего этого мы участвуем в какой-то абсолютно никчемной, высосанной из пальца программе.

Тюмгу, 5-100, круглый стол|Фото: РВС



Половников Алексей