Председатель КНР Си Цзиньпин высказался о необходимости координации финансового регулирования, направленного на устранение системных рисков в экономике страны. Как отмечает гонконгская Soth China Morning Post, заявление китайского лидера прозвучало накануне сессии ВСНП, в рамках которой китайские законодатели будут обсуждать, в том числе, и проблемы экономики, связанные как с внутренними причинами, так и с нестабильностью на внешних рынках.
Как отмечает публицист Андрей Паршев, сейчас в Китае происходят изменения экономической модели, сложившейся в последнее десятилетие.
"Экономика КНР является экспортоориентированной, причём ориентированной прежде всего на США. В то же время сейчас в первую очередь Вашингтоном предпринимаются шаги по снижению зависимости от китайских товаров. Китайская экономика попадает в состояние некоторой неустойчивости, и для того, чтобы народное хозяйство продолжило развиваться, им нужно заменить нынешние рынки чем-то другим. В противном случае возможна стагнация и даже некоторое падение. КНР приступила к развитию внутреннего рынка через увеличение его ёмкости, это тоже непростая задача, но произошёл просто взрывной рост зарплат. С одной стороны, это хорошо, так как теперь китайская продукция стала во многом продаваться именно на внутреннем рынке, с другой - страна становится всё менее привлекательной для инвестиций. Это отражается и на финансовой системе создавая риск для инвестирования, так как инвестируя, можно не получить желаемого результата", - рассказал эксперт Накануне.RU.
Си Цзиньпин призвал провести экспертизу недостатков в национальном финансовом регулировании и поставил цель изменить их в соответствии с международными стандартами. Также он пообещал "непоколебимо расправляться с незаконной финансовой деятельностью". Финансовые регуляторы должны будут глубже вникать в теневую сторону рынка, чтобы разыскать т.н. "больших крокодилов" – магнатов, закулисно накопивших большие богатства. Эта проблема, как отмечает South China Morning Post, возникла ещё после краха китайского фондового рынка летом 2015 г.
В беседе с Накануне.RU публицист и политический консультант Анатолий Вассерман отмечает, что задача взять под полный контроль финансовые спекуляции вполне осуществима, хотя и довольно сложна. В частности, это удалось в США во время Великой депрессии, когда были разделены банки, чьей обязанностью являются сохранение денег клиентов и взаиморасчёты между ними, и банки, занимающееся рискованными финансовыми играми. Аналогично принимались и другие подобные решения.
Важнейшим из таких решений является ограничение торговли производными ценными бумагами, то есть теми, чья цена определяется не реальными товарами и услугами, а другими ценными бумагами, это может резко снизить финансовые риски уже хотя бы потому, что сейчас общая биржевая цена производных бумаг примерно в 100 раз превышает стоимость бумаг, связанных с товарами и услугами. И большая часть финансовых рисков создаётся именно производными бумагами.
Несмотря на заявления Си Цзиньпина о необходимости привести финансовую систему страны к международным стандартам, по мнению Анатолия Вассермана, "современная КНР так далека от либеральных канонов, что в ней вполне может получиться, то, что в странах, именующих себя развитыми, невозможно. Можно будет ограничить оборот ценных бумаг, не расстраивая механизм инвестиций в реальный сектор народного хозяйства".
Си Цзиньпин также затронул проблему "компаний-зомби" – неблагополучных предприятий, оставшихся в бизнесе только благодаря государственному финансированию. Председатель КНР подчеркнул необходимость обращаться с долгами таких компаний справедливым способом и не допустить роста безработицы из-за сокращений в промышленном секторе.
Китай недавно возобновил программу, позволяющую компаниям обменивать свой долг на акции, что даёт возможность избегать резких банкротств и значительных потерь рабочих мест, то есть всего того, что в перспективе может подорвать социальную стабильность.
Однако есть опасения, что многие производства в горнодобывающей и металлургической отраслях, а также мелкие низкотехнологичные компании с высоким потреблением энергии и загрязнением окружающей среды спасти такими мерами всё же не удастся. Моральный и физический износ промышленной инфраструктуры уже заставил руководство страны говорить о развитии "умных" производств. В СМИ уже зазвучали опасения, что в Китае начнутся ежегодные сокращения порядка полумиллиона человек в год.
Андрей Паршев в этой связи отмечает, что модернизация, рационализация экономики, которая выталкивает людей и уничтожает рабочие места – это общая проблема для многих стран, не только для Китая, а полмиллиона для страны с населением под полтора миллиарда – это не так много. Анатолий Вассерман, считает, что грамотная организация народного хозяйства страны приведёт к тому, что реформа устаревающих производств не приведёт к серьёзным проблемам для занятых там людей: Главный производственный ресурс – это люди с достаточной производственной квалификацией. Всё остальное гораздо проще создать или добыть. Поэтому в сколь-нибудь грамотном хозяйстве если кто то высвобождается, таким людям немедленно находят новое дело с тем, чтобы максимально использовать их возможностей. Их довольно быстро переучат и переключат на новое дело. Невостребованными оказываются только те, кто совсем ничего не умеет, или же те, кто оказался в обществе, управляемом людьми, как не посчастливилось оказаться нам и в результате, целую эпоху мы сейчас называем "лихими девяностыми".