Аналитика


Интеграционные проекты в Евразии приходят на смену американской модели 1990-х
Политика | Дальневосточный ФО | В России | За рубежом

В Китае - в разгаре заседания "двух сессий" высших представительных и законодательных органов КНР, в повестке которых центральными темами обсуждения станут стратегия "Одного пояса - одного пути" (далее ОП-ОП), а также майский саммит глав стран, присоединившихся к проекту. На этом фоне китайские и российские эксперты обсуждают внешнюю политику КНР и отмечают возможность сопряжения ОП-ОП и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Подробности - в материале Накануне.RU.

В Москве состоялся видеомост, в котором с российской стороны принимали участие директор Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин и доцент кафедры теории и практики иностранных языков Российского университета дружбы народов Олег Тимофеев, с китайской - член Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета КНР Чжоу Минвэй и главный научный сотрудник Института по исследованию финансов "Чунъян" при Народном университете Китая Лю Чжицинь.

Сергей Лузянин напомнил, что идея ОП-ОП была сформулирована Си Цзиньпином в Астане ещё в 2013 г. и сейчас её содержательная часть в общем известна и российским, и зарубежным экспертам: "Это и евразийский пояс, и морской. Сейчас начинается наполнение этого проекта конкретным содержанием".

В этом отношении у КНР и РФ есть огромный потенциал для взаимодействия, так как на ряде форумов Владимир Путин озвучивал идею создания "Большой Евразии" или единого интеграционного евразийского пространства. Китайская сторона подержала эту инициативу, но эксперты по-разному интерпретируют этот проект. Некоторые говорят, что это была альтернатива создававшемуся тогда Транс-Тихоокеанскому партнёрству (ТТП). Новая администрация Белого Дома относится к ТТП скептически и, скорее всего, партнёрство не будет реализовано, но проект "Большая Евразия" остаётся на долгосрочную перспективу и во многом перекликается с китайской концепцией ОП-ОП.

Сессия ВСНП|Фото: realblog.zkiz.com

Учитывая колоссальные объёмы транспортной и инвестиционной сферы и сам географический размах китайской инициативы, можно предположить, что это попытка китайского руководства вдохнуть новую жизнь в процесс глобализации, который в её классической американской модели 1990-х гг. захлебнулся, остановился и был разорван на части. Сегодня проект ОП-ОП - это процесс обновления обмена товарами, услугами, капиталами. Неслучайно Си Цзиньпин на Давосском форуме подчеркнул, что Китай совместно с Россией и другими странами должны совместно продвигать глобальное развитие.

И сопряжение ЕАЭС и ОП-ОП – это один из локальных вариантов совместного продвижения глобального развития. Здесь есть инициативы и Казахстана и других стран, и ОП-ОП  - это не только инфраструктура транспортных коридоров (хотя это, конечно же, основа), но и соразвитие стран, вовлечённых в этот пояс. 

У проекта есть трудности, и немалые. "Они связаны и с макроэкономическими нестыковками, и с согласованием транспортных коридоров, сделать так, чтобы интересы всех стран совпадали – это большая работа для экспертов, дипломатов, сотрудников технической части. Руководители России и стран Центральной Азии на политическом уровне поддерживают проект, но на экономическом уровне ещё необходимо координировать некоторые установки, чтобы совместно продвигать это, как сказал Си Цзиньпин, глобальное развитие", - считает российский ученый.

Он отмечает, что с 2015 г. работает межправительственная комиссия по сопряжению, которую с российской стороны возглавляет вице-премьер Игорь Шувалов, с китайской - первый вице-премьер Госсовета Чжан Гаоли. Кроме того, создан ещё целый ряд межправительственных административных механизмов.

На данный момент проект находится в самой начальной стадии реализации, поскольку сами его масштабы определяют длительный срок. К тому же, он коллективный, охватывающий пространство от Атлантики до Тихого океана, поэтому очень важна инициатива Си Цзиньпина собрать первых лиц стран, входящих в проект. "Это будет качественное продвижение проекта на политическом уровне. А второй "этаж" – экспертно-технический уже работает, в разных форматах, в различных странах создаются макропроекты (казахстанская идея Светлого пути, коридор Россия – Монголия – Китай и т.д.), но политическая координация в Пекине даст свободу рук и экспертам, и бизнесу", - говорит он.

"Пока ОП-ОП представляет собою, образно говоря, огромный шкаф со множеством пустых полок, а после форума начнётся его наполнение конкретным содержанием, конкретными проектами, которых могут быть сотни и даже тысячи", - полагает Сергей Лузянин.

Драйверами этого процесса выступают Китай, Россия, Казахстан (неслучайно именно здесь было заявлено о создании ОП-ОП). Драйверов может быть несколько, это зависит от конкретного профиля ОП-ОП.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Китайский ученый-финансист Лю Чжицинь отметил, что премьер Госсовета Ли Кэцян на открытии сессии ВСНП особо оговорил необходимость развития ОП-ОП и сотрудничества со странами, входящими в этот проект. Два месяца назад этот вопрос обсуждался с представителями правящей партии Казахстана, а в этом месяце планируется обсуждение сопряжения с ОП-ОП конкретных российских инициатив с представителями посольства РФ в Китае.

По словам эксперта, предыдущий процесс глобализации, инициированный США, был во многом связан с "цветными революциями" в странах, входивших в орбиту влияния США, поэтому к такому варианту глобализации выработалось негативное отношение.

"Китай выдвигает инициативу ОП-ОП с осознанием ответственности, которую он несёт. Инициативу ОП-ОП отличают открытость и толерантность, её цель состоит в том, чтобы улучшить жизнь народов этих стран. Главная цель – служить народам всех стран. Мы говорим о всестороннем сотрудничестве. Это связано и с инфраструктурой, и  с энергетикой, и с промышленностью, и с медициной и т.д. Но все эти проекты преследуют одну главную цель – сделать жизнь народов всех стран, входящих в проект, лучше. Сопряжение с Россией нужно, чтобы найти общий язык и возможности для более глубокого сотрудничества", - отмечает китайский эксперт.

Лю Чжиншань процитировал речь Си Цзиньпина на экономическом форуме в Давосе, в которой председатель КНР отметил, что "не следует возлагать те трудности, с которыми мы столкнулись, на глобализацию". Китай поддерживает справедливую, настоящую глобализацию, а ОП-ОП основан на открытости, сотрудничестве и на том, что выгоду получают все, а не какие-то отдельные страны. И эти принципы кардинально отличают его от глобализации старого типа.

Другой эксперт из КНР - Чжоу Минвэй сосредоточил внимание на том, что экономическое сотрудничество будет способствовать развитию взаимного доверия и взаимопонимания между народами. "Если мы хотим мира, безопасности, ОП-ОП может предоставить множество возможностей", - сказал он.

Как отметил китайский эксперт, "с момента, когда глобализация возникла на Западе, прошло много времени, но теперь Китай будет выступать против всех форм протекционизма и за глобализацию и либерализацию экономики, причём не только в своих интересах. Мировая экономика сейчас сталкивается со многими вызовами. И если мы сможем решить какие-то проблемы, это будет очень хорошо. В условиях глобализации старого типа Китай получил больше всего от либерализации и глобализации, но сейчас есть необходимость в том, чтобы вырабатывать новые правила мировой торговли. ОП-ОП даст возможность мировому сообществу нащупать новые подходы к мировой глобализации. Это будут подходы, основанные на взаимной выгоде".

Олег Тимофеев сконцентрировался на конкретных примерах возможностей сопряжения интеграционных проектов двух стран: "Недавно в КНР появилась программы государственно-частного партнёрства в рамках реализации ОП-ОП, одновременно много разговоров ведётся о необходимости модернизации производства. Так что, это, во-первых, потребность самого Китая и развития целых его регионов. Один из важных проектов – это предоставление Приморским краем РФ транспортных  коммуникаций для выхода к морским портам провинций Северо-Восточного Китая".

"Я помню дискуссии среди китайских экспертов на тему, будет ли ЕАЭС конкурентом для ОП-ОП, но был сделан вывод, что ОП-ОП - это более широкий интеграционный проект, чем ЕАЭС. Значительно выросли объёмы железнодорожных перевозок  между Китаем и Европой, поэтому РФ в силу своего географического положения заинтересована и в этом измерении ОП-ОП. Наконец, РФ и КНР становятся лидерами в области межнациональной интеграции, поскольку конкурирующий проект ТТП сошёл на нет", - подчеркнул эксперт.

Сергей Лузянин также развеял опасения по поводу якобы имеющейся угрозы для экономик малых стран со стороны Китая: "Разные масштабы экономик вызывают вопросы. Особенно у стран Средней Азии, когда речь идёт о каких-либо интеграционных проектах. Но сегодня речь идёт не о якобы угрозе ассимиляции малых экономик, а о том, какие выгоды и возможности они могут получить от этих проектов. Большинство  экспертов сейчас воспринимают ОП-ОП не как вызов, а как возможность для совместного развития. Это не экономический союз, а процесс совместного экономического развития, здесь нет каких-то жёстких закостенелых схем. Проект не институционализирован. А процесс может идти по разным трекам. Китайское руководство выдвинуло креативный и гибкий проект, под который могут подстраиваться и большие, и малые, и средние страны".

Волнуют экспертов и вопросы региональной безопасности и террористической угрозы Шёлковому пути со стороны исламистских группировок, в частности, из Афганистана. Кроме того, Олег Тимофеев оценил и угрозу российско-китайскому партнёрству, связанному с российско-американскими отношениями при новой администрации Белого Дома: "Отношения с Трампом никак не повлияют на заложенную в течение многих лет основу всеобъемлющего стратегического партнёрства. Во-вторых, сложности между китайским и американским руководством носят временный характер и будут преодолены. Две страны, являющиеся крупнейшими экономиками, должны сотрудничать, это неизбежно. Я думаю, что создающиеся сейчас диалоги помогут разрешить и ряд стратегических проблем в Азии". Среди них эксперт особо отметил проблему развёртывания на Корейском полуострове американской ПРО.

Китайские карикатуры|Фото:

Подводя итог, Сергей Лузянин отметил, что инициировать конкретные проекты в рамках ОП-ОП может не только Китай, но и другие страны. Огромную роль в сопряжении должны играть Китай, Россия и страны Центральной Азии. И в условиях завершения классической американской глобализации проект ОП-ОП объективно стимулирует новую волну глобализации на основе соразвития и взаимной выгоды, что даст шанс для развития большим, средним и малым народам и экономикам мира.



Павел Мартынов