Аналитика


Павел Салин – об отмене муниципального фильтра: Осенью власть может ожидать очень серьезная дилемма
экспертное мнение | Центральный ФО | Северо-Западный ФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Крым

Все думские партии, кроме "Единой России", согласовали письмо президенту об отмене муниципального фильтра на губернаторских выборах для парламентских партий, так как он, по мнению депутатов, снижает качество подбора руководящих кадров. На данном этапе перспективы у этой инициативы стремятся к нулю. Потому что муниципальный фильтр продемонстрировал, что он позволяет управлять электоральным процессом на местах и снимать кандидатов, участие которых может привести к внутриэлитному расколу на региональных выборах. Это как последний "предохранительный клапан" для власти. Если кандидат идет даже от системной партии, но есть вероятность, что он может начать играть не по правилам или его участие послужит основанием для внутриэлитного раскола, то его всегда можно снять через муниципальный фильтр. Даже если он собрал подписи муниципальных депутатов, то потом "задним числом" можно признать эти подписи недействительными и отозвать.

И удобство этого механизма для центра заключается в том, что федеральное руководство оппозиционных партий настроено достаточно сервильно по отношению к власти. Если бы они до конца контролировали своих активистов на местах, то, может быть, власть и пошла бы на отмену муниципального фильтра. Но что касается партий левого толка – коммунистов в первую очередь, а также "Справедливой России", – их кандидаты могут и выходить за те рамки, которые им ставит федеральное партийное руководство.

Этим они потенциально опасны, особенно сейчас, когда растет недовольство властью. И чем ближе кандидат находится непосредственно к электорату, тем больше вероятность, что он будет реагировать на запросы общества и озвучивать темы той повестки, которая федеральной власти неудобна. Поэтому необходимость муниципального фильтра для власти сейчас даже повышается. Соответственно, никаких предпосылок для его отмены нет, это очень удобный инструмент, и важность его сейчас повысилась по сравнению с тем временем, когда этот фильтр вводился.

Обсуждение зависит только от точки зрения - для оппозиции это отрицательно, для власти – положительно. А речь идет об одном и том же.

Чиновники говорят, что муниципальный фильтр ограничивает политическую конкуренцию в стране, и это "отрицательно сказывается" на доверии общества к итогам выборов и на стабильности системы. Ну, конкуренцию он действительно ограничивает, но для этого он, по большому счету, и вводился.

А что касается доверия общества – да, власть сейчас в очень сложной ситуации. С одной стороны, есть стремление ставить управляемых кандидатов на губернаторские посты, а с другой стороны, если эти кандидаты не будут хотя бы частично реагировать на запросы, которые идут "снизу", то у них будет очень низкий уровень легитимности. Это очень серьезная проблема, но пока власть не придумала, как реагировать на нее.

Если осенью, по некоторым прогнозам, нас будет ждать новый рост протестной волны – тогда власть может этот инструмент пересмотреть. Если ситуация останется примерно такой же, как сейчас – когда тенденция негативная, тревожная, но отнюдь не шоковая, как было в декабре 2011 г., или если даже ситуация начнет успокаиваться, – то позиция власти не изменится.

Сейчас есть понимание, что протестная волна точно затихнет летом, а вот что будет осенью – здесь будет очень серьезная дилемма.

Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве Павел Салин специально для Накануне.RU