Дональд Трамп умело эпатировал публику ещё во время своей избирательной кампании. После победы на выборах он допустил немало громких скандальных высказываний в адрес своих оппонентов, но теперь не щадит даже важнейших союзников. Южная Корея - оплот Пентагона в Восточной Азии - неожиданно столкнулась с пренебрежительным отношением к себе со стороны новой американской администрации. Подробности - в материале Накануне.RU.
Небольшая цитата из интервью американского президента Дональда Трампа, данного The Wall street Journal ещё 12 апреля, неожиданно вызвала дипломатический скандал. Трамп упомянул среди прочего, что в ходе переговоров во Флориде председатель КНР Си Цзиньпин разъяснил ему историю Китая и Кореи: "Не Северной Кореи, а Кореи. И, вы знаете, он говорил о тысячах лет…, и многих войнах, и о том, что Корея в прошлом была частью Китая".
Сеульское издание The Korea Herald отмечает, что спор вокруг якобы имевшего место заявления Си Цзиньпина о том, что Корея в прошлом была частью Китая, станет ещё одной сложностью для будущего президента Южной Кореи в отношениях с настойчивым Китаем и непредсказуемым Трампом.
Впрочем, до сих пор неизвестно, имело ли место такое высказывание на самом деле, или же Трамп неверно интерпретировал речь китайского лидера. Нельзя исключить и версию об ошибке перевода.
Однако МИД Южной Кореи уже категорически отверг подобные доводы, ссылаясь на исторические аргументы, которые никто не может отрицать.
В пресс-службе МИД КНР не подтвердили, но и не опровергли подобное заявление руководства страны, сообщив только, что Южной Корее не стоит беспокоиться.
Такая ситуация породила многочисленные слухи и, как отмечается в южнокорейской прессе, вызвала недовольство тамошнего населения, причём корейцы возмущаются по поводу имперских амбиций Китая: официальная наука КНР считает древнекорейское государство Когурё (существовавшее с 37 г. до н.э. по 668 г. н.э.) частью Китая. Корейцы же (как на Севере, так и на Юге полуострова) видят в нём истоки своей государственности.
С другой стороны, в Сеуле сетуют и на отсутствие у администрации Трампа дипломатической вежливости и понимания истории. Отмечается, что даже если имело место неаккуратное объяснение исторических тонкостей или ошибка перевода, американский президент интерпретировал замечание Си как обычный человек, не уделив ему должного внимания. Трампу не хватает понимания истории региона и динамки его развития. И это прискорбно – отмечают в Южной Корее.
Само по себе заявление, хотя и привлекло значительное внимание и вызвало негодование корейцев, скорее всего, не окажет значительного влияния на отношения между Сеулом и Вашингтоном, но это указывает на проблемы в американской дипломатии, которые могут негативно сказаться в дальнейшем.
Некоторые южнокорейские СМИ, впрочем, полагают, что таким образом американский лидер, возможно, неуклюже пытался подтолкнуть Китай к более активной работе с Северной Кореей.
Кроме того, в минувший четверг в ходе пресс-конференции с премьер-министром Италии Трамп неожиданно похвалил Си Цзиньпиина за необычные шаги в отношении Северной Кореи: "Я думаю, он работает очень усердно, многие корабли с углём были отправлены обратно, многие другие вещи произошли. Многие необычные ходы были сделаны в течение последних двух – трёх часов". При этом, о каких именно шагах идёт речь, американский президент пояснять не стал.
Сайт Koreatimes опубликовал передовицу под заглавием: "Президент и вице-президент США игнорируют чувства корейского народа"? Там вспомнили и недавнее высказывание вице-президента Майкла Пенса, который в ходе визита в Японию употребил термин "Японское море". Такое название исторически закрепилось во многих языках мира, в том числе и в английском, и в русском. Однако в Корее (как в РК, так и в КНДР) оно считается наследием японской оккупации и там предпочитают называть море Корейским или Восточным. В Южной Корее увидели в этом высказывании Пенса пренебрежение к истории и желание посеять раздор между азиатскими союзниками США.
Кроме того, корейцы отмечают, что даже американские СМИ обличили Трампа в невежестве и рекомендовали получать уроки истории от экспертов госдепартамента, а не от лидеров зарубежных государств, "преследующих свои интересы".
В становлении Республики Корея Штаты играли ключевую роль, и проамериканские настроения здесь распространены до сих пор, достаточно вспомнить огромные американские флаги во время массовых демонстраций в Сеуле, тем удивительнее для корейцев такое презрительное отношение к своему суверенитету со стороны заокеанских партнёров.
Координатор программ Российской ассоциации университетского корееведения, кандидат исторических наук Сергей Алкин в беседе с корреспондентом Накануне.RU подчеркнул: "Что именно сказал Си, мы не знаем. Корея практически никогда не была частью Китая. Это ликбез университетского курса истории Кореи. Вассальная зависимость не есть часть. К тому же многие столетия можно насчитать в сумме, когда эта зависимость была формальной".
Другое дело, что китайцы так могут и не считать. Основателя первого корейского государства Древний Чосон Киджа считают выходцем из Китая и родственником правителей первой китайской династии Шан-Инь. Однако, по мнению отечественных учёных, история с Киджа очень запутанная и однозначных выводов об его этнической принадлежности делать нельзя. Более того, в современном Китае считают даже Когурё своим государством, главным аргументом для этого является то, что первые столицы были на территории современной провинции Цзилинь, а, может, даже на Ляодуне (т.е. в Северо-Восточном Китае, достаточно далеко от современной корейской границы). Но в равной степени корейцы могут заявить свои претензии на те территории, что в обеих Кореях иногда делают.
"Китайские префектуры (их было четыре или даже пять) были в составе Ханьской империи, конечно. Но существа дела это не меняет. Окружены они были корейскими племенами", - отметил эксперт.