Аналитика


"Чжицзянский клан" Си Цзиньпина укрепляет свои позиции в руководстве КНР
Политика | За рубежом

Правящая в Китае Компартия неоднородна и разделяется на условные фракции. В 2012 г. накануне прихода к власти пятого поколения руководителей (во главе с нынешним председателем КНР Си Цзиньпином) много говорилось о фракциях комсомольцев, популистов, ориентирующихся на малообеспеченные слои населения и шанхайскую группировку – соратников бывшего руководителя страны Цзян Цзэминя, работавших с ним в Шанхае во второй половине 1980-х гг. Можно услышать также, например, о внутрипартийной борьбе "шанхайского" и "южного" кланов. Сейчас, в преддверии XIX съезда КПК, на котором будет решаться вопрос о втором сроке Си Цзиньпина в гонконгской и западной прессе всё чаще звучит термин "Чжицзянская" или "Чжэцзянская новая армия". Этим термином объединяют людей, трудившихся под началом Си Цзиньпина в то время, когда он возглавлял провинцию Чжэцзян.

Прежде всего, однако, стоит подчеркнуть, что речь идёт, конечно же, не об официальных фракциях, вроде парламентских, а о неформальных объединениях в высших эшелонах власти КНР. Более того, зачастую термины "фракция" и "клан" употребляются применительно к внутрипартийной борьбе как абсолютные синонимы. Однако, закономерно существует недостаток знаний о том, как эти фракции возникают, функционируют и взаимодействуют друг с другом. В то же время, на основании инсайдерской информации, появляющейся в гонконгской прессе и косвенных свидетельств в СМИ материкового Китая определённые выводы о процессах, происходящих в руководстве Компартии, делать, всё-таки можно. Корреспондент Накануне.RU изучил данные о соратниках Си Цзиньпина, имеющиеся в открытом доступе и ознакомился с программным трудом Председателя, написанном во время руководства провинцией Чжэцзян.

Термин "Новая Чжицзянская армия" впервые употребил гонконгский журналист Ма Хаолян в конце 2014 г. Разница в одну букву в русском и английском написаниях отражает интересную игру слов в китайском оригинале. Дело в том, что команду Си Цзиньпина можно считать как чжэцзянской – по месту формирования, так и чжицзянской – ведь именно книга "Чжицзян синьюй" стала, в немалой степени, её идеологическим базисом.

"Чжицзян синьюй" (之江新语) - "Новые Чжицзянские беседы" (под Чжицзяном понимается река Цяньтан, протекающая в регионе) и "Новая Чжэцзянская армия" "Чжэцзян синьцзюнь" (浙江新军). Эту книгу, состоящую из 232 коротких заметок по различным вопросам, Си Цзиньпин написал, находясь на посту партийного секретаря провинции Чжэцзян. Отсюда и происходит игра слов Чжицязян – Чжэцзян. Но помимо сходства в звучании есть и ещё одно немаловажное объяснение – книга обобщала опыт работы Си Цзиньпина на руководящей должности, а его чжэцзянская команда состоит из людей, располагающих личным доверием Председателя и придерживающихся его политических взглядов. Именно в Чжэцзяне во многом сформировался стиль руководства Си Цзиньпина, в частности там он зарекомендовал себя как борца с коррупцией.

Си Цзиньпин (справа) и Ся Баолун (слева) в  2006 г. вместе работали в провинции Чжэцзян|Фото: www.guancha.cn

232 статьи Си Цзиньпина можно разделить на три категории: реализация научных концепций развития на практике в Чжэцзяне, во-вторых, мысли о роли кадров и стиле работы, и, в-третьих, о правильном отношении партийных кадров к власти и выгоде.

Си Цзиньпин после октябрьского пленума ЦК КПК был назван "ядром руководства страной" и, таким образом, получил ещё и идеологический контроль, который, наряду с контролем за кадрами и военным имели только два лидера в истории Китая – Мао Цзэдун и Дэн Сяопин – создатель КНР и архитектор китайских реформ. Именно идеологическое влияние давало Дэн Сяопину последнее слово по многим политическим вопросам в 1990-е, когда за ним уже не сохранялось официальных государственных и партийных постов.

Гонконгское издание South China Morning Post (SCMP) цитирует Чэнь Даоиня политолога Шанхайского университета: "с момента основания КНР 30 лет прошло под влиянием Дэн Сяопина, теперь 30 лет пройдёт под влиянием Си Цзиньпина".

С 2012 г . Си Цзиньпин провозгласил концепцию "китайской мечты", заключающуюся в великом возрождении китайской нации. Вместе с внешнеполитической стратегией "Одного пояса одного пути", Си действительно сделал немало для партийной идеологии и потому достоит стать в один ряд с Мао и Дэном.

Книга "Новые Чжицзянские беседы" была издана в 2007 г. и переиздана в 2014 г., уже после того, как Си возглавил страну. Текст также выложен в интернет, но похоже, не пропагандируется так сильно, как в своё время знаменитая "красная книжечка председателя Мао". В отличие от трудов основателя народного Китая, в которых опыт партии применялся практически к любому поводу, "Новые Чжицзянские беседы" это фактически, методическое разъяснение о работе партийных кадров в условиях рыночной экономики.

Здесь на основе практического опыта, древней китайской мудрости (имён, например, Конфуция или Лао-цзы в тексте встретить не удалось, но часто встречается упоминание "древние говорили"), трудов основоположников марксизма (есть цитаты и отсылки к трудам Маркса, Энгельса, как минимум один раз, Ленина) и китайских идеологов - Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, приводятся размышления о роли партии, о том, как должен работать каждый конкретный руководящий работник и как КПК должны взаимодействовать с народом.

Привычки и пристрастия партийных работников не только определяют их имидж и межличностные связи, но ещё большее влияние оказывают на авторитет и имидж партии, на ей взаимоотношения с обществом. Воспитание общества должно происходить через эффект "верхи действуют, низы подражают". В этой книге Си выдвигает и лозунг "Для пользы общества нет маленьких дел".

Компартии нужно сохранять прогрессивность, стремиться к идеалу, усиливать ответственность, воплощать на практике. Идеал, реализация и ответственность это не отвлечённые, а практические понятия.

В статье "Стремление к идеалу и ответственность очень важно применять на практике" от 22.08.2005 товарищ Си пишет: "Стремление к идеалу означает, что, ставя в качестве своей цели коммунизм, нужно вместе с тем полностью посвящать себя решению текущих дел; усиление ответственности означает то, что на каждом отдельно взятом посту у партийного работника есть определённый общественный долг и, осуществляя работу, ему нужно проявлять себя наилучшим образом".

"В учёбе углубляются знания, в реализации на практике расширяются пределы" (08.01.2007): "Новым результатом научной теории стала китаизация марксизма, наша партия стала во главе коммунизма, [произошёл] новый исторический скачок в научных знаниях о закономерностях развития человеческого общества и закономерностях строительства социализма".

Итак, кого же из чиновников высшего ранга можно отнести к "Новой чжицзянской армии"?

Цай Ци, мэр Пекина. Родился в 1955 г. в южнокитайской провинции Фуцзянь, вступил в КПК ещё при Мао Цзэдуне в 1975 г., в это же время обучался в Фуцзяньском педагогическом университете, после окончания стал работать там. Имеет степень доктора экономических наук. В то время, когда Си Цзиньпин руководил Компартией в провинции Чжэцзян, возглавлял парткомы в городах Цюйчжоу и Тайчжоу. Вообще западные СМИ преподносят новую Чжицзянскую армию едва ли не как противников демократии и гражданского общества, но в китайских СМИ можно встретить и упоминания о Цае как о стороннике народного контроля за работой чиновников. В частности отмечается что он начал вести аккаунт в соцсети-"Вэйбо" (китайском аналоге твиттера) в 2010 г. и широко распространил эту практику среди своих подчинённых. Сейчас количество его подписчиков превышает 10 миллионов человек. Сам Цай подчёркивал, что делает это для улучшения обратной связи между чиновниками и обществом, в частности говорил, что "служащим нужно войти в стеклянный дом, чтобы быть под контролем". Пользователи оценили этот шаг Цая, как он смог общаться с людьми напрямую и своевременно реагировать на их просьбы. В частности, однажды некая женщина пожаловалась Цаю на то, что её сын, работник налоговой службы, не пьёт сам, но всегда выпивает за компанию. На следующий день Цай ответил ей буквально следующее: "Расскажите мне, кто это из работников налоговой службы и с сегодняшнего дня он перестанет пить". Этот ответ приобрёл огромную популярность в китайском интернете.

Мэр Пекина Цай Ци|Фото: news.sohu.com

Хуан Куньмин. Родился в ноябре 1956 г. в провинции Фуцзянь, с 1974 по 1977 гг. служил в Народно-Освободительной армии Китая, после чего в 1978 г. поступил в Фуцзяньский педагогический университет. По окончании этого учебного заведения направлен в райцентр Лунъянь на партийную работу, где постепенно продвигается по карьерной лестнице, а в 1988 г. после преобразования Лунъяня в город, становится его мэром. Позже возглавил партийную организацию города Цзясян в провинции Чжэцзян и в этой должности работал под началом Си Цзиньпина. В настоящее время он возглавляет Департамент пропаганды КПК.

Осенью 2016 г. сообщил, что приветствует объявление Си Цзиньпина "ядром партии" и назвал это событие проявлением высокого консенсуса в рядах партии. Такое решение, по его мнению, будет способствовать поддержанию авторитета КПК, для поддержания процветания государства и долговременной стабильности.

Глава департамента пропаганды КПК Хуан Куньмин|Фото: www.xsnet.cn

Чэнь Миньэр род. в 1960 г. в провинции Чжэцзян, с 1982 г. состоит в КПК. Был директором департамента пропаганды регионального отделения КПК, когда работой партии в Чжэцзяне руководил Си Цзиньпин. В настоящее время занимает должность партийного секретаря провинции Гуйчжоу. Здесь, следуя указаниям Си Цзиньпина о том, что власть должна быть ограничена институтами и осуществляться "в солнечном свете" (то есть прозрачно и открыто), создал в сельской местности 1400 рабочих комитетов, в которых можно подать жалобы на работу госслужащих. В 2015 г. китайские СМИ приводили его как пример чиновника "чжэцзянского бренда".

Партийный секретарь Гуйчжоу Чэнь Миньэр|Фото: news.cnfol.com

Инь Юн, занимающий пост мэра Шанхая – род. в Чжэцзяне в 1957 г. . Когда партией в регионе стал руководить Си Цзиньпин, руководил провинциальным судом и был заместителем секретаря региональной комиссии по проверке дисциплины.

Мэр Шанхая Инь Юн|Фото: news.163.com

Баинь Чаолу – единственный представитель нацменьшинствв составе команды, этнический монгол, родился в 1955 г. в провинции Внутренняя Монголия, член КПК с 1976 г., магистр экономики. При Си Цзиньпине был партийным секретарём одного из крупнейших городов Чжэцзяна – порта Нинбо. Сейчас возглавляет провинцию Цзилинь, граничащую с КНДР и Дальним Востоком РФ.

Партийный секретарь Цзилиня Баинь Чаолу|Фото: epaper.taihainet.com

Ся Баолун, до недавнего времени возглавлявший партийную организацию провинции Чжэцзян, родился в 1952 г. в городе Тяньцзинь и начинал с низших должностей в комсомоле, а в 1973 г. вступил в Компартию. На днях гонконгская SCMP сообщила о его новом возможном назначении. Он приобрёл известность в стране после того, как начал кампанию по снятию крестов с крыш церквей в курируемом им регионе. Эта кампания началась в городе Вэньчжоу, известном как "китайский Иерусалим", и в дальнейшем распространилась по всей провинции.

Власти Чжэцзяна смогли также за счёт жёстких мер обеспечить безопасность проведения саммита в Ханчжоу осенью прошлого года, заслужив персональную благодарность Си Цзиньпина.

Ся Баолун рассматривается также как верный последователь идей Си Цзиньпина, которые он активно проводил во вверенной ему провинции после того, как бывший начальник ушёл на вышестоящие должности.

Ся Баолун|Фото: www.rmzxb.com.cn

Чжун Шаоцзюнь – Самый молодой (1968 г.р.) и наименее известный чжицзяноармеец. Уроженец Чжэцзяна, обучался и получил магистерскую степень в родной провинции, а после докторскую диссертацию защитил уже в столичном университете Цинхуа. Был заместителем Си Цзиньпина по кадровым вопросам, в настоящий момент заместитель командующего Центральным Военным Советом (аналог российского Совбеза). Не удалось найти данных о том, служил ли он в армии в молодости, но в 2013 г. во время запуска космического корабля китайское телевидение показало Чжуна в форме полковника рядом с Си Цзиньпином.


Таким образом, всех их, помимо общей работы под началом Си Цзиньпина в начале нулевых годов, объединяет и приверженность к выработанному тогда стилю ведения дел. Многие, вступили в ряды КПК, как и Си, на закате правления Мао Цзэдуна. Фактор происхождения, характерный для кланов в их классическом понимании, не играет в данном случае никакой роли: перед нами уроженцы самых разных провинций Китая, в том числе и национальных автономий. Двое, Цай Ци и Хуан Куньмин примерно в одно время учились в далеко не самом престижном в стране Фуцзяньском педагогическом университете. Подмеченный почти 3 года назад факт усиления бывших сослуживцев Председателя КНР в высших эшелонах власти с течением времени полностью подтверждается: они успешно продвигаются по карьерной лестнице и занимают ключевые места в важнейших структурах КПК и ряде регионов страны. Немаловажно, что в преддверии съезда КПК, где будет решаться вопрос о переизбрании Си Цзиньпина на новый срок, его сторонники находятся на должностях, с которых велика вероятность их избрания в Политбюро. Очевидно, что "армия" состоит из сторонников антикоррупционной политики Си. В западной прессе можно услышать о "Чжицзянской армии" как о противниках либерализма и врагах гражданского общества. Действительно странным было бы ожидать, что функционеры Компартии придерживаются либеральных ценностей в их западном понимании, однако и об их симпатии к деспотизму и тирании заявлять нельзя. В "Новых Чжицзянских беседах" неоднократно упоминается, что власть дана партии народом и руководящий работник - это слуга народа. Исходя из этого, чиновник должен, во-первых, контролировать себя сам, а во-вторых, необходим народный контроль за его деятельностью. Некоторые из его сподвижников, как мы видим, последовательно реализуют такие механизмы. Таким образом, называть эту группу политиков противниками гражданского общества, в корне неправильно. Скорее уместнее говорить о сильной, но в то же время добродетельной государственной власти, характерной для китайской традиции. Открыт вопрос и о том, почему эта армия ещё и "новая", и в каких отношениях эта фракция находится со старыми сподвижниками Си - в частности, с премьером Ли Кэцяном и теми, кто привёл нынешнего главу государства к власти в 2012 г. Заметно и отсутствие в составе "чжицзянской армии" профессиональных дипломатов. Поэтому о том, какой внешнеполитической линии может придерживаться эта команда, остаётся только гадать.



Павел Мартынов