Аналитика


Саммит G20: США снова навязывают миру конфликты вместо решения финансовых проблем
Политика | За рубежом

Открывающийся 7 июля саммит G20 традиционно является одним из важнейших дипломатических событий года. Помимо собственной повестки, на полях мероприятия пройдут двусторонние встречи глав государств, в ходе которых может быть выработан целый ряд решений по ключевым проблемам международной политики. В Гамбурге впервые встретятся руководители США и РФ, в то время как американская модель глобализации постепенно заходит в тупик и встречает конкуренцию со стороны Китая, где в мае уже прошёл саммит альтернативной "большой двадцатки" – "Одного пояса – одного пути". Подробности – в материале Накануне.RU.

Саммит G20 – это масштабное мероприятие с участием стран, которые представляют более 50% мирового ВВП. В его рамках состоится большое количество встреч глав государств. Основное внимание в России, конечно же, привлечёт встреча президентов США и РФ, но основная повестка G20, хотя и немного потеряется за двусторонними встречами, но в целом будет очень насыщенной..

По основным вопросам саммита, как отмечает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, ожидается серьёзное противостояние.

"Первое – это вопрос экологии, он уже очень проблемный, так как Трамп заявил о выходе из Парижского соглашения. Второе – это торговые отношения. Это основное направление противостояния Германии и США. Трамп заявил о том, что собирается возвращать рабочие места в США и активно вступает в споры по этому вопросу именно с канцлерин, там были враждебные заявления, например, относительно завода BMW в Мексике. В этом же контексте не до конца закрыта проблема с Китаем. И третий вопрос – это миграция. Здесь фундаментально разные подходы между Германией, являющейся мозговым центром миграционной политики Евросоюза со всеми издержками, и Дональдом Трампом, предлагающим кардинально иную политику, предполагающую закрытие границ и постройку стен. Причём разные страны по-разному к этому относятся", – считает Абзалов.

Что касается двусторонних встреч российского президента, то Владимиру Путину предстоят переговоры с премьер-министром Японии Синдзо Абэ на фоне усиливающихся претензий на освоение Курил и обострения ситуации в КНДР. Также по следам визита китайского лидера Си Цзиньпина в Москву, в рамках которого были подписаны соглашения на 12 млрд долларов, Япония хочет не допустить активизации сближения Москвы и Пекина и предложить свои экономические инициативы.

Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ на встрече в Кремле|Фото: http://kremlin.ru

Важной может быть и встреча с главой Австралии Малкомом Тернбуллом, политика страны традиционно находится в контуре Великобритании, предыдущий австралийский премьер Тони Эббот выступал с очень жёсткой критикой Москвы. Сейчас будет первая встреча на высоком уровне с новым руководством Австралии. Тем более, что с этой страной в последнее время активно взаимодействует Китай, осуществляющий там ряд добывающих проектов.

Стоит отметить также встречу Путина с Раджепом Эрдоганом и ожидающийся завтрак с участием глав Германии, Франции и РФ. Естественно, будет обсуждаться ситуация вокруг Украины. Париж и Берлин делают ставку на завершение военной фазы противостояния и поэтому акцент будет на первых трёх пунктах минских соглашений. Пройдет и встреча с главой Евросоюза. На ней будут обсуждаться вопросы, связанные с экономическим взаимодействием с Европой. Пока что у Еврокомиссии нет мандата на то, чтобы вести переговоры по вопросу российских газопроводов, Франция и Германия выступают вообще против переговоров на уровне ЕС, так как это коммерческий проект, который должен решаться в рамках двусторонних переговоров, но Польша и страны Прибалтики выступают за то, чтобы этот мандат инициировать.

Но больше всего внимания приковано к "долгожданной" встрече Путина с Дональдом Трампом. Трамп, скорее всего, представит свою позицию по КНДР. Россия и Китай уже выступили со своей инициативой по этому поводу, подразумевающей отказ Северной Кореи от ядерных и ракетных испытаний взамен на приостановку крупномасштабных военных учений Вашингтона и Сеула в регионе. Самый серьёзный прорыв мы можем получить по Сирии, потому что штурмовать Ракку, не пересекая западный берег Евфрата, довольно сложно с точки зрения географии. Американские самолёты не могут этого делать после того, как мы вышли из меморандума и поэтому восстановление меморандума и фактическое открытие неба западнее Евфрата для американских самолётов станет одним из основных достижений в рамках встречи двух президентов. С американской стороны в рамках аналогичных уступок можно ожидать возвращение российским дипломатам доступа к недвижимости, снятие последнего пункта санкций, наложенных Бараком Обамой. Хоть это не стратегические решения, но взаимообмен уступками может произойти.

Стоит отметить, что встреча "нормандской тройки" без Украины произойдёт, скорее всего, после обсуждения с Трампом, а это, в свою очередь, означает, что решения, представленные в рамках российско-американской встречи, Москва может интегрировать в эти переговоры.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Накануне.RU

Впрочем, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин полагает, что встреча Трампа с Путиным мало что способна изменить. Саммит двадцатки важен тем треком, который разрабатывается министрами финансов разных стран и, собственно, организация создана для того, чтобы формировать конкретные прагматические решения, которые если и не доведут мировую систему до совершенства, то исправят существующие несоответствия и сбои. Встречи политиков в рамках этого саммита не имеют первостатейного значения, а, как правило, носят ритуальный характер.

Саммит проходит на фоне того, что модель глобализации, которую США навязывают всему миру, в том числе и через G7, неуспешна и, по сути, способствует разрушению финансовой системы, поскольку несправедлива изначально. Попытки её реформировать, регулярно предпринимаемые на саммите G20, также еще не приводили к успеху. Поэтому, как отмечает эксперт: "Страны, представляющие интересы производителей значительного количества мирового ВВП, такие как Китай, Индия, Россия и другие, входящие в состав двадцатки, будут постепенно отходить от этого и предлагать альтернативные пути решения всех этих проблем, что, конечно, не понравится США. Поэтому они нервничают и провоцируют большое количество конфликтов, чтобы отвлечь внимание мирового сообщества от решения финансовых проблем, мягко говоря, надуманными вопросами вроде угрозы со стороны КНДР".

Кроме того, эксперт несогласен с точкой зрения о продвигаемой Китаем модели альтернативной глобализации, по его мнению, КНР придерживается принципиально иной идеи – выступает за реализацию собственных национальных интересов в рамках проектов, которые интересны ему, среди них и Новый Шёлковый путь, и самые разные более справедливые варианты распределения финансовых ресурсов.

Политолог Александр Жилин отмечает, однако, что именно личная встреча российского президента со своим американским коллегой может иметь решающее значение для всей последующей международной политики: "Мы видим, сколько сил было потрачено для того, чтобы эта встреча вообще не состоялась или, по крайней мере, чтобы омрачить её всякими неприятностями. Для этого [американцы] шли на крайние формы провокаций: это и удар по аэродрому в Сирии, и слухи о якобы готовящемся применении химического оружия, обострение ситуации вокруг Кореи и многие другие вещи. Чего боятся в Вашингтоне? Они боятся того, что Путин сумеет объяснить простую, но сложную для понимания Трампа вещь: у них одни и те же враги, это глобальные финансовые спекулянты, поэтому если удастся достучаться до сознания [Трампа], то тогда возможна консолидация усилий, пусть и неявная, но, по крайней мере, без конфронтации. Всё остальное – это уже детали. Если этого не удастся достичь, то ни по Корее, ни по Сирии, ни по каким-то другим вещам договорённостей достичь не удастся. Почему? Потому что военная компонента США работает, минуя президента, и мы убеждались в этом не раз. Так было и при предыдущем президенте, так и сейчас. Когда Трамп встречался с лидером Китая, в это же время американцы ударили по аэродрому и поставили Трампа перед фактом. Он вынужден был в присутствии председателя КНР взять это на себя и сказать, что удар произошёл с его согласия".

Отметим, что американские провокации в преддверии встречи лидеров двух стран не прекращаются – так, сегодня стало известно об аресте американскими властями российского гражданина Юрия Мартышева. При этом о предъявленных ему обвинениях пока ничего не говорится, а российское посольство в США уже расценило действия Вашингтона как похищение.



Павел Мартынов