Аналитика


Кудрин взял реванш
Мнения из Сети | В России

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, который направлен на применение бюджетного правила. Что за бюджетное правило? Нефтегазовые доходы, выше цены отсечения $40 за баррель нефти, направляются не на расходы, а на пополнение Резервного фонда.

Как бы странно ни прозвучало, законопроект также направлен на фактическое уничтожение Фонда национального благосостояния и на фактически решенный вопрос об объединении ФНБ с Резервным фондом. Снова возвращаемся к Стабилизационному фонду "Кудрина".

В недавно подписанных президентом изменениях в бюджет Правительство (Минфин) вынимает из экономики доходы от нефти при цене свыше $40 за баррель, хранит эти средства отдельно и не пополняет ими Резервный фонд в текущем году, хотя именно для таких средств Резервный фонд и создавался.

Накопленные сверхдоходы от нефти свыше цены отсечения $40 за баррель будут передаваться в Резервный фонд не в текущем, а только в следующем, 2018 году. Такой правовой конструкции в законе, т.е. Бюджетном кодексе, не существовало, соответствующие нормы бюджетного правила были приостановлены.

Кроме того, в Бюджетном кодексе также отсутствовали нормы о праве направления средств ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета. Правительство вместо того, чтобы найти другой источник финансирования, выдумывало схемы и формулировки, которые позволяют использовать средства ФНБ в обход требований Бюджетного кодекса.

Принятым в первом чтении законопроектом Правительство фактически узаконивает весь этот правовой беспредел, который был на протяжении последних двух лет.

Законопроект крайне неудачен и ведет к существенным для экономики России последствиям.

При принятии изменений в бюджет 2017 года многие соглашались, что $40 - это мало. Консенсус был в районе 50$. Изъятие доходов свыше цены отсечения обескровливает экономику. Это ограничивает и так уже существующий дефицит денег в экономике.

А что же предлагает Правительство? $40 и ежегодная индексация указанной цены на 2% ежегодно, начиная с 2018 года. Как мотивируют установление именно такой планки в $40? Например, говорят, что на долгосрочный равновесный уровень нефтяных цен будет оказывать понижающее давление предложение американской сланцевой нефти. Причем ссылаются на прогноз Всемирного банка и предлагают рассмотреть вариант, когда фактический структурный уровень цен на нефть может оказаться ниже базового уровня в $40 и потребуется его корректировка.

Но подождите. В случае если цена отсечения будет установлена ниже $40, полностью обескровится федеральный бюджет в части доходов. Расходы нужно будет резать по живому значительно выше недавних ставших притчей во языцех минфиновских 10%-ных секвестров бюджета. Значительная часть нефтегазовых доходов будет аккумулироваться в Резервном фонде, и уже из него Правительство будет финансировать расходы бюджета. Причем своими решениями, без Государственной думы, без парламентского контроля, как обычно водится, когда Правительство ежегодно просит право потратить 200-500 млрд на разные цели.

Предварительные основные характеристики федерального бюджета на 2018-20 годы предполагают дефицит федерального бюджета на уровне 1,6% ВВП в 2018 году. В 2019 году планируется дефицит уже в 0,9% со снижением его до 0,8% в 2020 году. В рамках предлагаемого законопроектом бюджетного правила осуществить такое существенное сокращение дефицита федерального бюджета возможно только в случае сокращения расходов. Объявленное недавно на заседании правительства 2-процентное сокращение незащищенных статей расходов уже с 2018 года фактически подтверждает предположения, ранее высказанные "Справедливой Россией".

На самом деле, чуть меньше половины расходов бюджета носит непрограммный, или "незащищенный", характер. Нововведение о 2-процентном сокращении незащищенных статей расходов вообще странное. Откуда взята цифра 2%, почему не 1% или 5%, или, как любил Минфин, секвестировать бюджет на 10%?

Кроме того, Резервный фонд Правительства на 98% расходуется на текущие нужды, на расходы, которые можно было бы предусмотреть и при планировании трехлетнего бюджета, а не в процессе его исполнения. Ведь такое расходование вообще противоречит целям Резервного фонда Правительства, который прежде всего предусматривался для финансирования непредвиденных расходов, а не текущих, как это происходит в настоящее время.

Такие предложения снова ведут к тому, что Правительство просто в обход Государственной думы и в обход необходимости внесения изменений в федеральный закон о бюджете будет тратить по своему усмотрению 2% или 77 млрд руб. Такая вот "заначка" Правительства из государственных финансов.

Использование средств ФНБ для финансирования дефицита федерального бюджета поставит крест на всём том, ради чего ФНБ изначально и создавался, а именно: на добровольных пенсионных накоплениях и на финансовой устойчивости Пенсионного фонда. Впоследствии средства ФНБ разрешили тратить на поддержку финансовой устойчивости корпорации ВТБ (до 7% от размера ФНБ) и на крупные инфраструктурные проекты (до 10% от размера ФНБ). Инфраструктурные проекты могут превратиться в супердолгострой.

В связи с этим становится понятна идея объединения ФНБ и Резервного фонда. В соответствии с предлагаемой конструкцией объем использования средств Резервного фонда не может превышать объем недополученных нефтегазовых доходов. Именно поэтому высказывается идея об объединении ФНБ и Резервного фонда.

Иными словами, в случае, если недополученные нефтегазовые доходы превышают объем используемых средств Резервного фонда, внутренние заимствования иссякнут, невозможно будет разместить ОФЗ, тогда Правительство залезет в ФНБ и направит часть его средств на погашение дефицита.

Кроме того, ФНБ лишается источника своего формирования в виде дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, и остаются в виде источника только доходы от управления средствами ФНБ.

На мой взгляд, это просто означает, что ФНБ умышленно обескровливается. Очевидно, снова для оправдания объединения ФНБ с Резервным фондом. Федеральный бюджет должен работать как инструмент развития экономики страны.

Дополнительные доходы от нефти и газа должны направляться на развитие несырьевого сектора экономики, на поддержку промышленности в первую очередь. А предлагаемые законопроектом меры фактически ведут к стерилизации денежной массы в масштабах, о которых не мечтали создатели Стабилизационного фонда в 2004 году. Правительство фактически ставит крест на планах по выводу экономики на новый виток экономического роста.

Экономист Дмитрий Ушаков, КМ.ру