Аналитика


Курортный сбор призвали воспринимать как "голосование рублем" за отдых в России
Общество | Центральный ФО | Южный ФО | Дальневосточный ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Республика Крым

В Госдуме состоялись парламентские слушания, посвященные законопроекту о курортном сборе. Первоначальная концепция правительственной инициативы вызвала множество критических замечаний и была переработана ко второму чтению. Пилотный проект охватывает четыре региона - Краснодарский, Алтайский, Ставропольский края и Республику Крым, однако планируется сделать закон рамочным. Подробности - в материале Накануне.RU.

В начале дискуссии депутаты указали на то, что в первом чтении была представлена лишь концепция закона, и большое количество справедливых замечаний ко второму чтению "вылилось" в предложения по корректировке инициативы.

Так, позиции депутатов и Правительства о том, куда должны зачисляться средства, поступающие от курортного сбора, разошлись. В нижней палате парламента считают целесообразным направлять эти поступления не в региональные, а в муниципальные бюджеты, как это реализовано в западных странах.

"Предложение комитета такое: в первый год установить, что в муниципальные бюджеты зачисляется 70%, а в региональные - 30%, поскольку стоит провести очень большую организационную работу на уровне регионов. Со второго года проведения эксперимента мы предлагаем все 100% средств зачислять в муниципальные бюджеты", - прокомментировал в ходе слушаний глава профильного комитета Андрей Макаров.

Также депутаты предложили снизить предельную планку курортного сбора до 50 руб. на первый год, что в два раза ниже уровня, указанного в первоначальной редакции закона.

По словам Макарова, по вопросу ставки было много споров, и этот вариант представляется парламентариям оптимальным. Стоит отметить, что несовершеннолетние выводятся из-под действия рассматриваемого закона, устанавливается, что они не будут являться плательщиками курортного сбора.

"Есть разные позиции, кто-то предлагает расширить льготы, какие-то категории граждан включить. Мы предлагаем решить этот вопрос иначе. Поскольку на сегодняшний день актуальность любой из льгот не может быть проверена на практике, предлагаем в данном случае установить, что дети не являются плательщиками сбора. Этот вопрос просто выводится за рамки данного законодательства. По остальным льготам мы предлагаем дать право муниципалитетам, регионам устанавливать любые дополнительные льготы к тому перечню, который установлен на федеральном уровне", - прокомментировал Макаров.

крепость Чембало, Балаклава, Севастополь, Крым(2016)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Мы также считаем необходимым включить в закон спецнорму о том, что средства, собранные в рамках курортного сбора, независимо от ставки, не могут учитываться при рассмотрении вопроса о бюджетной обеспеченности. Таким образом закон выведен из вопроса межбюджетных отношений. Такая специальная норма подготовлена, и мы будем рекомендовать ее к принятию", - отметил глава думского комитета.

Кроме того, в Госдуме предлагают, в случае принятия законопроекта, начать реальное введение курортного сбора не раньше 1 мая 2018 года, тогда как сам закон вступит в силу с начала следующего года. Такое решение, по мнению депутатов, разумно с учетом позиции Общественной палаты РФ. Как отметил Макаров, ОП РФ прислала подробное заключение по этому вопросу и отметила, что "большие проблемы вызывает то, что закон не был достаточно информационно обеспечен, не был подробно обсужден с общественностью, деловыми кругами".

В связи с этим нижняя палата парламента предлагает "разнести" вступление в силу закона и введение его в действие. Муниципалитетам разрешат реально ввести сборы не раньше 1 мая 2018 года. "Таким образом у нас появляется год, чтобы обсудить не только нормы федерального закона, но и как будет формироваться региональное законодательство, нормативные акты, создать общественные советы и придать обсуждению широкий характер", - добавил глава комитета ГД.

Позицию Правительства - инициатора закона - на слушаниях представил министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. В своем выступлении самый богатый чиновник кабмина (задекларировал 582 млн руб. в 2016 году) раскритиковал тезис о том, что курортный сбор станет дополнительным бременем для российских туристов и подчеркнул, что статистика туристической отрасли говорит о "позитивной" динамике на рынке.

"В последние годы мы видим позитивную динамику в развитии внутреннего туризма. В рамках обсуждения звучали сомнения, нужно ли принимать дополнительную нагрузку на наших туристов в период падающего рынка. Хочу обратить внимание на то, что все регионы, где планируется провести эксперимент, в период 2014-2016 годов имели позитивную динамику", - прокомментировал чиновник.

Он также обратился к "зарубежному опыту" и заявил, что "наши конкуренты - страны ближнего зарубежья, дальние страны, те, кто развивает санаторно-курортный отдых, пляжный туризм и историко-этнографический - практику курортного сбора в различных формах активно и долгое время применяют". "К сожалению, наш турист в том числе вкладывает деньги, чтобы повышать их конкурентоспособность в противовес нашим. Эксперимент мы вводим для того, чтобы посмотреть, сможем ли при самообложении российских туристов качественно повлиять на изменение ситуации и через это повысить качество социальной, культурной, спортивной, лечебно-оздоровительной инфраструктуры", - подчеркнул Кузнецов.

Такой курортный сбор, уверены в Правительстве, поможет повысить доходность муниципалитетов. Этот фактор, по всей видимости, является определяющим при оценке эффективности закона. По мнению министра, эффект от поступлений данного вида экономической деятельности "несопоставим с теми затратами, которые они вынуждены нести для поддержания инфраструктуры своих курортов". При этом курортный сбор, как он подчеркнул, не является налоговым платежом и "имеет строго целевой характер". "Формируя этот платеж как неналоговый, мы гарантируем плательщику этого сбора, что деньги, которые он заплатил, пойдут на создание комфортной среды, ради которой он голосует рублем за наши курорты", - выразил мнение Кузнецов.

Ялта, СССР, курорт, море|Фото:

Комментируя предложения Госдумы к рассматриваемому "эксперименту Правительства", министр также указал на несогласие с представленными поправками. К примеру, кабмин все же настаивает на том, чтобы на первом этапе деньги от курортного сбора поступали на региональный уровень бюджета, и уже там осуществлялось распределение средств. Это, на взгляд Кузнецова, позволит сократить бюрократические процедуры и повысить прозрачность процедур. С этим в ходе дискуссии категорически не согласился спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, поступление взимаемых средств не напрямую, а через регионы, приведет к отсутствию мотивации органов местного самоуправления развивать территории.

"Смысл введения курортного сбора заключается в том, что муниципалитеты должны радоваться каждому туристу, каждому отдыхающему и они должны воспринимать это как возможность решения местных проблем через людей, которые приехали к ним отдыхать. А когда вы говорите, что разницы нет, и эти средства могут зачисляться на региональный уровень, значит, муниципалитеты не будут иметь никакой мотивации", - заявил Володин.

Позицию комитета-соисполнителя законопроекта на слушаниях выразил глава думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Он также указал на необходимость существенной доработки инициативы. В частности, вопросы, по мнению комитета, вызывает "сумма сбора".

"Почему 100 рублей? На заседании комитета мы ответа на данный вопрос так и не получили. Почему не разовый сбор, а посуточный? Почему нет градации в зависимости от стоимости проживания? Возможно, стоит подумать и о преференциях для местных жителей. Жители, например, Краснодарского края, отдыхая в своем регионе, должны платить меньше", - выразил мнение депутат.

Кроме того, законопроектом не учтено регулирование частного сектора, а это, в свою очередь, может привести к удорожанию услуги, отметил Нилов. "В сегодняшних условиях, когда, например, демпингует Турция, будут ли отечественные курорты конкурентоспособны? Подсчитывались ли риски, все выпадающие доходы? От введения сбора можно получить больше минусов, чем плюсов", - добавил парламентарий.

Нилов также напомнил о том, что подобная норма "неудачно" действовала до 2004 года, и предостерег от "наступления на те же грабли".

Тем не менее руководители регионов и в особенности муниципалитетов призывают Госдуму как можно оперативнее принять данный законопроект. Они ждут дополнительных поступлений, как "манну небесную".

В поддержку введения курортного сбора на парламентских слушаниях выступил глава Ставрополья Владимир Владимиров. По его мнению, такой инструмент дает возможность муниципалитетам "выживать".

"Мы точно поддерживаем введение курортного сбора. Мы тут радуемся - у нас 6% в год растет турпоток, но давайте вспомним, что до 2014 года у нас ничего не росло, а все падало, и все санатории закрывались. Но не потому, что турпоток вырос, а потому что доллар упал. К нам сегодня приехать стоит условно 500 долларов, а раньше это стоило 1000 долларов и была возможность порадоваться еще каким-то направлениям лечебным", - прокомментировал губернатор Ставропольского края.

Он также упомянул про источники доходов курортных городов, отметив, что налоговые поступления таких городов складываются из налога на землю и НДФЛ. "И в общем-то все, потому что имущество все зальготировано. Города-курорты обеспечены своим бюджетом на 15-20%. Кисловодск, например, имеет общий бюджет 1 млрд 800 млн рублей, но у него собственных доходов меньше 300 млн. Город глубоко дотационный, а к нему приезжают в 4 раза больше численности людей, чем он содержит", - привел пример Владимиров.

"Можно не вводить эту дискуссию, но кто ответит за то, что через пять лет инфраструктура полетит вниз? Она уже сейчас летит. Мы уже сейчас не можем конкурировать фасадами, цветниками, уборкой", - заявил в Госдуме глава Ставрополья.

Видимо, отвечать должны туристы. О важности данного законопроекта рассказал и мэр Евпатории Андрей Филонов. Представитель Крыма на слушаниях также заявил, что курортный сбор будет служить большим подспорьем для муниципалитетов, от имени всех их поблагодарил Правительство за такую идею и с явным неудовольствием оценил "советское наследие" Крыма.

"Не просто так сбор введен в Европе, как экологический. Когда ты платишь, чтобы парк, в котором ты сегодня гуляешь и отдыхаешь со своими детьми, завтра стал лучше, это воспринимается лучше", - отметил глава Евпатории. Филонов заявил, что сегодня крымскому городу крайне не хватает дополнительных источников дохода для развития инфраструктуры.

"С учетом того наследства, которое нам досталось, у нас парк советского периода, мы юзаем те территории, которые нам достались еще от дедов и отцов, и в парках телеграфные скамейки. Много работы, и средств на это нет", - пожаловался чиновник.

Впрочем, даже оппоненты сторонников законопроекта, в лице которых выступило сообщество профсоюзных работников, на дискуссии отмечали, что губернаторы и главы муниципалитетов показали бы свою профнепригодность, если бы голосовали против принятия данной нормы.

Поправки к проекту закона можно внести в Госдуму до 11 июля. В нижней палате парламента, по всей видимости, верят в успех законопроекта и полагают, что перечень его участников может быть расширен со временем. "Данный законопроект не только предусматривает проведение эксперимента в 4-х субъектах РФ. Это законопроект рамочный, подчеркиваю это. Вводить законопроект будут регионы, заксобрания. Определять ставку, какой она будет, будут муниципалитеты. Дифференциация ставок по муниципалитетам совершенно вправе быть, и вы должны будете принять это решение", - сказал Володин по итогам слушаний. Он также добавил, что "если кто-то воспользуется возможностью ввести сбор, но при этом не предоставит сервиса, не улучшит условия жизни туриста", это приведет к плачевным последствиям.



Вероника Килина