Аналитика


Попытки понравиться либералам и наставничество Росселя: чем вооружился Куйвашев перед главным этапом гонки
Политика | Свердловская область | Уральский ФО | В России

До выборов губернатора остался месяц, с 12 августа в регионе начнется официальная предвыборная агитация в СМИ, а до 30 августа каждый кандидат должен опубликовать свою предвыборную программу. В пуле зарегистрированных кандидатов - шесть человек. Это врио главы региона Евгений Куйвашев (выдвинут партией "Единая Россия"), лидер местного отделения "Российской партии пенсионеров за социальную справедливость" Дмитрий Сергин, депутат Госдумы от ЛДПР Игорь Торощин, кандидат от КПРФ Алексей Парфенов, депутат заксобрания области Дмитрий Ионин (от "Справедливой России") и депутат екатеринбургской гордумы Константин Киселев (от партии "Зеленые").

Последний раз губернатора на Среднем Урале выбирали в 2003 году, после чего регионом управляли президентские назначенцы. Теперь же у каждого гражданина, обладающего избирательным правом, есть возможность проголосовать за того или иного кандидата на пост главы региона. Однако особого оживления по этому поводу в обществе не наблюдается. О предстоящих губернаторских выборах напоминают редкие баннеры вдоль дорог, агитационные листовки пары кандидатов, расклеенные на остановочных комплексах в нарушение закона и кое-где до сих пор соседствующие с рекламой товаров и услуг, да несколько газет, издаваемых за счет избирательных фондов.

Сравнивать текущую кампанию с проходившими в 1995, 1999 и 2003 годах выборами, когда участвовали такие политики, как экс-губернатор, а ныне сенатор Совфеда Эдуард Россель и его оппоненты – глава администрации региона Алексей Страхов (выборы 1995 г.), мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий и молодой, но уже известный политик Александр Бурков (кампания 1999 г.), а также депутат (в то время) областного парламента Антон Баков (2003 г.) – не вполне корректно. Ведь на протяжении последних 14 лет глав Среднего Урала назначал президент, за это время подросло новое поколение избирателей, многие из которых впервые в жизни будут выбирать губернатора. Изменилась политическая система, законодательство, а вместе с ними – подходы к избирательной кампании. Свидетелям событий 1999-2003 гг. и во сне не могло привидеться, что главой администрации губернатора станет, казалось, вечный оппонент областной власти, "серый кардинал" мэрии Екатеринбурга Владимир Тунгусов! Но те, кто помнит прошлые выборы, отмечают высокий градус той политической борьбы, накал страстей и мощный драйв, возникавший с подачи штабов кандидатов.

Кстати, некоторые аналогии ведения кампаний среди основных кандидатов все-таки прослеживаются. Например, Россель делал акцент на многочисленные встречи с жителями области, тем же путем идет и Куйвашев; если экс-губернатор на "Знаменке" в 2003 г. исполнял на сцене "Мурку" на баяне, то врио губернатора неделю назад вместе со стройотрядовцами исполнял гимн трудолюбию, упорству, отваге и молодости "Куртки зеленые", подпевая: "К вечеру рук не поднять, но то, что мы с вами сегодня построили, будет веками стоять…" Очевидно, не зря за действующего главу области агитирует Россель, которого считают основным претендентом в члены верхней палаты федерального парламента в случае победы Куйвашева. Можно предположить, что Эдуард Эргартович сегодня активно делится своим уникальным предвыборным опытом с Евгением Владимировичем…

куйвашев россель|Фото: дип губернатора свердловской области

"Не нужно рассуждать категориями прежних лет! – заявил Накануне.RU политолог, руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин. – При всем драйве, явка тогда была 38%, потому что часть избирателей вообще не пошла на участки, наблюдая борьбу с использованием жесткой, зачастую "черной" контрпропаганды. Сегодня ситуация иная: изменились политические расклады – остался один мощный центр влияния, а конкуренция снизилась до минимума. Но конкуренция стала другой, она модернизировалась, и мы живем в другой реальности. Я считаю, что придумывать некоего сильного конкурента-оппозиционера – это, как говорится, от лукавого. В данном случае муниципальный фильтр выполняет свою роль, отсекая тех, кто специализируется на трескучих фразах, но не обладает ресурсом для управления регионом. Цирк здесь не нужен, и следует понимать, что выборы – не конкурс, не шоу. Политика – удел сильных личностей, обладающих соответствующими способностями, талантом и ресурсами".

По мнению политолога, представителя Агентства политических и экономических коммуникаций в Свердловской области Руслана Мухаметова, каждый исторический период имеет свои особенности.

"Отличие этих прямых выборов от тех, что проходили 14 лет назад, заключается в том, что предыдущие кампании были остро-конкурентными, шла политическая борьба не на жизнь, а на смерть, – пояснил Накануне.RU эксперт. – Не знаю, к сожалению или к счастью, но сейчас такого уже нет. Однако те, кто застал прежние времена, зачастую вспоминают о них с ностальгией".

Если же вернуться к существующим реалиям, то складывается впечатление, что перед началом официального открытия агитационного сезона кандидаты замерли, как воздух перед грозой. Впрочем, некоторые претенденты на пост губернатора, хоть и по минимуму, но проявили себя с точки зрения агитации. И сегодня политологи оценили имидж и агитпродукцию, с которыми кандидаты подошли к этапу выборов под названием "предвыборная агитация".

О Куйвашеве

Евгений Куйвашев, кандидат в губернаторы Свердловской области, выборы, плакат, агитация|Фото: Накануне.RU

Руслан Мухаметов:

"Его предвыборная агитация говорит о том, что он старается свой традиционный образ, сложившийся за пять лет губернаторства, несколько отредактировать. В частности, будучи тюменцем, Куйвашев все чаще предстает в качестве патриота Свердловской области, которому интересно и ценно все, что связано со Средним Уралом. Кроме того, очевидно его желание приобрести позитивный имидж среди либеральной городской общественности, понравиться урбанистам. Отсюда такие мероприятия, как велопробеги, проверки хода строительства Центрального стадиона ["Екатеринбург Арены"] – подобные акции служат тому, чтобы понравиться молодой екатеринбургской общественности. Получается, что в период кампании за Куйвашевым сохраняется прежний образ, но в то же время появляются новые черты. Тем самым врио губернатора пытается расширить свою электоральную базу за счет молодого, современного и в определенном плане либерального избирателя. Появившиеся на улицах билборды с его изображением уже подвергались критике: крупным шрифтом выделена дата проведения выборов, а не фамилия кандидата, закрытая поза (скрещенные на груди руки). Но пропагандистский этап только начинается. Думаю, что команда кандидата сделает работу над ошибками, и мы увидим более качественную агитационную продукцию".

Анатолий Гагарин:

"Куйвашев выбрал амплуа руководителя региона и ведет себя как лидер, как человек, наделенный определенными полномочиями, властью, доверием президента. Основной посыл его кампании – "человек, которому доверяет глава государства". Надеюсь, он еще раскроется в ходе избирательной кампании, что, собственно, сейчас и делает, активно встречаясь с народом, участвуя в фестивале "Знаменка", велопробеге, общаясь со студентами и так далее. То есть кандидат раскрывается как человек, который доступен, понятен, слышит предложения с мест, в том числе из глубинки. Думаю, вскоре мы увидим образ "доступного руководителя", который будет нам улыбаться с плакатов. Во всяком случае, это было бы логично – в ходе избирательной кампании расширить палитру своего имиджа. Можно предположить, что если первая часть предвыборного марафона была ориентирована на его лидерские качества, то вторую посвятят человеческим".

О Сергине

Дмитрий Сергин, лидер отделения "Российской партии пенсионеров за социальную справедливость", кандидат, выборы губернатора Свердловской области, плакат, агитация|Фото: Накануне.RU

Руслан Мухаметов:

"На начальном этапе кампании, по законам жанра должна появиться презентационная листовка, направленная на повышение узнаваемости кандидата. Поэтому основной акцент уделяется привлекательной фотографии и написанию крупным шрифтом его фамилии. У Сергина очень яркая, привлекающаяся к себе внимание и запоминающаяся реклама. На первом этапе цель достигнута – агитационные материалы узнаваемые, добротные, креативные, сделаны по всем правилам. Придраться, по большому счету, не к чему. И слоган "На одной ноге с народом" мне, на самом деле, очень понравился, поскольку кандидат позиционируется как человек "от народа и с народом" и в то же время обращает на себя внимание из-за своей физической особенности".

Анатолий Гагарин:

"Слоган "На одной ноге с народом" вновь поднимает образ Сергина как "стойкого оловянного солдатика", который он успешно использовал на выборах в гордуму Екатеринбурга. Видимо, Дмитрию Рифовичу нравится этот имидж, поскольку он соответствует его внутреннему настрою. Могу сказать, что он доказывает свой образ делами. Недавно, например, участвовал в марафоне "Европа-Азия", преодолев дистанцию в 21 километр, чем удивил не только наших участников, но и зарубежных. Сергин вызывает уважение, он проявляет не только политическую активность, но и занимает вполне четкую общественную, спортивную, человеческую позицию; воспринимается как сильная, цельная личность. Что, безусловно, привлекает к нему внимание. Поэтому определенная часть электората его искренне поддержит на выборах".

Об Ионине

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Руслан Мухаметов:

"Ионин – кандидат достаточно активный, в своей работе использует, в том числе, социальные сети, интернет-коммуникации. А появившаяся было листовка – классика жанра, без взлетов и падений. Характерное цветовое наполнение для данной партии, привлекательные слоган и фотография. Вот, пожалуй, и все".

Анатолий Гагарин:

"Скорее всего, Ионин постарается предстать в качестве брутальной персоны; с присущей ему напористостью и активностью будет работать в этом ключе. Наверное, в ходе кампании попутно "заденет" парочку своих оппонентов, что у него хорошо получается. В арсенале Ионина – имидж "открытого социалиста", которого народ слышит, задает ему вопросы, а он, в свою очередь, реагирует на всевозможные жалобы, борется с чиновниками, которые мешают жить народу. Другой вопрос – сможет ли он такой посыл растиражировать и довести до широких масс. Считаю, что задача Ионина на ближайшее время – быть широко представленным не только в Екатеринбурге, но и в других муниципалитетах, опираясь на тезисы "Справедливой России".

О Парфенове

Алексей Парфенов, кандидат от КПРФ, выборы губернатора Свердловской области, плакат, агитация|Фото: Накануне.RU

Руслан Мухаметов:

"Листовки Парфенова [большинство из которых, как и агитпроп Ионина, сейчас убрали с рекламных стендов на остановочных комплексах, поскольку они были размещены с нарушением закона] сделаны добротно: классическая агитка КПРФ, ничего нового. Плюс газета, также сверстанная в соответствии с первым этапом кампании".

Алексей Парфенов, кандидат от КПРФ, выборы губернатора Свердловской области, плакат, агитация|Фото: Накануне.RU

Анатолий Гагарин:

"Лозунг "Будет промышленность! Будет Урал!" Парфенова – достаточно простой и пока ничем не подтвержденный. Есть у него еще один, тоже абстрактный – "Когда власть не справляется, ее меняют". Вообще, у этого кандидата сложная позиция: коммунист-банкир, рассуждающий о промышленности… И вдобавок достаточно сложная биография. Так что проблема с позиционированием перед избирателями объективно есть. На мой взгляд, Парфенову следовало бы опираться на традиционные коммунистические лозунги, делать акцент на личной харизме, обыгрывая образ большого (буквально) человека. Да, он воспринимается как большой, но "травоядный" – деликатный, никого не "кусает". При этом Парфенов может говорить самые разные, порой взаимоисключающие вещи, пытаясь соединить традиционные коммунистические призывы с новыми идеями, не вполне удачно примеривая на себя статус губернатора. По большому счету, ничего "цепляющего" в его агитации я не увидел, кандидат, по всей видимости, находится в плену предвыборной ситуации, когда он баллотировался в прошлом году в депутаты Госдумы по Каменск-Уральскому округу. Очевидно, штаб работает по прежним лекалам, которые никак не выделяют Парфенова на фоне других кандидатов".

О Торощине

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Накануне.RU

Руслан Мухаметов:

"Агитацию Торощина, честно говоря, я вообще не видел. Могу предположить, что она будет привязана к визиту Жириновского, если таковой состоится. В любом случае у ЛДПР есть свой избиратель, поэтому кандидат наберет голоса в пределах статистической погрешности".

Анатолий Гагарин:

"Единственный шанс более-менее громко заявиться на губернаторство у кандидата от либерал-демократов есть, "оседлав" бренд ЛДПР на традиционном синем фоне. Проблема в том, что конвертировать этот бренд в персональную поддержку Торощина, которого мало кто знает, крайне сложно. Время пока есть, но его мало. Да, он сумел попасть в Госдуму, образно говоря, на крыше ЛДПР-овского агитпоезда, но на губернаторских выборах этот вариант уже не пройдет. Но если лидер партии Владимир Жириновский лично представит его как свою креатуру, то Торощин может что-то получить с точки зрения электоральной поддержки".

О Киселеве

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Руслан Мухаметов:

"У Киселева наглядных агитационно-пропагандистских материалов нет, и я сильно сомневаюсь, что они появятся. Он поддерживает имидж либерально-протестного кандидата, действует через социальные сети, где находится его основной избиратель. Рационального мотива издавать газеты, вывешивать билборды и печатать листовки для работы с этой целевой аудиторией у него, по всей видимости, нет".

Анатолий Гагарин:

"Киселев сделал упор на соцсети, где он ведет просветительскую работу, рассказывает о себе и своей позиции. То есть он особое внимание уделяет виртуальной форме общения с избирателями. Понятно, что охват небольшой, но он ориентируется на свою аудиторию, которой близки пропагандируемые им либеральные идеи. Наивно полагать, что он поедет в село, где будет агитировать за либералов. Хотя, как вариант, он мог бы попробовать увлечь сельскую интеллигенцию, но это можно сделать и через интернет".

***

Оба политолога сходятся во мнении, что от предстоящих 10 сентября выборов губернатора Свердловской области не приходится ждать какой-либо сенсации, также вряд ли стоит прогнозировать второй тур. Напомним, что для победы будущий губернатор должен набрать 50% плюс один голос, в противном случае на 24 сентября опять назначат выборы, в которых будут участвовать два кандидата-лидера.

А сейчас интрига связана с борьбой за второе место. Но, по мнению экспертов, отрыв между первым и вторым местами будет настолько большим, что "серебряный" призер из этой борьбы вряд ли сможет извлечь для себя какие-то серьезные преференции на будущее.



Андрей Яловец