Аналитика


Сложная логистика. "Дочку" "Уралвагонзавода" возглавил партнер сына Чайки из числа нефтяников
Экономика | Свердловская область | Уральский ФО | В России

Логистическую "дочку" "Уралвагонзавода" возглавил топ-менеджер-нефтяник, успевший поработать в Минэнерго и структурах Михаила Ходорковского. Новый гендиректор "УВЗ-Логистик" Александр Самусев, согласно данным из открытых источников, продолжает руководить работой некоторых своих активов, в том числе, связанных с РЖД и известными бизнесменами.

Александр Львович Самусев известен, прежде всего, как гендиректор "Северной нефти" с 1998 по 2003 г. Компания имела лицензии на освоение 13 нефтяных месторождений в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и вела добычу в Коми и Ненецком автономном округе. К моменту прихода в одну из крупных частных нефтяных компаний Самусев успел поработать в госстуркутрах: заместителем министров топлива и энергетики и финансов, одновременно он представлял государство в нефтяных компаниях "Сиданко", "ОНАКО" и "ВНК".

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

В 1995 г. Александр Самусев начал работу в "Менатепе" Михаила Ходорковского, позднее вошел в советы директоров дочерних компаний тогда еще государственной группы "ЮКОС" ("Юганскнефтегаз", "Самаранефтегаз", Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод) и стал вице-президентом по экономике.

Самусев покинул нефтяной холдинг после приватизации.

"Я всегда очень тепло вспоминаю период жизни, связанный с "Северной нефтью", когда команде единомышленников удалось реализовать грандиозный по тем временам проект. Очень радостно видеть среди вас людей, стоявших у истоков предприятия. И ещё отраднее осознавать, что коллективу удалось преодолеть все трудности, крепко встать на ноги, справиться со всеми задачами и сегодня, уверенно глядя в будущее, идти к новым целям, новым рубежам", - вспоминал Самусев на одной из встреч в "РН - Северная нефть" в канун дня нефтяника.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

После ухода из "Северной нефти" (компанию в июне 2003 г. купила "Роснефть") Самусев начал заниматься менее крупным бизнесом.

Согласно базе данных "Контур.Фокус", Александр Самусев является действующим руководителем сразу нескольких компаний. Помимо "УВЗ-Логистик", пост гендиректора которого он официально занял еще в конце июня, Самусев возглавляет ЗАО "Сет-Холдинг". Компания была образована в 2003 г., после того, как менеджер покинул "Северную нефть". Общество занимается инвестированием в разные виды бизнесов: от гостиничного до агропрома (компания в свое время консолидировала пакеты акций ряда сельхозпредприятий Орловской области).

Еще одна компания, которой руководит новый гендиректор "УВЗ-Логистика", - ООО "Управляющая компания ПНК", ее учредителем является Артем Юрьевич Чайка. По данным информационной базы, он же в числе учредителей ООО "Восточно-Сибирская торгово-промышленная компания" (ВСТПК), ООО "Георесурс", ООО "Конноспортивный клуб 'Эльбрус' и ряда других компаний, которые связывали с сыном генпрокурора Юрия Чайки.

УК "ПНК" управляет работой крупнейшего производителя щебня в России "Первой нерудной компании". Учредителем "ПНК", в свою очередь", являются РЖД. От госмпонополии компания получает ряд контрактов, в целом на сервисе "Контур.Фокус" значится информация о 30 победах "ПНК" в торгах на сумму порядка 450 млн руб.

Также Самусев является учредителем ООО "Аллюр Сервис" (деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания) и ЗАО "Априори Инвест".

Пожалуй, лишь работу в УК "ПНК" можно отдаленно считать близкой к деятельности "УВЗ-Логистика", которым теперь руководит Самусев. Напомним, что "УВЗ" долгое время ищет покупателя для оператора своих же вагонов.

"УВЗ-Логистик" обладает большим парком достаточно нового подвижного состава, в том, что компания с 2010 г. не стала приносить прибыль, есть просчеты руководства, уверен депутат Госдумы, бывший работник "УВЗ" Алексей Балыбердин. По его мнению, Александру Самусеву предстоит стать антикризисным менеджером.

"Быть может, стратегия была неверно выработана. Известно, что сейчас есть миллиардные долги у "УВЗ-Логистик" перед банками и своими подрядчиками, потому что двигались не в том направлении. Будем надеяться, что у Александра Львовича хватит и административного ресурса, и опыта такую большую компанию вывести из долгового времени. Все хотят, чтобы "УВЗ-Логистик", если она не будет продана, приносила прибыль. Она создавалась для того, чтобы УВЗ сбывал свою продукцию, и если компания будет развиваться, то можно надеяться на то, что будут возобновлены закупки полувагонов, и работники, которые сейчас не полностью загружены, получат работу. Усилия предыдущего руководства по лоббированию отмены продления срока службы вагонов, не дали должного эффекта, заказы есть, но таких объемов производства, которые были в 2011-2012 гг., на "УВЗ" нет", - рассказал Накануне.RU депутат.

По словам Балыбердина, смена руководства, какой бы курс оно ни выбрало, не должно ухудшить положение работников.

"Главное - оправдать надежды людей, убедить их, что впереди предприятие ждет что-то лучшее. Если Александр Львович справится - честь ему и хвала", - говорит он.