Аналитика


История революционного подполья и школа агитаторов: Екатеринбург готовится встретить столетие Октября
Вехи истории | Свердловская область | Уральский ФО | В России

В преддверии столетия Великой Октябрьской социалистической революции в уральской столице прошли авторские экскурсии с краеведом Евгением Бурденковым – историк вместе с "единомышленниками" (в их качестве выступили посетители Музея истории Екатеринбурга) отправились в путешествие по центру города – исследовать памятники архитектуры, узнавать тайную историю привычных для глаза домов.

революционные понедельники, мы с полярной звезды, музей истории Екатеринбурга, революционное подполье Урала|Фото: Накануне.RU

Пешие экскурсии начинаются с "Вознесенского проспекта" – здесь разворачивается история пламенного оратора Якова Свердлова. "Он умел "зажигать" толпу", – рассказывает Евгений Бурденков. И с этим связано несколько комических историй. Так, например, когда собрался эсеровский митинг, народ стал требовать выступления именно Свердлова – в итоге, как ни объясняли организаторы, что это их митинг, а не коммунистов, выбрали председателем Свердлова.

революционные понедельники, мы с полярной звезды, музей истории Екатеринбурга, революционное подполье Урала|Фото: Накануне.RU

Здесь, в самом сердце города, практически каждое здание несет боевую вахту памяти – сегодня над верхними этажами экс-гостиницы "Пале Рояль" рекламы иностранных авто, а когда-то на первых этажах располагался книжный магазин Ольги Ивановны Крючковой, где работала будущая жена Якова Свердлова по партийному прозвищу "Ольга" – Клавдия Новгородцева. К 1904 году в ее руках сосредоточилось управление всеми революционными процессами города, она считалась одним из главных лиц социал-демократической партии.

революционные понедельники, мы с полярной звезды, музей истории Екатеринбурга, революционное подполье Урала|Фото: Накануне.RU

В доме на углу в 1913 году останавливался Шая Голощекин (по кличке "Филипп"), тут его и арестовали. Вообще царская охранка работала без устали и очень эффективно, отмечает Бурденков – шпики держали руку на пульсе подполья и при любом удобном случае арестовывали всех подряд без разбору. Во дворах до сих пор удачно скрывается от сносов небольшой деревянный домик – жандармерия.

революционные понедельники, мы с полярной звезды, музей истории Екатеринбурга, революционное подполье Урала|Фото: Накануне.RU

Как только в городе вбрасывали листовки, жандармы брались за дело – искали и чаще всего находили подпольную типографию, арестовывали "техников", пытали арестованных, заставляли сдавать сообщников и признавать свою вину, даже непричастных, но не готовых к пыткам господ.

Первый этап испытания для подпольщика – можно сказать, вариант "лайт": задержанного кормили соленой рыбкой, а затем ни за что не давали пить воду. Сами же стражи порядка упивались чаем и приговаривали – мол, расскажи все, попьешь с нами чаю и пойдешь домой. Если лишение живительной влаги эффекта не имело, подозреваемого помещали в камеру с крысами – тем самым лишая сна (уснуть в помещении с голодными и неприятным грызунами – задача непростая). Следующие несколько дней люди проводили бодрствуя. Потенциальный враг государства мог неделями подвергаться допросам – следователи менялись, а он не спал и в итоге во всем признавался, становился "провокатором".

революционные понедельники, мы с полярной звезды, музей истории Екатеринбурга, революционное подполье Урала|Фото: Накануне.RU

"80% из тех, кто были записаны как "провокаторы" просто люди, которые не смогли выдержать допросов", – рассказывает историк.

Как таковой большевистской организации в Екатеринбурге не было – такая "свобода слова" – находились только единичные подпольщики. Жандармы душили инакомыслие эффективно. Тем не менее, революционеры вновь организовывали типографии, выдерживали пытки, рисковали собой и не сдавались.

"Почему они этого не делали? Почему, когда тебе причиняют физическую боль и тебе стоит только рассказать – и все прекратится, почему ты держишься? Нам непонятна их мотивация, для нас это люди с Полярной звезды", – говорит историк.

Название "Мы с Полярной звезды" вынесено в заглавие серии выставок музея, эта фраза в свое время являлась шифром для того, чтобы пройти в подпольный мир социал-демократов, так звучал пароль: "Я к вам от Полярной звезды". Маскировались таким образом под агентов журнала "Полярная звезда", который выходил на рубеже 1905-1906 годов.

"Мы это вывели в название выставки, которая у нас проводится в Музее истории Екатеринбурга. Использовали не просто как цитату, но и метафору, объясняя, что эти люди как будто совсем с другой планеты, у них совершенно другие ценности", – рассказывает Бурденков.

Малая библиотека – сегодня детская библиотека Белинского – также прочно связана с революционным движением. Очень часто здесь проходили подпольные явки, тут тайно выдавали запрещенную литературу.

Вообще библиотеки 19 века считались особыми местами, само посещение которых уже ассоциировалось с противоправными действиями. Революционеры в воспоминаниях делились похожими историями, что библиотекари знакомили их с запрещенной литературой без лишних слов и даже отговаривали от легкомысленной литературы в пользу той, которая могла подвигнуть на размышления о несправедливом мироустройстве. Помимо такой просветительской деятельности, библиотекари держали подпольные явки. До нас дошел один пароль библиотеки Белинского, им была фраза: "А дайте, пожалуйста, десятый том Чехова".

революционные понедельники, мы с полярной звезды, музей истории Екатеринбурга, революционное подполье Урала|Фото: Накануне.RU

"Почему десятый? Наверное, не было дореволюционного десятого тома. Только умный библиотекарь мог осознать, что это является шифром. А так здесь работали несколько известных деятелей революционного движения Вера Дмитриевна Сабанеева, она везде указывается, во всех революционных справочниках, хотя нигде нет ни подробной биографии, ни фотографий", – рассказывает ведущий исторического марш-броска по городским джунглям.

Помимо памятников архитектуры и застенчиво устроившихся среди стеклянных высоток особнячков (благодаря счастливой судьбе, оставшихся на своем месте в течение всего бурного 20 века), в туре по подпольным адресам есть и дома-призраки. Собственно, домов не осталось – одни воспоминания, но зато какие: на Солдатской, 46 была подпольная типография Екатеринбургского комитета РСДРП. Сталкиваясь с домами-призраками, историку остается только указывать на пустое место и демонстрировать черно-белое фото.

революционные понедельники, мы с полярной звезды, музей истории Екатеринбурга, революционное подполье Урала|Фото: Накануне.RU

Типографии – это отдельная история, работа, требующая хитрости, смекалки и особого плана. Словно части "лего", собиралась воедино организация из нескольких человек, чтобы просуществовать один-два месяца, взорваться шквалом листовок и пропасть в застенках жандармерии, а затем и на этапах. На место одних приходили другие – зачем? Нам этого не понять, то были люди "с Полярной звезды".

Историк рассказывает хитрую схему создания типографии – жителям нового века информационных технологий сложно поверить, что для распространения каких-то листовок раньше должна была проводиться тщательная и масштабная спецоперация, сопряженная с большим риском.

"Что нужно было для того, чтобы организовать подпольную типографию? Нужно было найти "техников" – вообще на подпольном жаргоне типографии назывались "техники". Но самих "техников" нужно было найти и откуда-то привезти, потому что ваши "техники", скорее всего, уже арестованы, раз вы ищите новых "техников", рассказывает Евгений Бурденков. Обычно это были три человека – нигде это не прописано, но было обязательно, что в организации три человека: двое мужчин и одна женщина".

В этом доме, о котором идет речь, жила семья Кукурузовых – на самом деле Иван Кокосов и Ольга Миропольская. Не факт, что это были муж и жена в реальности, для нужд дела они выдавали себя за супругов. Зачем они это делали?

"Потому, что их нужно было записать в домовую книгу, где они должны были быть зарегистрированы и не вызывать вопросов а что это за два человека? Чтобы не вызывать подозрений, они должны быть мужем и женой, а третий человек – мужчина, должен быть по документам либо братом мужа, либо братом жены. Обязательно троица существовала".

Найдя и завербовав троих потенциальных членов одной семьи, их нужно было вывезти в Екатеринбург, снабдить чистыми документами, которые подтверждают их семейную легенду. Далее, если вы решили создать подпольную типографию, для троицы нужно найти подходящий дом – это по плечу только гению подполья. Задача – найти домовладельца, который согласится, чтобы у вас в его доме работала "техника".

"Это была фантастика. Потому что скрыть от владельца дома наличие типографии практически невозможно: она очень шумная, она очень вонючая, наверное, все обои в типографской краске, и люди заняты явно типографской деятельностью, которую сложно с чем-то спутать. Домовладелец должен сказать: да, хорошо, работайте. То есть должен взять на себя ответственность. Этих людей зарегистрировали в домовую книгу, что дальше? Нужен подпольный типографский станок".

Станок делали кустарным методом: заказывали детали на разных заводах, чтобы рабочие не поняли, что они мастерят. После того, как получен станок, нужен шрифт, а с этим уже гораздо сложнее – в интернете его не закажешь и в магазине не купишь. Что же делать? Неужели все зря? Выход для революционеров был один – грабеж.

Дом, где была типография Вельца|Фото: архив Музея истории Екатеринбурга

Дом, где была типография Вельца

"Для данной подпольной типографии была ограблена типография Вильса в конце февраля 1906 года, рассказывает Бурденков. Вообще типографию Вильса два раза вскрывали. В начале 1906 года и в декабре 1906 года, боюсь, что они договорились с самим Вильсом – он сказал "берите у меня шрифт, я жертвую, но только давайте с вооруженным ограблением, чтобы я не попал под подозрение". У меня такое предположение, потому что иначе бы два раза не возвращались в одно и то же место", – рассказывает историк.

Заключительный этап – это покупка через рабочих легальных типографий краски. Собрав все части головоломки воедино, "семья техников" работала здесь с начала марта по середину апреля. 1 апреля сюда нагрянули с обыском – жандармы все пронюхали, нашли огромное количество листовок и всех арестовали. Но подпольная типография, сохранив часть шрифтов и краски, просто переехала. Но пасаран!

революционные понедельники, мы с полярной звезды, музей истории Екатеринбурга, революционное подполье Урала|Фото: Накануне.RU

Архитектурно красивое здание на начало 1890-х было одним из мест, куда переехала подпольная типография – заведовала ей легендарная личность Харетина Клементьева. Эта легендарная женщина держала три подпольные типографии, подпольную явку и тайный склад оружия. Никольская, 25 – особняк долго "ходил" под названием "Дом Митюниных". Это была подпольная квартира Якова Свердлова.

Харитина Долгова|Фото: архив Музея истории Екатеринбурга

Харитина Долгова

"В1905 году Свердлов тут появился около 19 октября и квартировал неделю. Что нам осталось в виде воспоминаний? Три факта, рассказывает Бурденков. Во-первых, что здесь проводили заседания и на них всегда заказывали штоф водки и пельмени все в целях конспирации. Иначе было совершенно не понятно, что делают 20 человек, в основном мужчин, в маленькой комнате? Был ответ: мы пьем водку. Факт номер три: там было председательское кресло, на нем восседал Андрей Свердлов, но в музей Свердлова оно не попало. И еще один факт – за иконой, которая размещалась в углу, они хранили все листовки и прокламации, которые пытались сохранить".

Здесь неподалеку жила семья Бычковых очень знаковая для Екатеринбурга. Две сестры, увлеченные марксизмом – одна Мария, другая Анна были деятельными подпольщицами, но в 30-х Маша вышла замуж за троцкиста, чем обрекла себя и всю свою семью на трагедию. Саму Марию Николаевну расстреляли в 1937 году, а Анну Николаевну сместили со всех постов, и 20 лет она была просто в забвении, вспомнили о ней в 1955 году.

"Она была реабилитирована, и в 1956 году постепенно вошла в ветеранскую элиту, как старый большевик, присутствовала на всех официальных мероприятиях в Свердловске как знамя того, что происходило здесь в 1918 году, практически ее уровня никого не осталось в живых к тому времени", – говорит историк.

Важно отметить роль Анны Бычковой в жизни города в 1929 году она была председателем горсовета, при ней произошли знаковые для города события – от пуска первого трамвая до разрушения всех церквей города. При ней началось массовое строительство. По сути эта женщина была первым мэром Екатеринбурга.

революционные понедельники, мы с полярной звезды, музей истории Екатеринбурга, революционное подполье Урала|Фото: Накануне.RU

Но не все "подпольщики" имеют такую четко прослеживаемую по документам судьбу. На самом деле найти истории, которые скрываются за проржавевшими от времени табличками с фамилиями революционеров, боевиков практически невозможно. Историкам приходится действовать вслепую, преодолевать длинный путь в лабиринтах мемуаров и надеяться на удачу найти какое-либо свидетельство о ком-то из тех, чьи фамилии стоят на забытых мемориальных табличках покосившихся домов. В своих "лекциях на бегу" Бурденков рассказывает трагичные, а часто и ироничные истории революционных лет. Почему же забыты некоторые имена, и нам ни о чем не говорят фамилии? История екатеринбургского боевизма была запрещена, прикрыта плотно в 1950-х годах, и никогда больше не поднималась, рассказывает историк:

Портреты боевиков из экспозиции музея Свердлова|Фото: архив Музея истории Екатеринбурга

Портреты боевиков из экспозиции музея Свердлова

"У нас было два больших стенда в музее Свердлова – до 1955 года назывались они "Екатеринбургские боевики" и "Уфимские боевики" – их сняли. Даже была картина "Подпольное производство динамита". Участники тех событий в те годы писали письма на имя руководства музея – чем они заслужили такое? Что случилось-то? Почему нас убрали полностью из всех запасников? К сожалению, у меня ответов директора нет, они сохранились только у адресатов, но есть такой вот факт – боевизм и экстремизм полностью исключался из историографии в 50-ые годы после смерти Сталина. Но эти деятели написали огромное количество воспоминаний. Уфимский боевик Павлов, Новоселов оставили мемуары – и мы их понемногу публикуем: одного в виде книги, а другого в качестве воспоминаний".

Свои истории есть у старейшей екатеринбургской электростанции. Здесь, во флигеле должна была пройти вторая подпольная уральская конференция для того, чтобы объединить все организации Урала. Но недремлющие жандармы застигли подпольщиков и разом арестовали. История здания такова: как и практически все промышленные объекты в царской России, эта электростанция была иностранной – тут размещалось дочернее предприятие анонимного бельгийского общества. С определенного момента, как рассказывает экскурсовод, в этом месте начинают поселяться странные личности: во-первых, сам директор станции Лев Афанасьевич Кроль – личность настолько таинственная, что до сих пор не найдено ни одной его фотографии. Во-вторых, в квартирах разместились социал-демократы. Историк знакомит нас с очередным паролем:

Леонид Ткаченко. Подпольная конференция Екатеринбургского комитета РСДРП, февраль, 1906. За столом слева направо Черепанов, Накоряков, Авейде, стоит Свердлов, Мартьянова|Фото: архив Музея истории Екатеринбурга

"Сохранился пароль для подпольной явки для социал-демократов на момент 1905 года, он звучал так: "Объявляю ревизию вашему сумасшедшему двору" – что это значило? В это время существовала объединенная "тусовка" эсеров, социал-революционеров, социал-демократов, что было обычной практикой для всего Урала. В Москве и Санкт-Петербурге такого не было, а в Екатеринбурге особо сильно не разделялись. Хочешь быть революционером – какая тебе разница, кем быть, эсером или социал-демократом? Они прочно вместе существовали, потому был объявлен такой пароль – это шутки Центрального комитета, который обозначил, что в Екатеринбурге целый "сумасшедший двор" – но это моя авторская догадка. Хотя, скорее всего, так и было. Об этом пишет Фадей Ильич Залкин по кличке "Фадей", который приехал разбивать эту организацию, разводить отдельно социал-демократов, отдельно социал-революционеров".

революционные понедельники, мы с полярной звезды, музей истории Екатеринбурга, революционное подполье Урала|Фото: Накануне.RU

Забавным был еще один акт конспирации подпольщиков: приезжающие сюда революционеры, чтобы запутать жандармов, переименовываются: мужчины в женские клички, женщины в мужские. Приезжает Лидия Книпович – она проходит по кличке "дяденька", а Иосиф Трахтенберг под именем "Зоя", Смидович Петр Гермогенович приезжает под кличкой "матрена". Такими были конспиративные игры.

Бесчисленное количество тайн революционного подполья нам еще только предстоит открыть, и это связано не столько с конспирацией самих подпольщиков, сколько с наслоением идеологий, веяний, сменявших друг друга на протяжении века, и оставивших для нас лишь смутные образы или отработанные штампы вместо реальных историй и живых людей. Так, "советская мифология" создавала своих героев и вычеркивала тех, кто заслуживал забвения по мнению власти – например, Свердлов, действительно яркий представитель революционного подполья, стал символом, собирательным образом, который оброс легендами и возвысился над городом, затмевая собой все – мифология создала титана, который якобы в одиночку совершил революцию на Урале. Во времена "новой идеологии" разрушения в 90-х Свердлова демонизировали, обвинив во всех перегибах и в каждом преступлении. Теперь, по мнению историка, автора экскурсионного тура, пришло время посмотреть на революцию в целом, и на уральское подполье в частности, незамутненным взглядом – кто были эти люди? Что двигало ими? Возможно, для нас они так и останутся пришельцами "с Полярной звезды", а может быть, мы найдем, что между нами гораздо больше общего, чем кажется?

революционные понедельники, мы с полярной звезды, музей истории Екатеринбурга, революционное подполье Урала|Фото: Накануне.RU

"Мы до сих пор находимся в состоянии Гражданской войны – хотя бы ментально. Кто-то за "красных", кто-то за "белых". Хотя если перенести сегодняшних "белых", которые за бога, за царя, в прошлое, посмотреть их предков – они, скорее всего, все окажутся крестьянами или рабочими. Их предки, загнанные, может быть, нищие или бесправные – как бы они посмотрели на нас? И, если говорить про расстрел царя, сделанный "плохими" "красными" с другой стороны – ну этих же самих "красных" убивали! – говорит в беседе с Накануне.RU автор особого жанра экскурсий Евгений Бурденков. – Ситуация как минимум равнозначная. Есть такой историк Француа Фюре, после Второй мировой войны он сказал: "Наконец-то французская революция закончилась". И это было спустя практически 200 лет. Он сказал, что в историографии теперь нет хотя бы полярных точек зрения на это, а до этого были. Сейчас у нас происходит та же самая ситуация. Мы до сих пор находимся в ситуации незавершенной революции. Те вопросы, которые ставили революции 1905 и 1917 годов – до сих пор не решены".

революционные понедельники, мы с полярной звезды, музей истории Екатеринбурга, революционное подполье Урала|Фото: Накануне.RU

Туры по подпольям Екатеринбурга закончатся с наступлением темных вечеров, но пока каждый понедельник в Музее истории города с 18 часов проходят "революционные понедельники" лекции и специальная школа агитаторов-пропагандистов, где сотрудники учреждения культуры вместе со всеми пришедшими реконструируют методы шифрования и способы написания секретных сообщений, которыми пользовались российские подпольные организации в XIX и XX веках.



Елена Кирякова