Аналитика


"Аритмия": когда без "скорой помощи" никак, даже в любви
Общество | Свердловская область | Уральский ФО | В России

Прошла церемония закрытия II Уральского фестиваля российского кино, гран-при получил фильм Бориса Хлебникова "Аритмия", актеры главных ролей удостоились еще и призов за лучшую женскую и мужскую роль. Приз за лучшую режиссуру получил Юсуп Разыков за фильм "Турецкое седло". Лучшая операторская работа присуждена Шандору Беркеши за фильм "Хармс".

Картина Хлебникова в широкий кинопрокат выйдет осенью. Фильм уже получил гран-при, приз зрительских симпатий, приз за лучшую мужскую роль фестиваля "Кинотавр", приз лучшему актеру на международном кинофестивале в Карловых Варах. Главные герои – супружеская пара врачей в исполнении Александра Яценко и Ирины Горбачевой. Яценко – постоянный артист режиссера, а Горбачева – звезда Instagram и Мастерской Петра Фоменко, для которой это первая большая роль в кино.

Ирина Горбачева, Александр Яценко в фильме «Аритмия» |Фото: кинокомпания "Марс Медиа"

Олег работает на "скорой", Катя – в приемном покое, пара переживает кризис отношений. Каждый день он спешит к умирающим и больным через пробки и препоны системы. Катя хочет развестись. Олег умеет спасать жизни, тяжело переживая внутри себя неудачи, теперь ему нужно спасти от гибели свои отношения.

Драма разворачивается на фоне традиционных тонкостей, свойственных технике режиссера Хлебникова – колоритные персонажи второго плана, например, случайная бабушка в кресле у подъезда. Жить некогда, только работа, спасать брак тоже некогда. Выезды главного героя на вызовы задают фильму ритм, перед нами кавалькада "обычных людей", лихорадочная драматургия, а что – ведь нужно же соблюдать правило 20 минут – больше на человека врачам "скорой помощи" уделять нельзя. Но, конечно, дело не в социальном обслуживании, а в любви, и тут сердце выдает неровный ритм, что-то идет не так. В общем, аритмия.

Смешная и трогательная история про нескладность, несогласованность и будничность, в которых кроется смысл жизни. Скромно-обаятельного Олега, наверное, в каком-то смысле можно назвать героем нашего времени. Он может работать без выходных, и спасать людей для него – не просто цель, но и смысл жизни. Однако у Олега нет ни карьерного роста, ни даже перспектив переехать с дешевой съемной квартиры в свое жилье. С женой они "едут в одной упряжке", но есть ли любовь?

Николай Шрайбер, Александр Яценко, Сергей Наседкин в фильме «Аритмия» |Фото: кинокомпания "Марс Медиа"

"Аритмия", по мнению критиков, – не политическое измышление, не социальная драма, а история любви, или не-любви на фоне сегодняшней России, живущих в ней людей. Здесь показаны будни врачей – сценарист Наталия Мещанинова в прошлом документалист, подошла к работе более чем профессионально, она не только посмотрела документальный сериал "Скорая помощь" одного из екатеринбургских каналов, но ездила на вызовы сама, снимала на камеру будни этой работы, потому жизнь команды "Скорой помощи" передана с документальной точностью. Ложные вызовы, где Олег пытается успокоить пенсионерку "волшебной" таблеткой, реальные – где он пытается спасти жизнь тридцатилетней женщины, уверенной, что у нее отравление, а на самом деле инфаркт, опасные вызовы – где надо еще и разнять "обдолбанных" гопников с ножевыми ранениями. На "Аритмии" работал консультант — врач Дмитрий Моисеев из Ярославля, где и проходили съемки фильма, именно он выстраивал мизансцены и, самое важное, — моторику актеров.

Александр Яценко в фильме «Аритмия»|Фото: кинокомпания "Марс Медиа"

Правило "20 минут", о котором говорилось выше, в фильме олицетворяет новый начальник, который добавляется к проблемам главного героя. Это реальное правило, о котором хором рассказывали все медики-консультанты фильма. Начальник теперь не только задает четкий хронометраж на спасение жизни, но и постоянно контролирует врачей через рацию, которая пищит каждую треть часа. Даже если команда "скорой" пытается вытащить с того света сложного пациента, пытается заставить врачей "неотложки" выезжать на вызовы специализированно: педиатры – к детям, кардиологи – к пациентам с болями в области сердца. И неважно, какая из машин ближе к тому или иному вызову. "Главное, чтобы человек жил", – уверены медики. Начальник считает иначе: главное, чтобы человек жил при вас, а потом – будь, что будет. Но когда все идет не так, удар дефибриллятора может спасти сердце, а финальная сцена – любовь. А дальше – что будет, то будет.



Елена Кирякова