Аналитика


Угрозы России: все новые – хорошо забытые старые
общество | В России

100 лет назад перед Российской Империей стояли угрозы, очень напоминающие сегодняшние "вызовы", среди которых недавно обнаружилось совсем уж раритетное черносотенное движение.

Депутат Наталья Поклонская, демонстрирующая свою любовь и преданность к Николаю II, стала неформальным предводителем или голосом этой массы "черносотенцев 2.0", в сети их называют "штурмовички Поклонской". Катализатором оказался фильм "Матильда".

Несмотря на то, что боевые выходки единичных православных активистов и представителей определенных общественных структур осуждаются на официальном уровне, Поклонская, как Дон Кихот, продолжает атаковать мельницы. Так, она выразила поддержку теперь уже бывшему главе Общественного совета при Минкульте России Павлу Пожигайло, который, по словам депутата, "ушел в отставку из-за принципиальной и смелой позиции по русофобскому фильму "Матильда".

В пламенном спиче Наталья Поклонская заявила, что Минкультуры потеряло честь. В эмоциональном порыве она писала на своей странице в "Фейсбуке":

Наталья Поклонская|Фото: Накануне.RU

"Г-н Учитель, в Вашем фильме не присутствует ли надпись, которая была обнаружена в подвале Ипатьевского дома 100 лет назад, как раз к годовщине которой Вами и подготовлена премьера издевательского фильма "Матильда"? Напомню содержание: "Здесь, по приказу темных сил, Царь был принесен в жертву для разрушения России. О сем извещаются все народы", взывает к своему "любимому режиссёру" Наталья Поклонская (орфография и пунктуация сохранены). Так вот, скажу словами Архимандрита Рафаила (Карелина): "Зверски убитый Император оказался победителем духовной битвы, в извечной борьбе добра и зла. Лишенный царства и даже могилы, он нашел свое бессмертие и жизнь в сердце православного народа, который, несмотря на продолжающуюся клевету, почувствовал величие и святость Царя-мученика Страстотерпца. Впрочем, для христоубийц и цареубийц и их духовных потомков Царь тоже живой: они ненавидят его как живого врага мертвого невозможно так ненавидеть".

Общественники обратили внимание на пассаж и отреагировали незамедлительно, Поклонская прямо цитирует антисемитские мифы из книг Олега Платонова, которого сейчас СК РФ проверяет на экстремизм. Екатеринбургский активист Илья Белоус отметил, что эти легенды Олег Платонов вынес из черносотенной литературы в 1995 году, когда стажировался в Джорданвилле (США) под крылом Русской православной церкви за рубежом. "Поклонская прямо транслирует антинаучные фашистские мифы, разжигая экстремизм в государстве", – пишет в своем аккаунте общественник.

Напомним, в своей работе Платонов рассказывает, что евреи отпилили голову Николая и доставили ее в Москву, где "еврейские вожди" — ВЦИК – устроили вечеринку с сожжением этой головы в печи. В то же время нет никаких доказательств, что надпись, которую так лихо цитирует Поклонская (а она вообще лихо цитирует), была в Ипатьевском доме – следователь Соколов ни о чем подобном в отчетах не упоминал. "Масоны" также не взяли на себя ответственность. Поклонская же повторила "расшифровку" цифр с подоконника и обоев Ипатьевского дома, которую сделали якобы на основе каббалы специалисты от монастыря Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме (настоятель – духовник депутата Сергий Романов, сидевший за грабеж и убийство), да и ту переврала.

Интересно, что угрожая Учителю, что его постигнет судьба расстрелявших семью, Поклонская не упоминает, что это за судьба. Не знает? Большинство из их дожили до старости и умерли естественной смертью: Яков Юровский дожил до 60 лет, Михаил Медведев – до 73, Петр Ермаков – до 68 и так далее. Но это так, к слову.

Как известно, черносотенцами называли представители крайне правых организаций в России в 1905-1917 годах, выступавших под лозунгами монархизма, великодержавного шовинизма и антисемитизма. Первоначально они называли себя "истинно русскими", "патриотами" и "монархистами", но затем (через Грингмута) быстро адаптировали это прозвище, возведя его происхождение к нижегородским "черным (низовым) сотням" Кузьмы Минина, которые вывели Россию из состояния Смутного времени. Черносотенное движение было представлено различными объединениями, такими, в частности, как "Русская монархическая партия", "Черные Сотни", "Союз русского народа", "Союз Михаила Архангела" и другими.

"Если взять вопрос самой большой угрозы, которая сейчас есть, то это черносотенная мракобесная волна, которая сейчас поднимается в нашей стране, – считает историк, писатель Александр Колпакиди. Я не склонен употреблять термин "православные ваххабиты", на мой взгляд, до такого еще не дошло но может дойти, как показывают такие ситуации, как с "Матильдой". Эта волна все-таки не такая к 1917 году в царской России черносотенцы полностью себя дискредитировали, они разбились на 14 организаций, погрязли в бесконечных конфликтах между собой. Но, как и сейчас, там были свои олигархи – ничего нет нового, все повторяется один к одному".

Формально в различных черносотенных группах к 1917 году состояло 2 млн человек, но в феврале 1917 года никто из них не вышел защищать своего царя. Зато сегодня на защиту отрекшегося императора поднялась волна людей, которая и вызывает опасения у экспертов.

В то же время драма "Матильда", из-за которой и начался весь этот сыр-бор, на самом деле в некотором смысле более благосклонная к царю и его времени, чем сами "царебожники", ведь Учитель, по мнению эксперта Александра Колпакиди, хотел только лишь романтизировать образ царя для "мирян", а никак не собирался его опорочить.

"То, что происходило в Российской Империи, совершенно не имеет ничего общего с тем образом процветающей державы, который нам сейчас навязывают, не только "Матильдой", говорит Накануне.RU Александр Колпакиди. – Ведь Учитель еще больший апологет Николая II и его правления, чем Поклонская. Если смотреть, кто больше глупостей говорит об этой эпохе, то Учитель говорит больше: что мы опережали всех и во всем, мы были на первом месте в Европе, что ходили в джинсах, кругом были ясли глупость вообще. Но я Учителя не обвиняю – он не историк, но понятно, откуда он это все взял. Весь интернет наполнен фальшивыми статистическими данными, ложными цифрами, огромная армия сидит в интернете и дурачит людей".

Да, безусловно, был рост в экономике. Да как его могло не быть? А где его вообще не было, задается вопросом историк. А что значит Россия страна многоукладная? То и означает, что во всей стране не было высокоразвитой экономики, только четыре региона: Москва, Санкт-Петербург, частично Украина, немного Урал были развитыми индустриально, а остальная империя была, грубо говоря, архаичной. В Бухаре и Хивве, входящих в состав России, еще процветало рабство. Черносотенство – из тех времен, когда в Российской Империи только зарождалось общественное движение:

"Общественное движение именно в 19 веке структурировалось, то есть появились три лагеря: консервативный, либеральный и радикальный, и каждый из этих лагерей, освободившись от прелестей правительственной идеологии, начал предлагать свои собственные пути развития страны, – рассказывает Накануне.RU автор книги "Империя в эпоху перемен" историк, профессор МПГУ Леонид Ляшенко. – Монархизм сегодня становится достаточно модной вещью, но при этом люди, которые называют себя монархистами, не факт, что понимают, что имеют в виду".

А черносотенцы сыграли свою "черную" роль в нашей истории. "Это безусловно, потому что весь этот фундаментализм православный ни к чему хорошему не ведет, так же как и фундаментализм ислама. Это попытка расколоть общество. Причем расколоть по совершенно разным направлениям: во-первых, верующие и неверующие; во-вторых, православные, ислам, буддизм, католичество, протестантизм – у нас многоконфессиональная страна, и расколоть пытаются по этим линиям уже не раз. Зачем это нужно? Ничего хорошего от этого не бывает. И в начале века то же самое было, безусловно. Попытка "оправославить" окраины, любые причем – Кавказ, Закавказье, Алтай, народы Севера – к чему это могло привести, кроме протестов? Именно черносотенцы ратовали за то, что православие выше всего", – говорит эксперт.

Историк отмечает, что у Российской Империи было три угрозы по сторонам света: слева радикализм, в большом количестве купцы, промышленники, которые понемногу спонсировали все остальные "угрозы" в надежде получить еще больше власти и совершить переворот, а также либеральный фронт.

"Либеральный лагерь образовался в 1840-х годах, и вот ждут-ждут от Зимнего дворца реформ – ну, в 1860-е годы дожидаются реформ, но сами в них не участвуют, их никто не привлекает для проведения. Они переходят в оппозицию, и поэтому те же самые радикалы, левые, революционеры жили за счет либералов. Это очень интересные вопрос – на что жили революционеры? Они же в подполье работали. Это же надо квартиры снимать, нужны деньги на типографии, бумагу и прочее. Их либералы кормили. А купцы – и революционерам, и либералам помогали. И сами переходили ко все большей и большей оппозиции. Плюс к этому – необыкновенно слабый правитель. Ну, необыкновенно слабый. Николай II, конечно, хороший человек, пусть он даже будет святым – пожалуйста, мне не жалко, – но как правитель он слаб со всех точек зрения", описывает Леонид Ляшенко ситуацию, которая сложилась к 1917 году.

фильм "Матильда"|Фото: peopletalk.ru

Современный кинематограф, и не нам его винить, это мейнстрим с попустительства властей – романтизирует "имперское" прошлое, "викторианскую" Россию Акунина, с честью и доблестью "героев". Так и Учитель по-своему хотел сделать комплимент Николаю. Но что после этого началось? Пока одни иронично посмеивались, мол, это сам Учитель заказал себе такой пиар, другим стало уже не до шуток. На детище завода им. Ильича (на УАЗе) адепт культа Николая II врезался в кинотеатр на улице Дзержинского – прямо в "Космос" напротив Храма-на-Крови, где в те дни выступал духовник Путина архимандрит Тихон. Он, вопреки всем остальным служителям культа, хоть и не одобряет "Матильду", но все же говорит, что путь запретов и цензуры – не есть хорошо. И, все же, подстрекаемый общей истерией, православный активист нагрузил свой таран газовыми баллонами и только благодаря какому-то чуду автомобиль не взорвался. Тем не менее, похоже на теракт.

Пока наши власти осуждают исламистов и борются с ИГИЛ в Сирии, здесь, дома, на религиозной почве начались совершенно неприятные инциденты – в Москве уже совершенно профессионально подожгли машины адвокатов Учителя. Написали еще "За Матильду – гореть".

Денис М., подозреваемый в поджоге ККТ Космос|Фото: youtube.com

Еще один ярый противник "Матильды", лидер незапрещенного в России движения "Христианское государство" Александр Калинин арестован до 22 ноября. Как ранее сообщало Накануне.RU, Калинин был задержан из-за угроз в адрес кинотеатров, планирующих показ фильма "Матильда". Ряд кинотеатров уже отказались от проката картины.

До этого МВД предъявило ему обвинения по делу о поджоге машины адвоката режиссера Константина Добрынина. А незадолго до обвинений и ареста глава "Христианского государства" хвастался журналистам покровительством силовиков и тренировочными лагерями для "братьев". По словам Калинина, власти отдали им несколько бывших пионерлагерей под эти цели.

лидер  организации "Христианское государство — Святая Русь" Александр Калинин|Фото: rupolit.net

Александр Колпакиди уверен, что мы стали свидетелями того, как сменились две идеологические волны: первой было либеральное переписывание истории, а сейчас идет черносотенное.

"Сейчас РПЦ является главным пропагандистом всей этой волны. Есть целый ряд олигархов, которые все это оплачивают, поддерживают и есть многочисленные фонды. Кроме того, там, где деньги, "свято место пусто не бывает" – тут же появились какие-то псевдожурналисты. Единственное, конечно, они "пересолили" с этой "Матильдой", и уже когда начались поджоги автомобилей – им дали по рукам. Ну это как сказали в фильме "Берегись автомобиля" – ты заигрался в своем народном театре. Перебор вызывал принцип бумеранга, – говорит историк Александр Колпакиди. – Сейчас эта вся свистопляска вокруг христоподобного подвига царя-страстотерпца с чем связана, откуда она взялась? Она взялась из зародившегося в недрах зарубежной церкви еще в 1920-1930 годах еретического течения так называемых "царебожников".

Эксперт напоминает, что тогда наша церковь (да и сейчас) категорически осуждала "царебожие" как ересь, как неверное толкование религии подтверждение можно найти в теологических, идеологических, православных журналах но в реальности мы видим разные свидетельства того, что оно не только не осуждается, но и поощряется.

Матильда, машина, поджег, Санкт-Петербург, за Матильду гореть|Фото: telegram.org/mash

"Ведь все наши выступающие по телевизору крупные иерархи фактически поощряют эту ересь и постоянно направляют верующих в сторону "царебожия", в сторону осужденной церковью еретической идеи, – уверен Александр Колпакиди. – И это занесено именно зарубежной церковью после объединения церквей. И меня мучает всегда эта идея – а не подброшено ли нам все это? Не секрет, много писали в советское время о том, что ЦРУ активно работало через зарубежную церковь. Естественно, контакты сохранились. Может быть, это специально было сделано?"

Черносотенская идея появилась в России как раз после объединения РПЦ с зарубежной церковью, сейчас тараном для продвижения этих идей выбрали екатеринбургскую трагедию. И вот перед Россией в 2017 году возникают те же угрозы и внутренние противоречия, с которыми столкнулась империя накануне Октябрьской революции. Но вся проблема именно в том, что сегодня не хватает еще одного исторического слагаемого, а именно левых. "Наследников большевиков" в стране сегодня нет. Идеологический перекос вправо – косая сажень в плече нынешней России, копии той, которую мы потеряли.

"Разница между богатыми и бедными в стране растет, и эта пропасть скоро будет такой же огромной, как в царские времена. Это совершенно очевидно. Тогда подавляющее большинство населения – 90% – были людьми "второго сорта", а то и "третьего". То же самое и сейчас. Абсолютно та же схема в области экономики, в области социального устройства, что была до 1917 года", предупреждает эксперт.



Елена Кирякова