Аналитика


Банкротство "Тракторных заводов": "землетрясение" в большой машиностроительной "песочнице"
армия и ВПК | Курганская область | Центральный ФО | Уральский ФО | В России

Внешэкономбанк требует признать банкротом концерн "Тракторные заводы" (КТЗ) - соответствующий иск уже подан, заявители просят взыскать с КТЗ более 68 млрд руб. Машиностроительный холдинг, как известно, принадлежит зятю известного кинорежиссера Никиты Михалкова Альберту Бакову и бизнесмену Михаилу Болотину. Как стало известно Накануне.RU, это объявление поставило в тупик многих работников концерна, "железное" спокойствие сохраняет лишь руководство.

Как следует из документов суда, долг "Тракторных заводов" на сегодняшний день составляет более 80 млрд руб., из этих денег - 17 млрд руб. - это долг "Курганмашзавода".

"Ни для кого не секрет, что 80 млрд - это огромнейшая сумма, в России такие средства могут выделяться только на спасение банков. Исходя из этого, можно считать, что КМЗ обанкротится с большой долей вероятности. Для предприятий концерна, выполняющих оборонный заказ, в работе ничего не изменится, просто сменится владелец. Что касается гражданских производств, то судьба их незавидна и печальна. Для "Ростеха" взять под свое крыло "гражданку" - это будет слишком убыточно", - сообщил Накануне.RU депутат Курганской областной думы Владимир Сажин.

Стоит отметить, что на протяжении многих лет "Курганмашзавод" являлся одним из градообразующих предприятий Кургана, на его площадках трудится сейчас более 8 тыс. человек. В советское время КМЗ по праву считали одним из лидеров военно-промышленного комплекса России. И в настоящее время это единственное в стране предприятие, выпускающее боевые машины пехоты. Вся военная продукция КМЗ выпускается для российской армии и оплачивается государством.

А всего в составе КТЗ 17 системообразующих производственных предприятий, на которых трудятся более 20 тыс. человек из 10 субъектов Российской Федерации, а также дальнего и ближнего зарубежья.

БМП-3 КМЗ Курган|Фото:Накануне.RU

Как пишет ТАСС, в "Ростехе" на рассмотрении находятся три стратегии спасения предприятий концерна "Тракторные заводы". Во-первых, нужно исключить риск срыва гособоронзаказа, который, несмотря ни на что, должен быть выполнен в срок и в полном объеме. Во-вторых, обеспечить сотрудникам социальные гарантии, люди не должны получать меньше денег за свой труд или вообще попасть под сокращение. И, в-третьих, с помощью антикризисных мер должен быть заложен фундамент для дальнейшего развития активов.

"У нас в стране получается, что крупные промышленные предприятия, "сидящие" на гособоронзаказе и выпускающие оборудование для "оборонки", пока находятся на плаву, а гражданская промышленность просто утопает в долгах, - сообщил Накануне.RU свое мнение начальник одного из цехов "Курганмашзавода", который пожелал не раскрывать свое имя. - Если даже взять наше руководство, то практически весь коллектив считает, что у них напрочь отсутствует четкая и понятная стратегия развития, они подчиненные. Ну а в связи с этим можно догадаться, что банкротство КТЗ имеет плановый характер. Тут корни не нужно глубоко искать: есть госкорпорация "Ростех", у нее есть явная задача обанкротить КТЗ и получить их оборонные активы, а уже там полностью спокойно работать на заказчика - государство".

Больше всего за свое будущее переживают рядовые работники "Курганмашзавода". Мастер Сергей трудится на предприятии уже 12 лет. По его словам, такие "землетрясения" завод испытывает впервые.

"Эта процедура затягивается. Чем дальше, тем больше у людей волнений. В коллективе ходят абсолютно разные слухи, а все они идут оттого, что наше руководство никогда ни о чем не сообщает, они не делятся планами по развитию и спасению КМЗ. Это значит, у коллектива нет понимания того, что мы являемся единой командой. Но все эти дрязги политические и экономические пусть волнуют наших боссов, мы переживаем за сохранение своих рабочих мест, за уровень зарплаты, потому что если нам ее снизят, то мне вот двоих маленьких детей не поднять. С учетом того, что у меня жена-бухгалтер уже три года не может в Кургане работу найти", - сообщил Накануне.RU Сергей.

КМЗ Курган|Фото:Накануне.RU

В самом концерне "Тракторные заводы", ссылаясь на ВЭБ, поясняют, что банк примет все меры для предотвращения остановки или сбоев производства на предприятиях концерна. Там даже разработали специальный план.

"План предусматривает обеспечение производственной деятельности предприятий концерна на переходный период, поддержание работоспособности ключевых предприятий, направлен на урегулирование долгов по оплате текущих расходов по зарплате, налогам, сборам, страховым взносам и другим. Ранее для решения проблемы избыточной долговой нагрузки предприятий КТЗ, а также реализации комплекса мер по восстановлению платежеспособности создана рабочая группа с участием представителей Внешэкономбанка, государственной корпорации "Ростех", Минпромторга России, Минтруда России и региональных органов исполнительной власти. В задачи данной рабочей группы входит как определение и реализация мер по обеспечению бесперебойного функционирования предприятий КТЗ в целях выполнения возложенных стратегических для страны обязательств, так и разработка мер по обеспечению социальной стабильности в регионах присутствия КТЗ", - сообщили Накануне.RU в пресс-службе концерна.

КМЗ Курган|Фото:Накануне.RU

В КТЗ также считают, что введение процедуры наблюдения сделает предприятия "Тракторных заводов" значительно более защищенными, так как предотвращается возможность отчуждения их имущества по частям, сохраняется производственный цикл.

"Ситуация неоднозначная, - считает депутат Курганской областной думы Владимир Остапенко. - Мы видим, что все разговоры о банкротстве идут о гражданском дивизионе, но никто не говорит про военный. Если рассматривать проблему на примере "Курганмашзавода", то здесь производятся и боевые машины пехоты, и та же гражданская продукция. Разве есть стопроцентная уверенность, что КМЗ будут делить на части - вот здесь давайте обанкротим, а здесь нет? Такого, по моему мнению, не произойдет. Тут нужно перезапускать все рычаги и обнулять показатели производств, а если "Курганмашзавод" "обнулится", то это грозит срывом гособоронзаказа. Вот и надо думать, что выгоднее - продолжать жить с долгами, но поставлять нашей армии технику, либо попасть под процедуру банкротства и думать о неизвестном будущем".

Собственный источник Накануне.RU в правительстве Зауралья считает, что банкротство концерна - это проявление кризиса в российском машиностроении и неверных действий руководства КТЗ.

"Менеджеры у "Тракторных заводов" и у "Курганмашзавода" изначально выбрали неверную стратегию. Взять того же Бакова. У него всегда была единственная цель от всего - это получение прибыли. Он капиталист, но отнюдь не государственник - поэтому цели сохранения предприятия перед собой он никогда не ставил. То есть, говоря простым языком, мальчик развалил песочницу, машинки все сломал, часть песка ногой через бортик выкинул и все - его мама забрала и отвела на другую песочницу. Вот в этой ситуации у нас Баков - мальчик, его мама - наше государство, а песочница - это "Курганмашзавод". Тут еще нужно упомянуть важный факт - наша продукция не всегда выдерживает конкуренцию с зарубежными аналогами, их доля на рынке значительно выше. Это тоже влияет на ухудшение и без того непростой ситуации в концерне. Мы сейчас не можем говорить о каких-то путях выхода нашего "Курганмашзавода" на прибыльный путь. Боюсь, что это уже невозможно. Но одна из основных задач - это не допустить массового увольнения персонала. Люди здесь ни при чем", - считает источник.



Михаил Белокрылов