Аналитика


Чубайс планирует новый "конец света"?
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | СЗФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Республика Крым

Автор реформы с договорами предоставления мощности (ДПМ), подстегнувшей рост тарифов, экс-глава РАО ЕЭС, а теперь – "Роснано" Анатолий Чубайс ударился в ностальгию и заявил о новом "конце света". Он поддержал неназванных "экспертов", которые прогнозируют энергетический кризис в России через шесть-семь лет, и призвал вводить новые мощности при существующем избытке старых. Потребление энергии в России ниже спроса, ватты уже стали экспортным товаром. Спрос внутри страны может подстегнуть развитие промышленности, но даже официальные прогнозы роста экономики не позволяют надеяться на увеличение потребления. В итоге Чубайса заподозрили в лоббировании новой ущербной реформы.

Это не первый случай, когда Анатолий Чубайс делает подобные заявления, 20 лет назад тогда еще руководитель РАО ЕЭС под предлогом скорого "конца света" продавил реформу отрасли. На рынок зашли иностранные игроки, такие как Энел и Э.ОН, также к дележу единой энергосистемы подключились и российские бизнесмены, с тех пор превратившиеся в олигархов.

Помимо того, что было построено более 35 ГВт новых мощностей (в том числе более 20 парогазовых, обеспечивающих более высокий КПД (до 55%), которых ранее в России не было), произошла "либерализация тарифов", напоминает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко, и рентабельность бизнеса выросла в разы.

"Например, у компании "Юнипро" маржа EBITDA сейчас около 30%, а 15 лет назад она не превышала 20%. Сейчас кризиса в энергетике нет, и, на мой взгляд, предпосылок к нему тоже не наблюдается. Инвестпрограммы генерирующих компаний сокращаются в связи с тем, что большинство объектов в рамках договоров предоставления мощности построены", – рассказал Накануне.RU аналитик.

При этом потребность в новых мощностях есть только в отдельных регионах, в частности в Крыму (0,9 ГВт) и на Дальнем Востоке (0,9 ГВт), как раз там идет строительство.

"Кроме того, с 2019 г. на смену ДПМ может прийти новый механизм привлечения инвестиций в энергетику. Этот механизм даст возможность модернизировать около 75 ГВт тепловых мощностей в течение 20 лет. Таким образом, слова главы "Роснано" о предпосылках кризиса в энергетике, на мой взгляд, не соответствуют действительности", – отмечает Георгий Ващенко.

Анатолий Чубайс|Фото: abnews.ru

Из-за отсутствия спроса не приживаются региональные проекты строительства новых мощностей, которые не связаны с запуском крупных промышленных объектов. Так случилось с ТЭС "Полярная" – генерация мощностью 268 МВт оказалась ненужной Ямалу.

Излишки энергии есть в соседней Тюменской области – регионе, где работают крупные промышленные предприятия и регулярно запускаются новые инвестпроекты. В Ханты-Мансийском автономном округе на период до 2020 г. прогнозируется увеличение электропотребления внутреннего рынка за счет развития нефтегазовой промышленности, разработки и увеличения нефтедобычи на Приобском и Южно-Приразломном нефтяных месторождениях. Но энергодефицита в округе не будет: за счет модернизированных объектов энергетической инфраструктуры, строительства электростанций промышленных предприятий будет увеличена выработка.

тэс полярная салехард корпорация развития уп-уп|Фото: cupp.ru

Стоит говорить не о дефиците мощности в стране, а о несбалансированном развитии энергетики. По данным рейтинга регионов по уровню энергодостаточности за 2016 г., 22 субъекта обладают избытком электроэнергии, тогда как остальные 50, представленные в рейтинге, испытывают ее нехватку, обращает внимание доцент кафедры государственного и муниципального развития РЭУ имени Г.В. Плеханова Максим Соколов.

"Отсюда возникает вопрос не только об эффективном размещении производительных сил и крупных промышленных объектов в регионах с профицитом энергоресурсов, но и формировании инструментов государственного риск-менеджмента, в том числе в рамках разработки документов государственного стратегического планирования, включая стратегию пространственного развития до 2030 г.", – рассказал он Накануне.RU.

В целом в России существует избыток электроэнергии и сложно предположить, за счет чего может возникнуть энергодефицит, о котором сказал Анатолий Чубайс, сообщил Накануне.RU первый заместитель председателя комитета ГД по энергетике Александр Ананских.

"Электроэнергию сейчас мы продаем за границу: в Китай, Финляндию и другие страны. Проблема, скорее, в стареющем оборудовании, но идет его постепенная замена, у всех крупных компаний есть инвестиционные программы по модернизации, и мы в Госдуме не видим их глобального сокращения, как и угрозы энергетического кризиса", – напоминает депутат.

В прошлом году параллельно с ЕЭС России работали энергосистемы Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Украины и Монголии. Через энергосистему Казахстана в течение 2016 г. параллельно с ЕЭС России работали энергосистемы Центральной Азии – Узбекистана и Киргизии. Через энергосистему Украины – энергосистема Молдавии. По линиям электропередачи переменного тока осуществлялась передача электроэнергии в энергосистемы Южной Осетии и Абхазии. Совместно с ЕЭС России работали энергосистемы Финляндии и Китая. Кроме этого, с энергосистемой Финляндии параллельно работали отдельные генераторы Северо-Западной ТЭЦ и ГЭС Ленинградской и Кольской энергосистем, с энергосистемой Норвегии – отдельные генераторы ГЭС Кольской энергосистемы, по линиям электропередач переменного тока осуществлялась передача электроэнергии в Китай в островном режиме.

По данным Минэнерго, сальдо перетоков между ЕЭС России и энергосистемами других стран в 2016 г. составило минус 17,3 млрд кВт/ч . Отрицательное сальдо означает, что экспорт электроэнергии из России превышает импорт.

Об избытке мощностей говорят и сами энергетики. В частности, гендиректор Enel Франческо Стараче заявлял, что у российского энергорынка есть все симптомы "зрелого": избыточная мощность, отсутствие существенного роста потребления, потребность в модернизации инфраструктуры.

"Сегодня нет смысла строить новые электростанции, какими бы они ни были — возобновляемыми или традиционными. Их и так очень много. Образно говоря, это как бывает после очень обильной трапезы: все сыты. Просто нужно "переварить" всю эту мощность, какое-то время подождать, надеясь, что подтянется экономика, подтянется спрос…" – рассказал он.

Падение потребления энергии после кризиса наблюдается во всех европейских странах. Динамика развития российской промышленности не позволяет говорить о том, что спрос в стране резко увеличится, отмечают эксперты.

"Существенного роста потребления электроэнергии не прогнозируется. В России предполагается увеличение объемов производства металла в ближайшее время. Поэтому потребление энергии металлургическими производствами будет расти, но строительство новых энергоблоков и замена устаревших мощностей закроют потребность", – говорит Ананских.

При прогнозируемых темпах роста экономики (точнее, при практически отсутствии этого роста) избыток мощностей в России сохранится, считает бывший заместитель министра энергетики России Виктор Кудрявый. По его словам, страна сейчас потребляет электроэнергии ровно столько же, сколько в 1990 г.

"При стагнации или росте на уровне 1,5% существующих резервов в регионах хватит на 10 лет и даже больше, для роста потребления нужно развивать промышленность. Нам пообещали, что в 2018 г. будет работать система банковского проектного финансирования, но, опять же, банки не обяжут направлять определенный процент средств на проектное финансирование, а будут их уговаривать. Будет ли эффект? Конкурентоспособность нашей экономики первостепенная проблема, нам нужна дешевая электроэнергия. Мы холодная страна, тратим огромные ресурсы, чтобы у нас в домах и на заводах было тепло. Плюс плохие транспорт и логистика стоят нам 12-15% ВВП. Все это огромные конкурентные проигрыши по сравнению со всеми миром, российская промышленность даже у себя в стране неконкурентна, и как только появляется на что-то спрос, другие страны приходят к нам и начинают это продавать", – рассказал Накануне.RU Виктор Кудрявый.

По словам эксперта, при отсутствии спроса внутри страны вводить новые мощности для того, чтобы наращивать экспорт электроэнергии – заведомо проигрышный вариант: "Экспорт электроэнергии это даже хуже, чем экспорт сырья, поэтому во всем мире он составляет порядка 2% от выработки. Если отнять крупнейшую бразильскую электростанцию, то всего 1%. Не потому, что в мире нет избытков, а потому что это невыгодный бизнес: дешево продавать нельзя, потому что фактически ты кормишь конкурента, а дорогое электричество не купят".

В Минэнерго, комментируя заявления Чубайса, заявили, что накопленные избытки мощности могут быть исчерпаны к 2025 г. По сообщению пресс-службы, за следующие семь лет из эксплуатации будет выведено 32,9 ГВт, еще порядка 90 ГВт потребуют модернизации. При этом подтвержденные инвестпланами объемы ввода мощности составят только 17 ГВт.

"Учитывая, что к 2025 г. планируется увеличение максимума потребления мощности по ЕЭС России на 16,8 ГВт (до 167,9 ГВт), накопленные к настоящему времени избытки мощности могут быть исчерпаны и ввод новых генерирующих объектов потребуется уже начиная с 2025 г.", – прокомментировали в министерстве.

сургутская грэс-2 электроэнергетика|Фото: www.admsurgut.ru

Но потребители электроэнергии вспоминают похожие несбывшиеся пророчества Чубайса времен РАО ЕЭС для проведения принудительной реформы ДПМ. Они полностью не оправдались, избыточные мощности по-прежнему есть. Директор ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев считает, что положение сохранится за горизонтом 2030г. за счет развития распределительной энергетики, формирования единого рынка ЕАЭС и перехода потребителей на собственные энергоисточники.

"Как говорят, единожды слукавив, кто тебе поверит? Ошибочные прогнозы времен РАО ЕЭС и принудительные ДПМ уже привели к удручающим результатам для потребителей и экономики в целом, необходимо признать и не повторять эти ошибки. По нашим оценкам, никакого дефицита в энергосистеме не предвидится в ближайшие 10-15 лет, никакого обвального вывода мощностей не будет", – прокомментировал Киселев, добавив, что механизм устранения локальных дефицитов уже существует.

"Поэтому совершенно напрасно запугивать регулятора мифотворчеством про замерзающие города и веерные отключения. Ничего, кроме ностальгической попытки еще раз создать новые ущербные нерыночные ДПМ, в этом не просматривается", – считает Киселев.



Евгений Иванов