Аналитика


"Калашников" дал осечку в руках уральских олигархов
Экономика | Свердловская область | Приволжский ФО | В России

"Ростех" официально подтвердил продажу крупнейшего российского оружейного концерна "Калашников" частным инвесторам. Решение согласовано и находится в Правительстве, сообщил глава госкорпорации Сергей Чемезов. В частных руках уже оказалось 49% акций, через "Трансмашхолдинг" ими владеют гендиректор концерна Алексей Криворучко и совладельцы Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов и Андрей Бокарев. Однако уральские олигархи буквально накануне заявления Чемезова рассказали о выходе из актива, что удивительно – ведь именно им год назад прочили госпакет "Калашникова" и усиление. Эксперты отмечают, что накануне президентской кампании передавать активы по схемам 90-х или персонам, участвовавшим в разделе имущества тех лет, слишком рискованный шаг, и, возможно, инвесторы с Урала не прошли "проверку". Но даже тот факт, что "Калашников" перейдет внешне благонадежному олигарху, не отменяет угроз, которые несет в себе отказ от госконтроля в оборонной отрасли.

В 2016 г. "Ростех" комментировал продажу "Калашникова" для "привлечения частных средства в развитие" предприятия, не называя покупателя и сумм. Предполагалось, что 25% акций госкорпорации будет предложено совладельцам "ТМХ", ставшим акционерами "Калашникова" в 2013-2015 гг. Но на днях с дистанции сошли владельцы половины предприятия Махмудов и Бокарев.

"Действительно, я принял решение выйти из концерна, чтобы полностью сосредоточиться на развитии гражданского направления других бизнес-активов, которые на сегодняшний день считаю для себя приоритетными", – прокомментировал "Коммерсанту" свое решение Бокарев.

Концерн "Калашников" за год не стал менее интересным активом. Напротив, общество по итогам 2016 г. увеличило выручку почти в два раза, до 15,7 млрд руб., чистая прибыль по МСФО составила 2,35 млрд руб. Возможно, уральцам пришлось отказаться от идеи войти в оружейный бизнес на правах хозяев.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин в беседе с Накануне.RU отметил, что в воздухе витает идея о приватизации всех более-менее конкурентоспособных государственных активов. В процессе транзита политической системы, к которому готовятся элиты, есть желание конвертировать власть в собственность.

"В качестве объектов такой конвертации рассматриваются ликвидные активы, в том числе, в "оборонке". В отрасли сейчас сложилась не очень благоприятная ситуация: вроде бы, есть большие государственные инвестиции, но предприятия набрали кредитов, которые нужно отдавать. Плюс ко всему сейчас есть проблемы с технологическими цепочками, некоторые звенья которых разрушились после введения западных санкций. На этом фоне "Калашников" смотрится достаточно выигрышно, его продукция конкурентноспособна. Претенденты на его акции среди предпринимателей вполне могут быть", – рассказал политолог.

Он отметил, что допускаться до владения концерном будут лишь те, кто входит в "ближний круг", представляет лидирующие элитные группы, в первую очередь, группы "Ростеха".

"Бокарев и прочие могут участвовать только в альянсе: группа "Ростеха" дает аппаратный ресурс, а предприниматели предоставляют финансирование. В одиночку им установить реальный контроль, провести приватизацию "на дурачка", как было в 90-е годы, когда реально госпакеты могли попасть в руки почти случайных людей, невозможно. Есть сферы влияния у ведущих элитных групп, в их рамках контроль над активами распределяется. Частный бизнес, даже если он очень крупный, может выступить только в качестве инвестора. Может быть, если не захотят элитные группы "светить" участие, [то выступят] в качестве номинального владельца. Реальными владельцами стать им никто не позволит", – говорит Салин.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Алексей Криворучко, которому, по данным СМИ, могут достаться акции "ТМХ" партнеров и госпакет, как раз из таких "неслучайных" бизнесменов, у него за плечами работа на руководящих должностях в "Аэрофлоте", "Рособоронэкспорте", "АвтоВАЗе". Также он является первым вице-президентом Союза российских оружейников.

По другой версии, совладельцы УГМК сами отказались от идеи приобретать акции "Калашникова" из-за новых санкций США, которые вступят в силу в январе 2018 г. Напомним, что США пообещали наказывать физических и юридических лиц за сотрудничество с рядом компаний ("Рособоронэкспорт", "Ижмаш", "Калашников", "Ростех", "МИГ", "Сухой", "Туполев") и госструктурами. Санкции традиционно касаются привлечения финансирования и работы активов российских предприятий за границей. Возможно, олигархи не захотели рисковать гражданским бизнесом.

Факт нахождения компании под санкциями снижает ее возможности, в первую очередь, по привлечению финансирования из-за рубежа. Это может оказать негативное влияние на стоимость актива, однако в случае с концерном "Калашников" оно не будет существенным, считает старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Богдан Зварич.

"Калашников" может спокойно финансировать свою деятельность за счет внутренних источников финансирования, кредитов российских банков. Каких-то серьезных причин для снижения стоимости концерна в связи санкциями я не вижу. Скорее всего, в покупке будут заинтересованы российские инвесторы, возможно, мы увидим интерес со стороны азиатских и ближневосточных стран", – рассказал Накануне.RU аналитик.

Но приход частного российского инвестора уже создает повод для недовольства, тем более, продажа "Калашникова", скорее всего, обойдется без иностранцев.

Передача в частные руки предприятий ВПК – преступление перед системой безопасности страны, так как интересы собственника почти никогда не совпадают с интересами государства, уверен военный эксперт Александр Жилин.

"Когда речь идет о затратах для срочного повышения боеспособности армии, выпуске новых партий техники, разработке нового вида вооружения, собственник заинтересован в прибыли. А отечественный государственный ВПК будет заинтересован, в первую очередь, в эффективности продукции. Нельзя отдавать частнику курицу, несущую золотые яйца. Бренд "автомат "Калашников" принадлежит не Путину и не Медведеву, а народу", – рассказал он Накануне.RU.