Спустя неделю после решения США признать Иерусалим, палестинское движение ХАМАС объявило о начале третьей интифады. Сообщается, что её цель – оказать давление на США с тем, чтобы администрация Дональда Трампа отменила своё решение. Пока дело не дошло до масштабных вооружённых столкновений, но израильские силовики уже проводят задержания палестинцев, в том числе и руководителей ХАМАС. В соседней Сирии почти одновременно начался вывод российского контингента и расширение базы в Тартусе. О том, что стоит за заявлением палестинского движения и какие последствия оно может иметь для ситуации на Ближнем Востоке – читайте в материале Накануне.RU.
"Ситуация, которая развивается на Ближнем Востоке, в целом весьма и весьма печальна по своим перспективам. Фактически войска Ирана стоят на территории Сирии лицом к лицу с израильскими, а когда два противника готовы стереть друг друга с лица с лица земли, мир стоит накануне мировой войны исламского мира против западной цивилизации. Если это полыхнёт – остановить будет практически невозможно. То, что вытворил Трамп, выполняя поручение закулисы – это преступление века", – рассказал Накануне.RU руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем, полковник запаса Александр Жилин.
По его мнению, это шаг именно к такой войне, и он связан и с заявлением Трампа о стартующей с февраля санации капитала во всех мировых банках, то есть речь идёт об ударе по старой кредитно-финансовой системе, закабалившей весь мир, которая вошла уже в клинч – "сколько денег ни печатай, нулей много, а толку мало". Как считает Александр Жилин, вполне вероятно, что такое финансовое "обнуление" должно будет произойти через новую крупномасштабную войну, если не удастся вовремя потушить этот пожар. По словам эксперта, всё решится в 2020–2022 гг.
"Что такое эта санация капитала – всё, что наши доблестные воры и олигархи вывезли, будет списано. Когда во Вьетнаме был саммит и все гадали о том, состоится ли встреча Путина с Трапом или нет, там постоянно возле Путина был Дерипаска. Решать вопрос нужно было только один – чтобы хотя бы самым приближённым олигархам не списали эти нули. Договорились потом в ходе телефонного разговора или нет – неизвестно, но судя по тому, что наши нервничают – скорее всего, нет", – отмечает он.
Закономерно, что как одно из звеньев мирового финансового капитала в этот процесс вовлекается и Израиль.
В этой же связи Александр Жилин не исключает, что российскому контингенту вскоре придётся вернуться на Ближний Восток: "Мы оставляем какую-то незначительную часть и уходим, но американцы за двое суток до заявления нашего президента сказали, что мы отсюда никуда не уйдём и нарастили свою группировку до 5 тыс. военнослужащих, плюс ИГИЛ недобитое, плюс другие террористические организации, которые они взрастили, которые на них работают и плюс легализованная часть ИГИЛ – так называемая "умеренная оппозиция", которую легализовали, чтобы удобнее было вооружать".
Публицист Исраэль Шамир рассказал Накануне.RU, что сегодняшнее заявление ХАМАС не стоит драматизировать: "ХАМАС заявил об этом сразу, а не сейчас, может быть, только сейчас это стало достоянием СМИ, но всё равно события не произошло. Дело в том, что интифаду невозможно объявить, ей невозможно приказать. Нельзя заявить – будет интифада, или будет майдан. Это ведь как сложится. Надо ещё чтобы народ захотел".
Однако объективных предпосылок для массового взрыва в палестинском обществе, по мнению публициста, пока нет. Несмотря на очень агрессивное заявление Трампа, он не сказал чего-то нового для американской политики, все американские президенты всегда заявляли, что Иерусалим – столица Израиля, добавляя при этом, "единого и неделимого". Даже объявленного переноса посольства в Иерусалим пока не произошло.
"Потом, когда они приходили в Белый Дом, они уже обычно этого не говорили, так что, конечно, в этом смысле, какая-то новизна была. Но не такая, чтобы люди пошли из-за неё на смерть. Интифада – это ведь не шуточки, израильские солдаты убивают женщин и детей без всякого труда и чтобы люди пошли на опасность смерти, надо, чтобы были какие-то реальные события, которые происходят не в интернет-пространстве, а в реальном мире. Тогда люди реагируют. Когда, например, этим летом израильтяне попытались изменить распорядок входа в мечеть Аль-Акса, были очень серьёзные волнения. А когда это всё происходит где-то на страницах газет, то это не гонит людей воевать", – рассказал Исраэль Шамир.
Кроме того, он отмечает, что у палестинцев сейчас и на Западном берегу, и в Иерусалиме есть скромное небольшое благосостояние. Можно жить и лучше, но относительно того, что было, их положение несколько улучшилось, стало меньше блок-постов, меньше КПП, немного помог туризм и сейчас они "из-за какой-то ерунды не станут начинать интифаду".
Также Исраэль Шамир считает, что решение о переносе столицы связано, скорее, не с событиями в Сирии, а с происходящим в Саудовской Аравии, где укрепляет свои позиции наследный принц Мухаммед-бин-Салман, который занял очень необычную позицию и настроен к палестинцам если не враждебно, то уж точно не дружественно. А он был и остался главным союзником Соединённых Штатов на Ближнем Востоке, не считая Израиля.
Другой важный региональный игрок – Иран больше поддерживает вооружённые структуры ХАМАСа, нежели гражданские.
"У него есть вооружённые структуры, а есть политическое руководство, и иранцы больше интересуются военными структурами. Это заявление было попыткой предвосхитить события, волнения-то есть, 2,5 тыс. раненых, это немало, вспышка, конечно, была, но не такой яростной, как кто-то, может быть, ожидал. Интифада касается ХАМАСа и ФАТХА, это больше, чем какая-то партийная вещь, а сама идея объявить интифаду – когда есть ощущение народного волнения, естественно, политические силы думают, как бы выписать патент на происходящее", – резюмировал Исраэль Шамир.