Аналитика


Не нервируй меня! Зачем челябинские власти создают точки напряженности и где может "рвануть"
Политика | Челябинская область | Уральский ФО | В России

В Челябинске, городе возможного проведения саммитов ШОС и БРИКС в 2020 г., собираются то переносить многострадальный автовокзал у дворца спорта "Юность", то привести к лету все вывески и наружную рекламу к единому знаменателю, а еще заговорили о реформе административного деления районов. В последнее время намерения, или, по крайней мере, заявления властей города вызывают все большее изумление у граждан и бизнеса, тем более что представители последнего рискуют больше всего пострадать от реформаторского задора. Накануне.RU перед Новым годом решило составить собственный рейтинг неоднозначных решений муниципальной власти Челябинска, которые либо уже спровоцировали конфликты, либо могут "рвануть" в ближайшем будущем.

В начале декабря мэр Челябинска Евгений Тефтелев неожиданно заговорил о планах переноса автовокзала у дворца спорта "Юность" в другое место, при этом площадка будущего размещения не называлась. Заявление градоначальника вызвало эффект разорвавшейся бомбы, при том, что в принципе идея предшественника Тефтелева разместить автовокзал в центре города у спортивного объекта всегда была предметом острой критики.

Немного предыстории: летом 2011 г. администрация Челябинска во главе с Сергеем Давыдовым приняла очень спорное и поспешное решение о переносе автовокзала в Челябинске из привычного комплекса "Синегорье" к дворцу спорта "Юность", часть автобусных маршрутов стала уходить и приходить с площадки у областной больницы. По одной из версий, сделано это было администрацией Давыдова (и выше – администрацией ставшего в 2010 году губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем) для того, чтобы "убить" бизнес строителя и оппонента городских властей Артура Никитина, владевшего на тот момент "Синегорьем". Что ж, затея в целом удалась, Никитину пришлось срочно продавать "Синегорье", торговый комплекс потерял трафик из-за отсутствия пассажиров и, соответственно, покупателей, и ряд других принадлежавших ему объектов. Все закончилось вытеснением неугодного бизнесмена из города.

Пассажиры, как челябинцы, так и гости города, получили неудобный с точки зрения логистики автовокзал у "Юности", плюс в центре миллионника появилась масса дымящих "Икарусов", осуществляющих междугородние перевозки. В общем, сказать, что перенос автотранспортного вокзала с исторического и вполне себе обоснованного, оборудованного и привычного места у железнодорожного узла был удачной идеей, сейчас не возьмется даже искренний сторонник Юревича, Давыдова и компании.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Накануне.RU

Однако, худо-бедно все шло своим чередом, к неудобствам привыкли и вот после аппаратного совещания Евгений Тефтелев вдруг неожиданно заговорил о новом переносе автовокзала уже от "Юности". При этом мэр отказался назвать конкретную будущую площадку для размещения этого важного объекта, сроки возможного переноса и вообще, собственно, не привел ни одного обоснования этого шага. Мол, надо бы, неудобно и транспортникам, и людям, вот есть такая идея!

Ошарашенные журналисты бросились расспрашивать администраторов из ООО "Службы организации движения", которая управляет перевозками, и получили в ответ полное недоумение. Оказывается, с транспортниками-то никто и не посоветовался, более того, даже разговоров таких в коридорах администрации Челябинска в последнее время, по их словам, не велось. Конечно же, и собственники помещения в "Юности" – а среди них называют и влиятельного прежде коммерсанта Александра Карелина – оказались не в курсе этих замыслов.

Произошедший переполох лучше всего, наверное, описывается словосочетанием "немая сцена". Благо, после сделанного заявления градоначальник и его подчиненные предпочли к теме более пока не возвращаться. Всей загадочности произошедшего это, впрочем, не отменило.

Буквально неделю назад предпринимательское сообщество взбудоражила очередная идея городских властей с введением с 1 июля 2018 г. так называемого дизайн-кода. Опять же – в целом и общем задумка, наверное, хорошая и призванная исключить из общественного городского пространства, улиц и площадей наиболее удручающие рекламные "перлы", ввести некое единообразие торговых, рекламных и прочих вывесок. Разумеется, все приурочено к наведению порядка в Челябинске к предполагаемым саммитам ШОС и БРИКС к 2020 г.

ШОС, БРИКС, саммит ШОС, Челябинск,(2016)|Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области

Но у предпринимателей своя правда, которую они не замедлили озвучить на заседании Общественной палаты Челябинска. Председатель городской "Ассоциации киоскеров" Ирина Плещева пригрозила мэрии судом в случае введения поспешных и непродуманных решений в силу. Решение, кстати, было принято депутатами городской думы 19 декабря, правда, в усеченном виде и касались лишь вывесок и рекламных конструкций на проспекте Ленина в Челябинске. Спикер думы Станислав Мошаров разумно призвал сначала попробовать введение единого дизайн-кода для одной улицы, а затем уже переносить опыт на весь город. От критики депутатов и Мошарова это, конечно, не спасет.

"В любом случае, понятно, что введение такого единообразия приведет к расходам бизнеса на демонтаж и новые вывески, а сейчас и так обстановка на рынке неблагоприятная", – рассказал один из участников круглого стола в челябинской ОП – руководитель "Ассоциации рекламных компаний и агентств" (АРКА) Олег Гришанков.

Наконец, из совсем недавних заявлений о ближайших планах – возможная административная перенарезка городских районов Челябинска или даже создание новой административной единицы.

Референдум по изменениям границ районов Челябинска можно было приурочить и провести к выборам президента 18 марта, но целесообразность такого шага вызывает немалые сомнения.

Сейчас в Челябинске семь районов, после реформы МСУ в 2014 г. получивших статус муниципалитетов, но не получивших денег на свое существование и развитие. Разумеется, районирование Челябинска в соответствии с потребностями времени, продолжающейся застройкой на новых территориях – вопрос не праздный. Но и, прямо скажем, не относящийся к числу наиболее актуальных. Есть определенные перекосы в плане количества граждан в районах – Центральный наиболее "малолюдный" с населением приблизительно в 100 тыс., а Курчатовский и Калининский имеют населения в два раза больше. Из-за застройки последних 20 лет город сильно "вытянулся" в сторону северо-запада. Все возникшие в результате этих процессов перекосы, мягко говоря, не являются критическими ни для большинства граждан, ни для самой власти, однако, о необходимости новой перенарезки районов заговорили, хотя четкого представления, для чего и как это следует делать, похоже, ни у кого не имеется. Городские чиновники и депутаты городской думы крайне неохотно и сдержанно комментируют тему, по принципу "надо когда-нибудь сделать". Тогда для чего вообще было заводить разговор?

Политолог Александр Подопригора обращает внимание на бессмысленность подобного рода реформаторства в условиях отсутствия генерального плана развития Челябинска. В самом деле, в ситуации, когда нет прописанного плана развития города даже на самую ближайшую перспективу, заниматься перенарезкой существующих границ районов – не лучшее решение. Не исключено, что после появления генплана (когда?) все придется заново перекраивать.

Его коллега Александр Мельников подходит к проблеме с еще более практической точки зрения, задаваясь вопросом, потянет ли бюджет города все непредвиденные расходы в связи с реформой? Да и сама идея проведения референдума челябинцев по изменению границ районов в день выборов президента, что, якобы, может повысить явку избирателей, представляется сомнительной затеей. То ли явятся граждане на участки, то ли не явятся, а какое-то поспешное и в любом случае непродуманное решение в итоге на свет появится, что потом с ним делать?

"Сплошные планы и фантазии при убогой реальной жизни города, когда в подземный переход в 200 м от мэрии спуститься без риска сломать ногу нельзя", – мрачно характеризует управленческий стиль городской администрации Подопригора.

"Идея с переносом автовокзала, конечно же, давно назрела и перезрела, у "Юности" ему не место точно. Могу предположить, почему мэр Евгений Тефтелев сделал это так, как сделал. Как человек, имеющий опыт работы в администрации, могу заверить – руководителю иногда проще поставить подчиненных перед фактом и тем самым заставить их работать. Вот решено и делаем! Кто станет подставлять шефа в такой ситуации? Волей-неволей будет найдено решение. А если делать все постепенно, то любой исполнитель найдет массу причин затянуть вопрос на полгода, год и вообще в итоге не сделать. Не думаю, что именно так было, но как один из вариантов, почему нет? А автовокзал в Челябинске переносить нужно давно", – замечает в этой связи представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Челябинской области Андрей Лавров.

"Что касается изменений границ существующих районов Челябинска, кое-где это также реально имеет смысл. Например, Каштак всегда и всеми воспринимался как часть Металлургического района, по ошибке отнесенного к Курчатовскому. Есть и другие вещи, которые можно было бы поправить. Но это точно не крайняя необходимость, тем более в плане совмещения с выборами президента. Для порядка скажу, что, кажется, власти Челябинска все равно не успеют к сроку выборов оформить все необходимые бумаги для проведения такого референдума, так что оно и к лучшему", – добавляет Лавров.

Остается добавить, что до наступления Нового года у челябинской мэрии и ее представителей еще есть время "порадовать" и озадачить горожан, хотя, думается, и перечисленных выше нововведений с лихвой хватит на наступающий 2018 год. Сознательно и за скобками данного материала мы оставили уже "выстрелившие" громкие скандалы с участием городских чиновников, скажем, реорганизацию спортивных школ или, например, резонансные битвы за ликвидацию "неправильных" автопарковок с одновременной установкой на их месте "правильных".

Этим неоднозначным решениям, как видим, вскоре могут прийти на смену новые. Помогут ли они городу в подготовке к возможному проведению саммитов ШОС и БРИКС или, наоборот, хаотичность и отсутствие внятной работы с населением сослужат плохую службу имиджу власти – станет ясно уже в ближайшее время.

Евгений Тефтелев, рабочая поездка(2014)|Фото:cheladmin.ru



Денис Лузин