Аналитика


Россия уходит из СЦКК, Украина приходит в Донбасс с провокациями
Мнения из Сети | В бывшем СССР | Донецкая Народная Республика

Для начала стоит напомнить, из-за чего разгорелся весь "сыр-бор" вокруг работы Совместного центра контроля и координации (СЦКК). 7 декабря, выступая на 24-м заседании СМИД ОБСЕ в Вене, министр иностранных дел Сергей Лавров заявилследующее: "Опасная ситуация сложилась вокруг Совместного центра контроля и координации (СЦКК). Украинская сторона, конкретно лично президент Украины Петр Порошенко, выступив в 2014 году инициатором создания такого Центра, сегодня делает все, чтобы поставить российских офицеров в его составе в невыносимые условия, выдвигая в их адрес неприемлемые требования, и чтобы сам Центр прекратил свое существование. Вся ответственность за это, конечно же, ляжет на украинские власти".

Как известно, СЦКК изначально представлял собой группу из российских и украинских военных, контролирующих соблюдение Минских договоренностей в Донбассе. 26 сентября 2014 года центр начал работу в городе Соледаре (территория ДНР, оккупированная Украиной). Взаимодействие с представителями ДНР и ЛНР в СЦКК все это время проводилось через представителей России.

С апреля 2015 года украинская и российская миссии начали вести раздельные журналы случаев нарушения режима прекращения огня, поэтому можно допустить, что данные по одним и тем же случаям, зафиксированным в этих журналах, могли существенно отличаться друг от друга. Однако необходимо напомнить, что именно Киев категорически возражал против какой-либо документальной регламентации функционирования СЦКК.

Поэтому претензии российского МИДа к украинской стороне можно расценить как обоснованные упреки в скрытом саботаже работы СЦКК: "в нарушение договоренностей президентов Российской Федерации и Украины относительно создания и размещения СЦКК украинская сторона сознательно создавала для входящих в его состав наших военнослужащих напряженную морально-психологическую обстановку, чинила препятствия для выполнения ими своих служебных обязанностей. В частности, российским офицерам ограничивался доступ к линии соприкосновения, проверке несения службы на совместных наблюдательных пунктах, развернутых на подконтрольной Украине территории. Дело доходило до запретов на общение с местным населением. Имели место случаи неуважительного отношения украинских военнослужащих к своим российским коллегам".

Что касается неуважительного отношения к российским военнослужащим в СЦКК, то речь идет о нескольких громких случаях. В частности, 22 июня 2016 года Служба безопасности Украины (СБУ) выдворила за пределы Украины начальника штаба российской делегации в СЦКК полковника Владимира Чебана, обвинив его в "действиях, противоречащих интересам нацбезопасности и минским договоренностям", а именно в якобы имевшей место передаче представителям ДНР информации, с помощью которой ополченцы "могли бы скрыть от международных наблюдателей свои огневые позиции".

Причем выдворение офицера СБУ обставило не очень дипломатично. Как следует из заявления Минобороны РФ, В. Чебан был похищен прямо из своего кабинета в СЦКК в Соледаре, а именно "был задержан неизвестными лицами и под угрозой оружия без каких-либо объяснений увезен на автомобиле". Спустя несколько часов российский военнослужащий был доставлен на пограничный пункт пропуска "Гоптовка-Нехотеевка", где ему и были предъявлены обвинения.

Самое интересное, что В. Чебана СБУ обвинило в исполнении… его прямых обязанностей, поскольку так называемый "график полетов" на самом деле является не графиком, а стандартной графической схемой с описанием на трех языках (английском, украинском и русском) границ зоны возможных полетов БПЛА СММ ОБСЕ в районах линии разграничения между позициями вооруженных сил Украины и формированиями ДНР и ЛНР. "Подобные документы регулярно готовятся представителями СММ ОБСЕ для передачи обеим противостоящим сторонам гражданского конфликта на Украине в целях предотвращения обстрелов ими беспилотных средств мониторинга ОБСЕ".

Кстати, осенью 2016 года СБУ хотело повторить подобный номер с обвинением в шпионаже российских офицеров СЦКК еще раз, но в связи с разоблачением замысла, провокация не состоялась.

В августе текущего года руководитель представительства ВС РФ в СЦКК генерал-майор О.Ф. Васильченко подвергся оскорблениям и угрозам со стороны украинских военных. Минобороны РФ по данному случаю направило соответствующее письмо в адрес начальника украинского Генштаба Виктора Муженко. Но "вместо ответа уже через пять дней после отправки этого документа в украинский генштаб на подконтрольных спецслужбам Украины информационных ресурсах была размещена копия письма, сопровождаемая пасквилем, затрагивающим честь и достоинство российских офицеров". Остается непонятным, каким образом служебная переписка начальника ГШ ВС Украины стала достоянием пропагандистских ресурсов

14 декабря Специальная мониторинговая комиссия ОБСЕ заявила, что ими было получено "письмо от Министерства обороны Российской Федерации с уведомлением о том, что Российская Федерация собирается отозвать с территории Украины офицеров своих Вооруженных сил из СЦКК". Подробности решения российской стороны в отчете СММ ОБСЕ озвучены не были.

Украинский МИД 18 декабря объявил решение своих российских коллег провокацией, обвинив Москву в очередной попытке заставить Киев вести "прямой диалог" с республиками Донбасса и сообщив, что данный поступок ставит под угрозу выполнение специальной мониторинговой миссии ОБСЕ (СММ ОБСЕ), поскольку именно Россия несет ответственность за безопасность последних. К тому же украинские дипломаты считают, что именно этот шаг России сделает невозможным реализацию Минских договоренностей.

Естественно, в ведомстве "национально сознательного" министра Павла Климкина никто не берется при этом объяснять, почему Украина сама отказывается выполнять первые пункты "Минска" и почему это Киеву так зазорно сесть за стол переговоров с представителями бывшего украинского региона.

Вроде бы, в своем заявлении украинский МИД бодро рапортовал о продолжении миссии представителей ВС Украины (ВСУ) в СЦКК. Но уже 19 декабря заместитель начальника управления по связям с общественностью ВСУ Юзеф Венскович заявил, что "украинская сторона СЦКК выведет своих наблюдателей из оккупированных районов Донбасса" (как официальный Киев называет ДНР и ЛНР), ибо беспокоится об их безопасности, продолжив работать на территории, подконтрольной Киеву.

Как видно, Киев уже долгое время предпринимал попытки по дискредитации не только российских представителей в СЦКК, но и ставил под удар репутацию Центра в целом. Но как только Россия заявила об отзыве своих представителей из Центра, Киев с помощью СМИ стал разгонять волну о деструктивности данного решения Москвы и о той опасности, которая может последовать за выходом российских военных. Хотя в Донбассе уверены, что пакостные "сюрпризы" нужно ожидать скорее всего от Украины.

Руководитель представительства ДНР в СЦКК Роман Якубов заявил 19 декабря: "Исходя из риторики штаба так называемой "АТО", а именно заявлений о разведданных, согласно которым с нашей стороны якобы планируется масштабная эскалация на линии соприкосновения сторон, очевидно, что ВСУ умышленно создают для общественности "зеркальную" картину, прикрывая свои истинные намерения ложными обвинениями Республик".

Дальше Р. Якубов сообщил, что можно только предполагать, на какие провокации будет способна пойти украинская сторона: "Безусловно, мы не исключаем ни диверсионных действий, ни масштабной эскалации со стороны ВСУ. Если Киев не сможет обеспечить полный контроль над добробатами, находящимися на передовых позициях, и не пойдет на контакт с представителями Республик, эскалация, к сожалению, будет неизбежной".

Кстати, украинская сторона уже успела растрезвонить о том, что "места офицеров вооруженных сил России, отозванных из СЦКК, заняли контролируемые Россией боевики". Под последними "национально сознательные" укро-СМИ считают представителей структур ДНР и ЛНР.

Однако, по мнению экспертов, специалисты из ДНР вполне могут выполнять функции ушедших российских представителей и если Украина действительно заинтересована в мире, она будет сотрудничать с СЦКК ДНР. Так считает представитель Общественной комиссии по фиксации военных преступлений Иван Копыл, добавляя: "Будет ли действенен СЦКК без РФ – зависит только от Украины".

Пока что остается гадать, почему российские представители СЦКК в конце концов ушли из Центра: то ли потому, что устали терпеть унижения и гордость взяла верх, то ли чтобы не нарваться на крупную провокацию перед выборами президента России, то ли из-за малой эффективности "совместной работы по раздельному заполнению журналов происшествий".

КМ.ру