Аналитика


Пропаганда "разгоняет" экономический рост в стране
Мнения из Сети | В России

В последнее время о невероятных успехах "устремленной в будущее" России было сказано столько, что даже советский Агитпроп пришел бы в замешательство от такого словесного извержения. Если посмотреть телевизор, то создается впечатление, что Россия не сегодня-завтра вырвется в мировые лидеры по темпам экономического роста и начнет наступать на пятки ведущим державам.

Впрочем, именно это и обещают нам все последние годы, достаточно посмотреть выступления как первых лиц государства, так и многих высокопоставленных чиновников.

Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что все успехи, о которых громогласно трубят СМИ, выдающимися назвать сложно. Как говорится, все познается в сравнении, и если сравнить разрекламированные успехи России с другими странами, то картина получится весьма скромная. Правильнее будет сказать – скромненькая.

То, что у нас преподносится чуть ли не как трудовой подвиг и рывок в светлое будущее, в других странах является чем-то само собой разумеющимся и обыденным. О чём даже и упоминать-то не имеет смысла именно в силу обыденности подобных достижений.

Например, в начале декабря все российские СМИ восторженно рассказывали об открытии нового ростовского аэропорта "Платов". Особо делая упор на то, что это первый в новейшей истории России аэропорт, построенный "с нуля". Дескать, смотрите, жизнь-то налаживается, страна встала с колен и устремляется в будущее, а кто не верит – вот вам новенький, с иголочки, аэропорт "Платов".

Ну что тут сказать? Строительство аэропортов, равно как и прочих объектов инфраструктуры, не может не радовать. Наконец-то бюджетные деньги вкладываются не в американские ценные бумаги, а тратятся на развитие России. Построили аэропорт "Платов" - прекрасно! Но зачем же превращать это событие в оголтелый пиар? Ведь если разобраться, ничего выдающегося в этом событии нет. В нормальной стране аэропорты появляются каждые два-три года, а не один-единственный за четверть века.

Но, как было сказано выше, все познается в сравнении. Вот и сравним, сколько было построено новых аэропортов в России и, например, в Китае.

В России – один "Платов". А в Китае: Иу (1991), Санья Феникс (1994), Макао (1995), Чженчжоу (1997), Хайкоу (1999), Пудун (1999), Синзяо (2004), Гуанчьжоу (2004), Ханьдань (2007), Саньнюйхэ (2010), Куньмин (2012), Бэйдайхэ (2016) и т.д. Этот список можно продолжить и дальше но, дабы не утомлять читателя, этого делать не будем. Потому что и так ясно, что все восторги по поводу "Платова", мягко говоря, понимания не вызывают, особенно в сравнении с достижениями китайских товарищей.

Не нравится сравнение с Китаем? Хорошо, сравним с Японией: Хиросима (1993), Кансай (1994), Тюбу (2005), Кобе (2006), Китакюсю (2006). Этого тоже вполне достаточно для того, чтобы понять, что "Платовым" особо хвалится незачем – это очень и очень скромный показатель. Один российский аэропорт за четверть века, когда в Китае и Японии в некоторые годы открывали по два аэропорта.

Если кто-то считает, что некорректно сравнивать Россию с "азиатскими экономическими тиграми", то посмотрим тогда на не самую богатую и экономически развитую страну – Турцию. И что мы увидим? А вот что: аэропорт в Бодруме был построен в 1997 году, в Анталье в 1998, второй аэропорт Стамбула им. С. Гёкчена в 2001, а сейчас там же, под Стамбулом, достраивается третий, крупнейший в мире аэропорт Ени Хавалимани. До кучи можно добавить аэропорт Хатай (2007) и Газипаша-Аланья (2010).

Как говорится, без комментариев. Кстати, а появился бы аэропорт "Платов", если бы в России не проводился Чемпионат мира по футболу-2018?

Вот ещё одно достижение, широко освещавшееся нашими СМИ – открытие в Собинском районе Владимирской области первого за тридцать лет автобусного завода компанией "Волгабас". На это знаменательное событие соизволили приехать спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов и губернатор Владимирской области. Как было объявлено, завод будет выпускать автобусы на газомоторном топливе и электробусы.

Открытие нового автобусного завода, конечно же, приятное во всех отношениях событие. Это и новые рабочие места, и налоги, и развитие промышленности Владимирской области. Вот только от чего так перевозбудились СМИ? От того позорного – по другому и не скажешь – факта, что автобусный завод открылся впервые за тридцать лет? А ведь не так уж и давно, те же самые тридцать лет назад, в СССР выпускалось автобусов больше, чем в любой другой стране мира.

Либерало-демократы без устали ездили и ездят нам по ушам последние десятилетия, стараясь умолчать, принизить и обхохотать все достижения Советского Союза, но факты не обхохочешь. А факты таковы, что не США, Япония или ФРГ, а именно СССР был мировым лидером по выпуску автобусов, где их производством занималось 43 предприятия. А если взять весь соцлагерь, то он выпускал автобусов больше, чем весь остальной мир вместе взятый.

И вот теперь, как невиданное достижение встающей с колен страны, нам преподносится открытие первого за тридцать лет автобусного завода… Кстати, частного, а не государственного.

Лучше бы рассказали, почему так вышло. Назвали бы имена всех тех "реформаторов", кто рушил советские автобусные заводы, вывозил оборудование на металлолом, вышвыривал на улицу рабочие коллективы и рвал смежные связи. Назвали бы имена всех тех "хероев", кто устроил либеральный бедлам на одной шестой части суши, после которого гитлеровское нашествие кажется детским утренником. Как известно, нацисты на оккупированных территориях производственные мощности берегли и восстанавливали, обращая их на свои нужды, а если и громили, то только при отступлении.

А ельцинские "реформаторы" безо всякой войны, в мирное время устроили такой погром промышленности, какой даже нацистам не снился со всеми их бомбардировщиками, артиллерией и многомиллионной армией.

Наверное, не стоит проводить параллели с другими странами, потому что сразу станет ясно, что открытие завода "Волгабас" – это отнюдь не выдающееся достижение. Но пару слов на сей счет сказать стоит. За то время, пока Россия приходила в себя после нокаута девяностых, всего лишь одна китайская фирма BYD выпустила не только с десяток моделей автобусов, но и стала одним из мировых лидеров по производству электробусов, уверенно тесня конкурентов даже в США, где и без китайцев своих производителей хватает.

А ведь это только одна фирма BYD. Кроме неё в Китае есть и другие компании, также выпускающие электрический транспорт, причем многие китайские разработки смело можно назвать инновационными и уникальными.

Так что, рассказывая об открытии завода "Волгабас" под Владимиром, надо не захлебываться от восторга, а делать это совсем в другой тональности. Потому что первый автобусный завод за тридцать лет - это не достижение страны, а её позор. Это уровень Марокко или Судана.

Кстати, так поносимые либералами "совки" начали выпуск первых советских автобусов в 1925 году, спустя менее трех лет после окончания Гражданской войны. А спустя тридцать лет, в отличие от нынешней устремленной в будущее России, был построен не какой-то там один завод, а создана целая автомобильная отрасль. Та самая, которую потом так усердно громили ельцинские "реформаторы" в девяностые.

Ну и, наконец, ещё одно достижение последних дней – открытие железнодорожной ветки, ведущей в технопарк "Узловая" Тульской области. Опять не обошлось без высоких гостей, бодрых слов, музыки, веселья и зашкаливающего оптимизма. Так и вспоминаются слова вождя мирового пролетариата: "Правильной дорогой идете, товарищи".

Правда, в этом случае надо добавить – китайские товарищи. Да-да, этот рывок в будущее стал возможен именно благодаря китайцам. Если быть точнее, то компании Great Wall, которая строит в технопарке "Узловая" автозавод, который в следующем году должен начать выпуск китайских кроссоверов и внедорожников. Китайцы вложили в инфраструктуру технопарка около 500 миллионов долларов, благодаря чему туда и была проведена железнодорожная ветка.

Плохого в этом, конечно же, ничего нет, так как это означает появление новых рабочих мест, налогов и пр. Вот только выручка от продажи собранных в России автомобилей Great Wall будет уходить в Китай, а сама Россия все больше и больше будет превращаться в сборочную площадку европейских, американских, японских, корейских, а теперь и китайских автопроизводителей.

При этом как такового российского автопрома в чистом, незамутненном виде практически уже не существует. Восторги были бы уместны, если бы в технопарке "Узловая", например, ГАЗ открыл бы завод по сборке своих легковых автомобилей или было начато производство второго поколения российской малолитражки "Ока", причем как в бензиновом, так и в электрическом вариантах. Вот тогда действительно можно было бы ликовать и говорить об успехах страны.

А так всего лишь заявился очередной забугорный инвестор и скоро осчастливит туземное население своими автомобилями. Как это бывало уже не раз за последние годы.

Конечно же, эти три события не охватывают всей картины в целом. Но, как видно из вышесказанного, если бы не Чемпионат мира по футболу, то аэропорта "Платов" вполне могло бы и не быть. Если бы не компания Great Wall, то неизвестно когда ещё в технопарк "Узловая" протянули бы железнодорожную ветку, а строительство первого за тридцать лет автобусного завода - это явно не то достижение, которым надо взахлеб гордиться.

Например, в СССР подобные достижения и достижениями-то не считались. Там масштаб задач был совсем другой, не чета нынешнему. Никому и в голову бы не пришло занимать эфирное время репортажем про какую-то ж/д ветку, а у нас это настолько яркое и неординарное событие, что в нем принимает участие губернатор области, любуясь на первый поезд, пришедший в технопарк. Ни дать ни взять – настоящий трудовой подвиг. Ну а то, что он стал возможным благодаря китайским деньгам, так это неважно.

Но мы рады и таким достижениям. Это однозначно лучше, чем вообще ничего. К тому же не выветрились из памяти те "святые времена", когда на троне сидел измученный нарзаном царь-"реформатор" Борис, в "блестящее" правление которого автобусные заводы закрывались десятками, железнодорожные ветки обнищавшее и озверевшее население разбирало на металлолом, а строительство новых аэропортов в принципе было невозможно.

Так что на фоне ельцинских "святых времен" нынешние времена выглядят гораздо позитивнее. Правда, до Китая, Японии и многих других стран нам по-прежнему как до Луны, сколько бы телевизор вдохновенно ни рассказывал о выдающихся достижениях последнего времени.

Впрочем, работа у СМИ такая – фонтанировать оптимизмом и бесконечно рассказывать беднеющему который год населению о великих свершениях и достижениях устремленной в будущее страны. Вот только, сколько ни произноси эту нелепую фразу, неизвестно каким креаклом придуманную, зарплаты от этого не вырастут и налоги менее зверскими не станут.

КМ.ру