Аналитика


Украинский режим продолжат раздирать противоречия
Политика | В бывшем СССР

2017 год стал для Украины годом еще большего хаоса, чем было прежде. Все группы власти грызутся друг с другом, ведя борьбу за выживание. Произойдет ли в 2018 году на Украине новый переворот - в материале Накануне.RU.

Теоретически для нынешнего режима могут представлять угрозу несколько субъектов, способных его свергнуть. Это народ, нацистские вооруженные формирования, оппозиция (Михаил Саакашвили, Юлия Тимошенко и др.), США и конкуренты внутри режима, которые хотят стать во главе. Только народ выпадает из этой когорты, представляя из себя аморфную массу и по существу не являясь политическим субъектом. Все остальные тесно переплетены, и от того, как будут развиваться противоречия между ними, во многом зависит будущее украинского режима.

Из США контролируются все силы: сам официальный режим, его оппоненты, олигархи и нацистские формирования. При этом недовольство США своим ставленником Петром Порошенко-Вальцманом выросло. Оно вызвано тем, что Вальцман проводит разрушительные "реформы" не в интересах США, а в своих собственных. Если США заинтересованы в создании на базе Украины прозападной страны по западным лекалам, то Вальцман заинтересован в устойчивости своей власти. Проще говоря, США действительно нужны прозападные "реформы" для переформатирования населения в западном ключе. А вот для Вальцмана они лишь ширма, которой он заслоняется перед Западом, обделывая свои дела.

Об обострившемся конфликте внутренних интересов Вальцмана и США говорит скандал вокруг Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ). США создали этот орган в 2016 году, который, по их замыслам, стоит над всеми, и с его помощью можно в ручном режиме управлять внутренней политикой Украины. Его название не должно сбивать с столку: на крючке коррупции сидит вся политическая элита Украины. И этот орган стал представлять опасность для режима, поэтому Вальцман захотел установить над ним свой контроль. США были вынуждены открыто вмешаться, приказав не трогать НАБУ, и к этому присоединились МВФ, Всемирный банк, ФБР и ЕС. Пока Вальцман отступил, но он жизненно заинтересован в установлении контроля над НАБУ в преддверии президентских выборов, которые должны состояться весной 2019 года. Оставить такого сильного игрока неподконтрольным – значит поставить под угрозу свое переизбрание на второй срок.

Для США этот орган настолько важен, что устами ЕС они даже намекнули, что Украина может лишиться безвиза, если тронет НАБУ. Об этом заявила посол Франции на Украине Изабель Дюмон. По ее словам, в ЕС подозревают, что режим покрывает коррупционные схемы в миграционной службе.

"Мы особенные внимательно следим за развитием этой ситуации. И если наши подозрения подтвердятся, это будет иметь очень важное значение с точки зрения безвизового режима", - предупредила Дюмон.

Таким образом, НАБУ и вообще антикоррупционная тема – это то, из-за чего в 2018 году может резко обостриться ситуация внутри украинского режима. И это то, на чем постараются сыграть оппоненты Вальцмана. Самое интригующее при этом то, что оставить все, как есть, Вальцман тоже не может. Следовательно, олигарх попытается договориться. Но в конечном итоге он зависит от Вашингтона. В свете недавнего ареста судом Лондона активов Игоря Коломойского положение любого олигарха не может быть полностью безопасным.

"Арест активов Коломойского - это сигнал всем олигархам Украины, включая Ахметова, Фирташа, Косюка, Тигипко и других, а главное президенту-олигарху Порошенко, что Запад может сделать с ними, все что хочет", - считает политолог Виктор Небоженко.

Что касается ситуации с Коломойским, то здесь со стороны Вальцмана может быть хитрая игра. Ведь иск к Коломойскому подан национализированным "Приватбанком", и это давление может использоваться Вальцманом, чтобы упрочить свои позиции. Так полагает политолог Дмитрий Корнейчук.

"Олигарх [Коломойский] до и во время президентских выборов оказывает медиа-поддержку Порошенко и помогает "мочить" Тимошенко (не пускает на канал, не дает денег). В обмен власть максимально затягивает и проваливает в лондонском суде иск против Коломойского. Недаром недавно была встреча Коломойского и [генпрокурора Юрия] Луценко. В общем и целом Порошенко продолжает "закручивать гайки" олигархам, готовясь к президентским выборам", - пишет Корнейчук.

Считается, что Вальцман также заглядывается на часть активов Коломойского. Это может быть еще одной причиной обострения конфликта во власти.

Осенью резко усилилось противостояние с Саакашвили. Кто стоит за ним, точно неизвестно, но скорее всего, он управляется из США, поскольку с ним обходятся очень мягко. Позволить себе устроить майдан в центре Киева могут только те, у кого "крыша" находится за океаном. Это свидетельствует, что положение Вальцмана в 2017 году в целом ухудшилось, что является неудивительным, учитывая приход в США новой администрации, которую Вальцман пытался потопить.

На стороне олигарха тот факт, что его свержение Вашингтон может устроить легко, но после этого ситуация станет еще менее управляемой. И для США это плохо. Там и так недовольны разворовыванием средств, выделяемых режиму, без возможности найти крайних в этом коррупционном болоте. К тому же в США всерьез опасаются агрессивных действий России на Украине, в связи с чем новый переворот является рискованным. Этот факт, пожалуй, является самым главным в устойчивости украинского режима. Его нельзя трогать, а то все может посыпаться. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать напряжение в Донбассе, чтобы придать режиму хоть какую-то внутреннюю устойчивость. Эти два обстоятельства являются почти константами для Украины.

В то же время в этих условиях у режима нет перспектив, считает достаточно лояльный к власти политолог Вадим Карасев. По его мнении, процессы распада будут продолжаться.

"Распадаться будет власть, распадаться будет политическая система, распадаться будет государственность. Единственное, что может спасти, – досрочные выборы, хоть парламента", - сказал он, считая, что Вальцман стал хромой уткой почти без шансов на переизбрание.

"Угроза Саакашвили" в данный момент нейтрализована. Вероятно, сделка с ним была заключена в обмен на освобождение, так как после выхода на свободу он резко изменил риторику, перестал призывать к свержению Вальцмана и перенес акцент на абстрактных "олигархов". При этом комичности добавляет тот факт, что говорить об освобождении Украины от олигархата он готов с… главным олигархом. Режим же сохранил ему лицо непримиримого оппозиционера. Скорее всего, Саакашвили заранее предложили направить людей на штурм Октябрьского дворца, чтобы спровоцировать там столкновения и под этим предлогом объявить мораторий на проведение дальнейших митингов протеста.

Если оценивать в целом вероятность переворота на Украине, то она представляется невысокой. Единственной силой, способной это совершить, являются США, которым непонятно зачем нужно менять режим, если то же самое можно будет сделать под видом президентских "выборов" весной 2019 года. Если Вальцман и будет отодвинут, то скорее весной 2019 года. Этот вариант куда более вероятен, учитывая, что в США и ЕС им недовольны. Не случайно в 2017 году появилась масса сведений о его махинациях с офшорами, а западные СМИ открыто обвиняют режим в коррупции. Его положение стало более шатким, поскольку он во многом утратил доверие Запада. Об этом можно судить по тому факту, что ругать Вальцмана не стесняется никто уже внутри Украины. Переломным в этом отношении стал 2016 год.

Что касается внутренней поддержки режима, то ее нет уже давно. Вальцман настроил против себя всех: олигархов, своих политических конкурентов, силовые органы, нацистов и простой народ. Так что защищать его будет некому, и переворот, если он случится, в этот раз пройдет почти незаметно.

В этих условиях в стране скрыто и постепенно идут процессы регионализации, когда региональные элиты торгуются с Киевом, чтобы подороже продать свою лояльность. Причем этот процесс необратим. Киеву нечего предложить регионам, а вот те на фоне слабеющей власти в Киеве не прочь стать удельными княжествами.

"Регионы будут брать на себя все больше власти и больше полномочий. Так мы будем пробовать развязать этот кризис между центром и регионами, и так будет реформироваться украинское государство. Оно будет становиться другим. Возможно, это будет много независимых княжеств, как когда-то на Руси: была сначала единая Русь, позднее она начала дробиться, но в целом государство, как таковое, существовало хотя бы формально. И я думаю, это будет путь региональных независимостей... Это добрый путь сохранения Украины", - кратко обрисовала процесс соратница Виктора Януковича и экс-депутат Верховной рады Анна Герман.

Она родом из Львова, и знает, что подобные процессы наблюдаются во всех регионах. Достаточно вспомнить рубеж 2013-2014 гг., когда именно западные области на уровне облсоветов первыми объявили о неподчинении Киеву и самостоятельном "вхождении в Европу". Резкий рост недовольства может произойти в Одессе, где киевский режим, судя по происходящему, собирается-таки снести памятник основателям города, который воспринимается как памятник Екатерине II. Если это произойдет, возникнет еще одна точка напряжения.

По всей вероятности, процессы нарастания конфликтов внутри Украины продолжатся в 2018 году. Самое главное, что остановить это невозможно. Четыре года назад Украина стала на тот путь, который позволяет удерживать страну в формальном единстве только силовыми методами. И как бы ни старался Киев "выпустить пар" в Донбассе, это не удастся. Внутренние противоречия будут раздирать страну чем дальше, тем больше.



Евгений Чернышёв