Аналитика


Алексей Анпилогов: Falcon 9 Илона Маска оказался не "убийцей рынка", а обычной ракетой
Экспертное мнение | За рубежом

Накануне Илон Маск потерял секретный спутник американских силовиков под кодовым обозначением Zuma. В прошедшее воскресенье ракетоноситель со знаменитой "многоразовой" первой ступенью Falcon 9, разработанный крупнейшей в мире частной космической компанией SpaceX, не сумел выйти на расчетную орбиту и разбился. В корпорации катастрофу объяснили техническими ошибками и неполадками, однако Майк Помпео, директор ЦРУ, которое, похоже, имеет отношение к секретному спутнику, заявил, что авария произошла из-за вмешательства со стороны России. "Несомненно. Занимались этим десятилетиями", – заявил глава ЦРУ, отвечая на вопрос ведущего о попытках русских сорвать космическую программу США в 2018 году.

Президент Фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив "Основание" Алексей Анпилогов уверен, впрочем, что настоящая проблема SpaceX и Илона Маска не в русских диверсантах и не технических неполадках, а в концепциях, подходах и, возможно, нереализуемости идеи "коммерческого" космоса. Он поделился своим экспертным мнением с Накануне.RU:

– Ничего сверхъестественного не произошло. Космос не та отрасль, где на конвейере идет сборка. Каждый запуск уникален и потому сопряжен с риском. Катастрофы случаются. У SpaceX только прошедший год прошел более-менее безаварийно, а до этого каждый год случались катастрофы. Илон Маск был вынужден останавливать запуски, разбираться и устранять те проблемы, которые приводили к авариям и к утрате дорогих спутников.

То, что случилось с ZUMA, не является событием из ряда вон выходящим, просто произошла внештатная ситуация. Об этом говорят в интервью сами специалисты SpaceX. Они не нашли никакого саботажа или помех для вывода спутника. Просто произошла внештатная ситуация. В этом смысле никакой разницы нет между этой аварией и авариями на ракетоносителе "Протон" или с китайскими, индийскими или японскими ракетами.

Проблема ZUMA серьезна в другой плоскости. В отличие от НАСА, от Роскосмоса, от других национальных космических агентств, SpaceX является коммерческой. Это значит, что, с одной стороны, они легко могут получать инвестиционные ресурсы, чем они активно пользуются, с другой стороны, коммерческая компания должна отвечать перед инвестором. Инвестора не интересуют полеты на Марс, его интересует прибыльность мероприятия. С этим у SpaceX намечаются серьезные проблемы – череда аварий, а также малое количество пусков. В 2017 году тут с трудом вышли на 18 пусков в год, при планах 27 пусков.

Это все создает отрицательный cash flow – компания тратит больше, чем может заработать. Пока ситуация сглаживается инвестициями тех, кто верит гению Маска и его счастливой звезде. Конечно, Маску приходится, если не в делах, то хотя бы в обещаниях этим представлениям соответствовать. В планах на 2018 год шла речь 44-х запусках в год, потом, уже в октябрьской презентации, говорили о 30 запусках. Самые оптимистичные планы были озвучены на 2019 год. Как известно, к этому времени Маск планировал выйти на еженедельные запуски ракет – 52 в год. При этом вся Россия, с учетом запусков даже с Куру, осуществила только 20 запусков, и это было серьезное напряжение сил.

Есть симптомы, что так просто Маску не удастся нарастить число запусков. Это даже не связано с тем, что это невозможно технически, а и с тем, что это просто напряжение для всех служб, связанных с запусками. Известно, что после того, как в компании Маска случился скачок количества запусков до 18 в год, уже в мае 2017 года SpaceX выплатила во внесудебном порядке 4 млн долларов своим работникам за переработки. Очевидно, что люди в компании работают на износ и должны производить запусков больше, чем может осуществить персонал, который есть уже сейчас. 4 тыс. работников – это все-таки не один человек. Кстати, один из работников уже подавал на Маска в суд иск, в котором утверждал, что SpaceX игнорирует установленные процедуры контроля, чтобы сэкономить. Суд он проиграл, но нет дыма без огня. SpaceX работает в ситуации штурмовщины.

Несмотря на техническое совершенство ракеты Falcon, в которую вложили весь свой опыт и НАСА, и специалисты со всего мира, организационно компания Маска по-прежнему остается небольшой артелью ученых и инженеров, которая неспособна достичь не то, что 50-ти запусков в год, как планировала вначале, но даже и 20. Это означает, что компания по-прежнему будет если не прибыльной, то убыточной. Это будет проблемой.

ракета-носитель Falcon 9, SpaceX(2013)|Фото:

Есть и другой момент – Falcon 9 оказался не "убийцей рынка", а обычной ракетой, пусть и технически надежной и хорошей. Я сомневаюсь не в технической составляющей, а в экономической составляющей пресловутой "многоразовости" Falcon'а. В одноразовом своем варианте Falcon Heavy (это три Falcon 9, связанных в одно) может вывести на орбиту 60 т груза. Если же ступени возвращаются – только 30 т груза. Это цена "многоразовости". Когда вы первую ступень ракеты пытаетесь спасти – вы теряете объемы. Ракета уже получается не такой, как в рекламных роликах: взлетела, вернулась, заправили, опять взлетела. Еще один аспект, сами сотрудники SpaceX сообщают в своих отчетах и презентациях, что невозможно просто заправить первую ступень после полета топливом, объем работ, которые необходимо сделать, чтобы снова ее запустить, на 50-100% больше, чем для первого запуска. Соответственно "многоразовость" для клиента означает лишь небольшую скидку на стоимость запуска, но не более.

Что же до "вины русских" в произошедшей неудаче – то это в США уже универсальный ответ на любую проблему. За один доллар в "Фейсбуке" русские могут обеспечить нужный им результат по "Брекситу", за 1500 долларов за рекламу на "Ютубе" они могут избрать Трампа. Может быть, у русских есть и рогатка, которой они сбили эту ракету со спутником ZUMA.