Аналитика


Путину готовят Госсовет экономического роста
Экономика | Тюменская область | Центральный ФО | Уральский ФО | В России

Тюменская область, губернатор которой Владимир Якушев возглавляет рабочую группу Госсовета по реализации экономического потенциала субъектов РФ, стала экспериментальной площадкой развития региональной промышленности. Ожидается, что Госсовет по этой теме пройдет в 2018 г. и должен будет дать ответы на ключевые для нового президентского срока вопросы – как будут развиваться регионы, услышит ли федеральная власть чаяния отечественной промышленности, произойдут ли изменения нынешнего экономического курса. Готовя доклад, Якушев "опытным путем" показал, что даже небольшая поддержка реального сектора дает ощутимые результаты.

Тюменский губернатор руководит рабочей группой Госсовета по развитию региональной промышленной политики, работа над докладом будет завершена в этом году. На сегодняшний день известно, что документ состоит из пяти разделов: первый – о потенциале развития региональной промышленности и промышленной политике, второй – о доступе к источникам финансирования, третий – о развитии технологий, четвертый – о кадровом обеспечении, пятый – о поддержке развития экспорта российской промышленной продукции.

Заседание рабочей группы Госсовета промышленная политика регионов Владимир Якушев(2017)|Фото: admtyumen.ru

Во многих вопросах группа критикует существующие подходы в экономической политике, и уже одно это могло бы заставить усомниться, что работа не будет спущена на тормозах. Однако подготовку заседания курирует помощник президента РФ Игорь Левитин, а значит, в Кремле осознают, что перемены необходимы.

Острейшей проблемой бизнеса эксперты Якушева считают ограниченный доступ к источникам финансирования – стоимость заемных денег составляет 11-18% годовых, хотя в большинстве развитых стран мира ставка кредитования находится в пределах 1-3%, а условия финансирования инвестиционных проектов, транспорта, логистики более лояльны.

По словам тюменского губернатора, интенсивное развитие промышленности и ее модернизация в условиях действующей финансовой модели невозможна. Для реализации инвестиционных проектов нужны новые инструменты и максимально лояльные условия, позволяющие "обнулить" часть затрат, в том числе привлечение заемных денег. Участники рабочей группы отмечают, что ограниченный доступ к источникам финансирования тормозит развитие промышленности в регионах, а вступление в ВТО не привело к построению новой конкурентной финансовой модели развития реального сектора.

Заседание рабочей группы Госсовета промышленная политика регионов(2017)|Фото: admtyumen.ru

Интересно, что параллельно с подготовкой доклада регион провел "практическую работу". Сегодня в Тюменской области (без ХМАО и ЯНАО) подведены итоги работы в сфере нефтегазового импортозамещения за 2017 г. Согласно действующему механизму, предприятиям возмещаются затраты на покупку оборудования и других материальных ресурсов, произведенных на тюменских предприятиях, в размере 5%. Благодаря этому, у 20 компаний региона закуплена продукция на общую сумму более 2 млрд руб. Подписан ряд стратегических документов, направленных на развитие промышленности региона, соглашений о сотрудничестве и дорожных карт по использованию продукции тюменских предприятий в интересах крупнейших нефтегазовых компаний "Газпром нефть", "Роснефть", "Транснефть", "ЛУКОЙЛ", "СИБУР Холдинг". С 2016 г. реализуется соглашение с "Газпромом". Растет число предприятий, осваивающих производство импортозамещающей продукции.

"Соглашение ОПЕК+ пока продлено и, как мы видим, оно действительно положительно влияет на цену нефти, будем надеяться, что за счет этого эффекта мы получим те дивиденды, на которые рассчитывали. В 2018 году мы продолжим реализацию проектов в сфере нефтепереработки и нефтегазохимии, активизируем программу импортозамещения, которая уже приносит неплохие плоды. Главное – не опускать руки, а работать и еще раз работать. Тогда и результат будет", – отметил губернатор Тюменской области Якушев.

Некоторые могут усомниться, что опыт "богатой нефтью и газом Тюменской области" можно экстраполировать на остальную страну. Однако важно понимать, что речь идет именно о юге некогда большого региона, областью в свое время управлял нынешний мэр Москвы Сергей Собянин, при нем только началась разработка проекта первой крупной Уватской группы нефтяных месторождений, а до получения ее нефти регион в постсоветской России славился разве что успехами в аграрной отрасли. При этом, нельзя отрицать и очевидную выгоду Тюмени от географической близости к нефтяной и газовой житницам страны и исторически сложившуюся кооперацию добывающих северных территорий с научным и индустриальным потенциалом юга.

Кстати, для иллюстрации работы региональных управленцев следует привести и показатели статистики. Индекс промышленного производства в Тюменской области (опять же, без ХМАО и ЯНАО) по итогам января-ноября 2017 г. составил 102,5% к аналогичному периоду прошлого года, при этом рост обеспечили в основном обрабатывающие производства (106,2%), индекс же добычи пресловутых полезных ископаемых продолжил снижение (89,5%). В России в целом за январь-ноябрь 2017 г. промпроизводство увеличилось примерно на те же 1,2%, но обрабатывающие производства, то есть дающие продукт с высокой добавленной стоимостью – лишь на 100,8%.

Успехи поддержки реального сектора готов подтвердить глава Совета Торгово-промышленной палаты РФ по конкурентоспособности экономики и промышленному развитию, президент ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин. Он же является автором стратегии экономического роста, согласно которой, вся экономическая политика должна быть нацелена на то, чтобы в России сделать выгодным несырьевое производство. Эта задача предполагает введение протекционизма во внешней торговле, перемены в политике Центробанка и налоговой политике.

Известный промышленник разделяет позицию губернатора Якушева по развитию отечественного производства как необходимого условия процветания регионов и страны в целом. В беседе с корреспондентом Накануне.RU он напомнил, что механизм, подобный поддержке тюменского нефтегазового импортозамещения, также действует в агропромышленной сфере, это программа субсидирования сельскохозяйственной техники №1432. В 2016 г. ее действие оказалось под угрозой срыва – на федеральном уровне была предпринята попытка прекратить финансирование. Отмена выделения 10 млрд руб. на год вела к потерям дополнительных поступлений в бюджет страны в размере 23 млрд руб. Однако возмущение работников отрасли – от машиностроителей до простых фермеров – заставило кабмин пересмотреть приоритеты. И 2017 г. показал, что решение было принято верное.

Комбайн, Ростсельмаш, Дмитрий Медведев(2017)|Фото: government.ru

Программа субсидирования покупки сельскохозяйственной техники, по словам Константина Бабкина, за четыре года позволила удвоить объемы производства. За прошлый год импорт техники вырос на 30%, внутренние продажи на 25%. По словам главы "Росспецмаша", сложно предсказать, насколько при сохранении финансирования увеличатся показатели в следующем году, поскольку на это оказывают влияние вторичные факторы.

"Многое зависит от цен на зерно, от регулятивных факторов. Например, если Правительство прогнется под ВТО, начнет закупать импортную свинину, снизится рынок техники для животноводства, для зерна, зерноуборочных комбайнов. Но все равно программа 1432 – очень позитивный фактор для сельского хозяйства и машиностроения. Сельхозмашиностроение растет уже четвертый год серьезными темпами. Такой механизм – возмещать покупателям часть затрат на технику, произведенную в России – это правильный подход, и он совпадает с тем, что мы заложили в стратегии экономического развития России в Торгово-промышленной палате", – отмечает Константин Бабкин.

Константин Бабкин, совет ТПП(2016)|Фото: Накануне.RU

Промышленник объясняет, что субсидирование продукта, произведенного в России, является элементом протекционизма защиты рынка, то есть поддержкой своих производителей, а не иностранных.

"Также мы предлагаем снизить налоговую нагрузку на продукцию, производимую в нашей стране. Тут небольшое отличие: либо брать меньше налогов, либо брать много налогов, но часть из собранных денег возвращать производителю – разницы принципиальной нет. Это правильный курс на импортозамещение, развитие производства", – отметил он.

Другое дело, что при поддержке региональных производителей богатые субъекты РФ действительно смогут больше субсидировать своих производителей, соответственно в таком случае они "тянут" рабочие места к себе. "Это вызовет неравномерность развития страны. Важно, чтобы программы не способствовали подавлению небогатых регионов", – добавил глава Совета Торгово-промышленной палаты.

По мнению известного промышленника, аналогичные механизмы могут внедряться и в другие сферы российской экономики и точно так же приводить к росту и развитию территорий. Но пока в Правительстве придерживаются других подходов.

"Либерализм говорит, что в России ничего не надо производить, надо встраиваться в мировые производственные цепочки, хотя бы на вторых ролях, а лучше на третьих. Нужно вступать в ВТО, открывать свой рынок и делать все, чтобы мировым корпорациям в России было комфортно себя чувствовать. Надо способствовать увеличению импорта. Этой идеологии придерживается Минэкономразвития, Минфин, Центробанк, Высшая школа экономики. Эти структуры имеют серьезнейшее влияние на экономическую политику. И они, собственно, препятствуют политике, направленной на оживление производства в России", – отметил глава Совета ТПП.

Это подтверждает и депутат Государственной думы Николай Коломейцев. В то время как в поддержку банковской сферы вливаются миллиарды и даже триллионы рублей, и многие ее уже называют большой финансовой "черной дырой", даже небольшой импульс и внимание властей серьезно оживляют реальные производства, это приводит к увеличению налоговых отчислений.

"У нас все делается для поддержки банков, а производство – в последнюю очередь. Это неправильная кредитно-денежная бюджетная политика. Мы неоднократно вносили подобные законы на федеральном уровне [о поддержке промышленности], однако "Единая Россия" их отклонила. И пока в думе три четверти "единороссов", вы можете хоть на голове на трибуне стоять – но никак не пробьетесь. Они отражают интересы только рентного капитала. В этом-то и проблема. У нас и налоги как в Европе 40% с учетом возмещения НДС. А тех, кто производит, с них же НДС собирают и еще самые дорогие кредиты для них. У нас просто перевернута пирамида значения", – отмечает эксперт.

Владимир Якушев заявлял, что Госсовет по развитию промышленности, на котором будут представлены предложения рабочей группы, пройдет в 2018 г. Впрочем, более конкретных сроков он не назвал. Помощник президента Левитин подтверждал, что поставлена задача рассмотреть весь спектр вопросов, связанных с формированием новых подходов к развитию промышленной политики регионов: производительность труда, технологическое перевооружение, восстановление межрегиональной кооперации. По его мнению, положение российской промышленности на внутреннем и мировых рынках и региональное промышленное развитие – сложное, так как есть и новые вызовы, требующие новых решений.

По словам помощника президента становится очевидно, что Путина уже не могут устраивать темпы роста экономики на уровне статистической погрешности, это является угрозой и для его пребывания во власти на четвертом сроке, и сохранения преемственности внутри правящей элиты в преддверии 2024 г., особенно на фоне угрозы усиления санкций со стороны США. Да, противодействие со стороны либеральной финансовой группы внутри России будет большим, но изменения назрели.

"В 2000 г. темпы роста промышленного производства находились на уровне 7-8%, рост обрабатывающей промышленности был 10%. Начиная с 2012 г., эти показатели не превышают 5%. Потенциал обеспечения экономического роста за счет добычи полезных ископаемых в настоящее время практически исчерпан. Дальнейшее развитие промышленности будет ограничено ресурсным и финансовыми факторами. Ключевым показателем должно быть обеспечение роста объемов промышленного производства на уровне 5-7%", – говорил Игорь Левитин. И тем самым подтверждал, что ключевые проблемы российской экономики – не "Крым и санкции" и не низкие цены на нефть, трудности начались гораздо раньше.

Между тем, Якушев утверждает, что в каждом субъекте России есть успешный опыт развития промышленности. "Где-то эффективно работают инструменты финансовой поддержки, где-то – кадровая политика, ведется подготовка необходимых экономике специалистов. Эти удачные практики требуют тиражирования", – уверен он. Собрав информацию от регионов и экспертов, рабочая группа предложит модели, которые будут работать по всей стране, обещает он.

К слову, эксперты не исключают, что Якушев в 2018 г. после избрания Путина на четвертый срок и добровольной отставки нынешнего кабмина продолжит эту работу на посту главы Министерства экономического развития РФ, которое сейчас выполняет лишь номинальную функцию, анализируя статистику и выдавая обычно мало имеющие связи с реальностью прогнозы. Хотя очевидно, что для реализации задуманного изменений в одном лишь МЭР будет недостаточно.

Заседание рабочей группы Госсовета промышленная политика регионов, Игорь Левитин, Владимир Якушев(2017)|Фото: admtyumen.ru