Аналитика


Виктор Мараховский – про "Движение вверх" под нейтральным флагом
экспертное мнение | В России

Российская спорт-драма "Движение вверх" побила кассовые рекорды, по итогам праздников у этого фильма на счету уже было 1,2 млрд руб. (за 11 дней проката). Еще один абсолютный рекорд – вторые выходные после начала проката не снизили популярность, а повысили кассовость в шесть раз. Что стало золотым ключиком для сердца российского зрителя – популярный жанр "истории успеха", ностальгия по времени реального единения или таким подъемом патриотизма массовый зритель ответил на "нейтральную Олимпиаду" – теперь флаг можно увидеть только в кино, как и реальный народный спорт? Своим экспертным мнением об этом с Накануне.RU поделился кинокритик, публицист и главный редактор онлайн-журнала "На Линии" Виктор Мараховский:

– Фильм не виноват, что он вышел к несостоявшейся для нас Олимпиаде, и это не первый случай, когда кинематографически удачная картина выходит к несостоявшемуся событию. Достаточно вспомнить удачный с художественной точки зрения фильм "Черная молния", который был приурочен, насколько я знаю, к покупке группой "ГАЗ" немецкого концерна "Опель", которая так, к сожалению, и не состоялась, потому что тогда Европа чуть ли не впервые проявила себя в том истинном виде, который мы знаем сегодня.

Что касается самой картины, я бы не стал трактовать ее однозначно как патриотическую, потому что собственно патриотизм – несмотря на то, что такой посыл там, безусловно, присутствует – он несколько сужен до патриотизма по отношению к команде.

Движение вверх, фильм, советский спорт(2018)|Фото: slamdunk.ru

В свое время к художественному фильму "Сталинград" прилепился такой обидный слоган: "Они сражались за Катю", там вся родина в понимании солдат Великой Отечественной войны свелась к одной-единственной Кате, которую все защищают. Проблема в том, что, к сожалению, отечественным фильмам, даже вполне талантливым, зачастую бывает то ли трудно, то ли им кажется это неуместным, показывать обычный человеческий патриотизм. Поэтому они пытаются объяснить, что называется, великое через малое. Ну, или наоборот – низвести великое до малого. Хорошо ли это, плохо ли, адекватно ли это жизни – бессмысленно говорить, потому что зритель свое мнение этому глубоко профессиональному фильму высказал: он на него пошел, и пошел с огромным энтузиазмом. Поэтому, как бы я лично ни относился к данному фильму, давайте скажем честно, у него есть полтора миллиарда рублевых расписок, если не больше.

Другое дело, что сам по себе наш спортивный жанр представляет собой кальку с западных аналогов. Основной аудиторией западных фильмов про успех (как правило, это успех на музыкальном поприще или спортивной площадке) являются те слои населения, которые обделены другими формами успеха, те, для которых успех достижим только в случае, если они прыгают лучше всех, особенно метко кидают мячики или восхитительно поют. Это, действительно, успех для бедных. Если мы вспомним отечественное кино более эгалитарной эпохи, то там мы можем вспомнить массу художественных фильмов, где описывался иной путь к успеху: талантливые инженеры, рабочие-депутаты, женщины-бригадиры, ученые и исследователи. То есть не путь успеха в шоу-бизнесе.

Конечно, мы не можем не радоваться, что это наше отечественное кино, а не зарубежное, наполнило кассу. Но само по себе оно представляет собой часть довольно печальной тенденции. И тема некой идентичности спортсменов к спортивной команде и к народу сомнительна, потому, что спортсмены сейчас на Олимпиаду летят под нейтральным флагом. У советских спортсменов было больше оснований считать себя народными представителями, они действительно были "государевы люди", чего при всем уважении нельзя сказать про современных не народных, а представителей самих себя под нейтральным флагом. Многие считают, что иметь Россию в сердце – достаточно. Я в силу психологических особенностей далек от такой степени восторженности. Почему в наше время так популярны стали фильмы об успехах в Советском Союзе? Это естественная ностальгия по единству и действительной солидарности. Настоящей, неподдельной, не накаченной специальными лозунгами. И я боюсь, что в фильмах о нынешнем спорте это будет реализовать сложнее.