Аналитика


Закон о реинтеграции Донбасса: преступная власть порождает преступные законы
Политика | В бывшем СССР | Донецкая Народная Республика

Не успела Верховная Рада принять 18 января закон "о реинтеграции Донбасса", как сразу же стала объектом критики и насмешек. Оказалось, что закон, за который проголосовали 280 депутатов из всех фракций, кроме "Оппозиционного блока", настолько кривой и недоработанный, что вызывает нарекания даже у самих депутатов.

Полное наименование закона – "Об особенностях государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях". В нем говорится, что "президент Украины получает право на использование ВС Украины и других военных формирований для сдерживания российской агрессии, а также для обеспечения государственного суверенитета над временно оккупированными территориями".

Согласно закону, вместо штаба "антитеррористической операции" ("АТО") будет создан объединенный оперативный штаб Вооруженных сил. Предусматривается, что на штаб будет возложено непосредственное руководство силами и средствами ВС Украины, других военных формирований, МВД, Нацполиции и Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, которые привлекаются к мерам по обеспечению безопасности и обороны.

Мало того, что в законе очередной раз Россия обвиняется в оккупации Донбасса, так еще при этом закон лишает ее каких-то прав на "оккупированных территориях". Возникает вопрос: ну ладно, вы, упертые украинцы, очень хотите обвинить Москву в захвате и удержании земель. Но смысл тогда оккупировать что-то, если потом тебе будет запрещено пользоваться объектом оккупации?

Уже не говорю о том, что украинский националистический режим наплевательски относится к праву регионов на самоопределение и сам оккупировал часть территорий бывших, подчеркиваю, бывших Луганской и Донецкой областей, не смирившихся с государственным антиконституционным переворотом в феврале 2014 года и отказавшихся жить в едином государстве с военизированно-олигархической хунтой украинских националистов.

В законе также говорится о том, что "почти все акты, выданные оккупационной администрацией РФ, недействительны и не создают правовых последствий - кроме документов о рождении или смерти человека на временно оккупированных территориях".

То есть регистрация брака и все связанные с этим отношения на территориях, "неконтролируемых" Украиной, не будут признаваться. По словам представителей Общественной комиссии по фиксации военных преступлений (ОКФВП, г. Донецк), это противоречит решениям ряда международных организаций: Международного суда ООН и его консультативного заключения от 21 июня 1971 года "Юридические последствия, вытекающие из продолжающегося присутствия Южной Африки (ЮАР) в Намибии (Юго-Западная Африка)", нарушающего резолюцию Совета Безопасности 276 1970-го года, параграф 125, а также Европейского суда по делу "Луизиду против Турции", постановление от 18 декабря 1996 года, параграф 45, а также дело "Кипр против Турции", постановление от 10 мая 2001 года, параграф 90.

В докладах Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, посвященных ситуации в Донбассе, неоднократно указывалось, что Украина не признавала даже свидетельства о рождении и смерти, выданные ДНР и ЛНР. "Вследствие этого дети, рожденные на контролируемых вооруженными группами территориях, не имеют документов, которые бы официально признавались на Украине. Такая ситуация приводит к правовым и практическим трудностям, в частности, ограничивает доступность социальных, медицинских услуг и услуг по трудоустройству на территории, контролируемой Правительством. ...Гражданам по-прежнему необходимо получить решение суда, подтверждающее такие документы. Согласно практике Международного суда ООН и Европейского суда по правам человека, документы об актах гражданского состояния, выданные вооруженными группами, должны признаваться в административном порядке, а не в судебном порядке. Существующий порядок приводит к дискриминации лиц по признаку происхождения" ("Доклад о ситуации с правами человека в Украине 16 ноября 2015 г. – 15 февраля 2016 г.", параграф 150).

Кстати, перечень актов гражданского состояния содержится в части 2 статьи 49 Гражданского кодекса Украины (ГКУ), причем регистрации в органах ЗАГС подлежат рождение физического лица и установление его происхождения, гражданство, брак, расторжение брака, изменение имени, смерть.

Так что дискриминация по месту рождения или месту жительства в соответствии с новым законом, противоречащим статье 49 ГКУ, еще больше усугубит бесправное положение жителей Донбасса на "незалежной", которых Киев упорно пытается считать "своими".

Более того, в законе присутствуют грубые просчеты и даже нарушения конституции Украины, о чем говорит главный провокатор Майдана-2014, экс-журналист, нардеп Мустафа Найем: "Границы и перечень временно оккупированных населенных пунктов в Донецкой и Луганской областях будут определяться президентом Украины по представлению Министерства обороны и на основе предложений Генштаба ВСУ. Эта норма частично противоречит положениям Конституции, в которой не предусмотрены такие полномочия президента".

То есть получается, что если завтра еще какой-то регион возмутится действиями Киева, он автоматически может быть объявлен "оккупированным РФ" (и здравым смыслом заодно) и подвергнут репрессиям и санкциям? Найем об этом не распространяется, но дальше он указывает вот что: "Порядок перемещения лиц и товаров на/с оккупированные территории устанавливает Кабинет министров. Но эти нормы могут быть полностью проигнорированы командующим объединенных сил".

Тут Найему бы впору ответить на вопрос: а зачем тогда принимать законы, если их не будут выполнять даже представители государственной власти в лице представителей военной администрации? Или на еще более жесткий вопрос: что удивительного в том, что преступная власть нынешнего украинского режима, воцарившегося в Киеве после антиконституционного переворота, порождает преступные законы?

И чего тогда Найем удивляется, что принятый закон "наделяет президента правом единолично, без последующего парламентского контроля решать вопрос о применении ВС Украины и других военных формирований, что прямо противоречит п. 33 ст. 85 конституции Украины"?

Получается, что даже если Мустафа Найем нашел в свежепринятом законе два нарушения Конституции Украины, то сколько же их там может быть на самом деле, если закон детально проанализируют юристы?!

Кстати, в ДНР считают, что закон "о реинтеграции" нарушает Минские соглашения и развяжет руки ВС Украины. Глава ДНР Александр Захарченко 18 января высказал свое отношение к закону: "Порошенко заявил, что он (закон - прим.) позволит быстрее нас вернуть в Украину. В его понимании этот закон позволит развязать руки украинской военщине, ввести военное положение. К большому сожалению, это полностью нарушает минские договоренности. Украина показывает, что не хочет мирного разрешения конфликта, то есть она собирается воевать и для этого делает политическую платформу".

КМ.ру