Аналитика


Наше родное Пеманду…
Экономика | Тюменская область | Центральный ФО | Сибирский ФО | В России

"Планы у Правительства сверхамбициозные. Настолько амбициозные, что они нас немного испугали", – сказал недавно в Тюмени замминистра финансов Сергей Сторчак. В последнее время о готовящихся масштабных реформах на новую президентскую шестилетку действительно говорится немало. Однако широкой публике план пока не представили. Точно об этом нельзя судить ни по заявлениям чиновников кабмина, нет его и в программе первого кандидата на пост главы государства. Корреспонденты Накануне.RU, чтобы разобраться, что ждет страну после марта 2018-го, решили обратить внимание на то, чему учат губернаторов и высших сановников в Корпоративном институте Германа Грефа, на конкурсе "Лидеры России" и других площадках.

После информационных утечек во время последнего губернаторопада осенью 2017 года стало общеизвестно, что наше чиновничество главным образом (или в том числе) учится управлению в Корпоративном университете "Сбербанка", в вотчине главного оригинала российской элиты – Германа Грефа. К его идеям в обществе давно сложилось настороженное отношение. Это неудивительно, если вспомнить заявления, которые он периодически делает на публике, или инициативы Правительства, которые он поддерживает (а, может, и лоббирует).

В то же время Грефа в элитной среде принято считать российским первопроходцем и евангелистом в сфере менеджмента и госуправления, человеком, который ратует за модернизацию и активное использование для этого современных управленческих технологий. Именно "Сбербанк", как считается, первым находит новые технологии и обучает им своих топ-менеджеров и российских чиновников. Какая из позиций объективнее, разобраться сложно. С одной стороны, идеи Грефа кому-то в чем-то, может, и напоминают опыт реформ Петра Первого, а, с другой, доверия такие современные подходы, особенно западные, не вызывают.

В экспертной среде Германа Грефа всегда было принято считать поклонником сингапурских или гонконгских методов управления, но в 2017-м (а, на самом деле, раньше) в структуры этого топ-менеджера начинают активно приглашать тренеров из Малайзии, а именно из некой структуры под названием PEMANDU.

PEMANDU, Пеманду(2018)|Фото: PEMANDU, ПемандуС 2008 по 2015 год Малайзия прошла через период реформ, основная отличительная черта которых была в жестком контроле этого процесса со стороны государства. Целью преобразования было преодоление так называемой "ловушки среднего дохода", когда дешевая рабочая сила становится уже не настолько дешевой, чтобы экспорт оставался таким же конкурентным, как был, когда шло активное развитие экономики. Итогом стало появление дополнительных 3,3 млн рабочих мест, увеличение валового национального продукта до 15 тыс. долларов на душу населения, значительный рост потока инвестиций как в частный сектор, так и в государственный. Возглавила реформы в Малайзии организация под названием PEMANDU. Теперь ее руководители и специалисты под эгидой Всемирного банка занимаются тренингами для высших чиновников в разных странах, в том числе, и в России.

"Это советский Госплан, по сути", – объясняет в беседе с Накануне.RU суть реформ PEMANDU писатель, футуролог Максим Калашников.

По его словам, опыт этой организации действительно мог бы быть полезен в России, однако, отмечает писатель, только в случае, если реформаторы возьмут из малайзийской практики лучшее, а не удобное для них самих.

Сейчас, после того, как реформы в Малайзии практически завершились, PEMANDU превратилось в готовое решение для государственного планирования в условиях рынка и многопартийности, которое Малайзия активно пытается продавать другим государствам. Проще говоря, Малайзия зарабатывает на экспорте своего "Госплана для капитализма". В России это предложение востребовано. Исполнительный директор PEMANDU Идрис Йала охотно делится опытом с нашими чиновниками. Он выступал с докладом на сессии "Сбербанка" на Петербургском экономическом форуме, на мероприятии с участием членов Правительства Российской Федерации "Современные технологии менеджмента и их использование в реформе государственного управления" в кампусе Корпоративного университета "Сбербанка" в мае 2015 года. Позже, в открытом письме в Bloomberg, он называл интерес к Пеманду со стороны российского кабмина в качестве одного из достижений деятельности компании. За последние два года коучеров и представителей PEMANDU встречали во многих регионах страны от республики Адыгеи до Тюменской области и Бурятии.

Алексей Цыденов(2017)|Фото: Накануне.RU

Глава Бурятии Алексей Цыденов недавно назвал систему госуправления PEMANDU "лучшей, самой передовой в мире". С лета этого года в республике начнутся тренинги для чиновников, а регион посетит один из руководителей малайзийской организации Кристофер Тан.

Тут стоит добавить, что программу новой индустриализации Тюменской области (где также были замечены коучеры PEMANDU) эксперты называют одним из факторов укрепления позиций губернатора Владимира Якушева на федеральном уровне.

Госсовет, Владимир Якушев(2018)|Фото: kremlin.ru

Именно главу Тюменской области Владимир Путин назначил руководить рабочей группой по подготовке предложений об изменениях в региональной промышленной политике. Эти идеи в итоге обсуждались на Госсовете с участием президента РФ в Ростове. Очевидный урок коллегам по цеху, что курсы малайзийских тренеров – одна из составляющих пути к успеху. Неслучайно и победители программы "Лидеры России" отправятся на обучение в Малайзию (впрочем, не только туда).

Как уже отмечалось, инициативы Германа Грефа в обществе часто воспринимаются в штыки. Возможно, поэтому в региональных администрациях предпочитают не распространяться о том, что активно взаимодействуют с малайзийскими чиновниками, и в медиа попадает только что-то совсем уж странное.

Для широкой публики контакты российских чиновников с малайзийцами и другими азиатскими тренерами выглядят несколько диковато. 2017 год запомнился приездом в "Сбербанк" индийских "специалистов по священным фаллосам" (лингамам).

(2018)|Фото:

Контакты между Корпоративным университетом "Сбербанка" и PEMANDU, между тем, ведутся систематически. Как уже говорилось выше, тренеры PEMANDU постоянно присутствуют в России. Занимаются они тем, что в советское время называлось повышением квалификации для руководителей. Для того, чтобы сотрудники PEMANDU работали в нашей стране на постоянной основе, в мае 2017 года между Корпоративным университетом Грефа и PEMANDU был подписан меморандум о взаимодействии.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Накануне.RU

Директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин полагает, что Корпоративный университет "Сбербанка" прочно укрепился в России в качестве основной площадки подготовки кадров для госслужбы.

"Как представителям среднего класса принято иметь собственных психоаналитиков, так и представителям топ-менеджмента принято иметь собственного коуча и устраивать тим-билдинги для сотрудников более низкого звена. Этот рынок последние лет пять в России активно внедряется, и пионером прежде всего выступает Корпоративный университет "Сбербанка". Он уже сформировал рынок подобных услуг, чтобы на нем занять доминирующее положение. Абсолютно грамотный бизнес-подход. Поскольку у нас наиболее платежеспособный сектор – государственный, то и предлагаются такие услуги чиновникам. У корпоративного сектора либо есть какие-то свои связи и наработки, либо этот сектор достаточно узкий", говорит Салин.

Футуролог Максим Калашников считает, что на этот раз в Корпоративном университете "Сбербанка", похоже, нашли действительно полезный опыт для изучения.

Опыт PEMANDU публицист называет удачным примером создания суперинститута развития, а интерес Грефа к нему объясняет особенностями его личности.

"Я не буду порицать то, что делает Малайзия. А что касается Грефа… по-моему, у него в голове живут два человека. Знаете, в чем дело, вот он рассказывал, что Huawei – это пример для подражания. Но ведь эта корпорация была вскормлена в условиях протекционизма и того, что ее поддерживали госзаказами в Китае. Если бы с такими требованиями пришли к Грефу, когда он был министром экономики..." говорит Калашников.

Итак, что такое PEMANDU? По сути, это подразделение при департаменте премьер-министра (правительстве) Малайзии Наджибе Разаке, которое управляет программой трансформации правительства (GTP) и программой экономической трансформации (ETP). Структура была создана в 2009 году для проведения в стране масштабных экономических и политических реформ. Задачей PEMANDU, которая является надправительственным органом, было координировать работу всех ведомств для того, чтобы создать внутри страны свой рынок потребления и увеличить эффективность работы промышленности. PEMANDU публиковало обширный годовой отчет о состоянии в различных отраслях экономики и об ожидаемых инвестициях. Отчетность сделала PEMANDU единственным агентством, собирающим информацию о проектах, которые планируется развивать в Малайзии.

Таким образом, когда эту структуру называют "капиталистическим Госпланом", эксперты лишь немного преувеличивают. В Сети можно найти даже русскоязычную презентацию подходов PEMANDU с описанием того, как это работает.

(2018)|Фото: http://guv.mosreg.ru/upload/iblock/d98/i.-yala_tseli-i-zadachi-upravleniya-reformamiyu-praktichnskiy-opyt-malayzii.pdf

PEMANDU в Малайзии действовало по следующим направлениям: нефть, газ; пальмовое масло и резина; туризм; финансовые услуги; услуги для бизнеса; электротехника и электроника; оптовая и розничная торговля; образование; здравоохранение; коммунальное хозяйство и инфраструктура; сельское хозяйство и развитие агломераций.

Председателем правления структуры стал сам премьер-министр, а главным исполнительным директором Идрис Йала. При этом функции исполнения задач зависели также от министерств и частного сектора, а PEMANDU же контролировало их работу через ключевые показатели эффективности (КПЭ, тоже в последние годы стали довольно модными среди нашего чиновничества).

Для реализации проектов модернизации PEMANDU сначала создавало так называемые "лаборатории". В них специалисты, исполнители и эксперты согласовывали дорожную карту реформы той или иной отрасли с поэтапным планом. Такой подход получил название "проектное управление", именно ему обучают российских чиновников малайзийцы и в Корпоративном университете Грефа.

(2018)|Фото: http://guv.mosreg.ru/upload/iblock/d98/i.-yala_tseli-i-zadachi-upravleniya-reformamiyu-praktichnskiy-opyt-malayzii.pdf

В малайзийской прессе утверждается, что только PEMANDU под руководством Идриса Йалы смогло осуществить проекты строительства метро в Куала-Лумпуре и топливного терминала в Пенгеранге, которые ранее долгие годы остались без движения.

Впрочем, критики реформ в Малайзии часто напоминают, что почти десятилетие реализации программ закончилось целым рядом коррупционных скандалов, а многие из специалистов-тренеров и руководителей PEMANDU, которые посещают Россию, на родине находятся под уголовным преследованием. Справедливости ради надо отметить, что такие преследования типичный финал любых современных реформаторов.

Есть у скептиков и критиков применения малайзийского подхода в России и концептуальные возражения.

"Вот у меня вопрос, возят они сейчас чиновников в Малайзию, а почему они раньше не возили чиновников познакомиться с деятельностью DARPA – агентства по развитию при Пентагоне? Может, и возили? А я думаю, что нет! Давайте не развешивать уши. Подождем конкретных шагов. Любой аналог PEMANDU в Российской Федерации требует не только плана на 2030 год, но и, честно говоря, увольнения Набиулиной, смены финансового блока Правительства, смены кредитно-финансовой политики. С Набиулиной и ее политикой никакая индустриализация, никакая высокотехнологичная политика не будет возможна", резюмирует Максим Калашников.

Костин, Кудрин, греф, Набиуллина(2018)|Фото: kremlin.ru

Недавно Кудрин и Греф представили свою программу реформы Правительства после выборов президента в 2018 году. Оснований не воспринимать этот проект всерьез нет. Известно, что в Кремле с вниманием относятся к предложениям Кудрина, а аппаратный вес главы "Сбербанка" за последние несколько лет только усиливался. И тут важно заметить, что в основу их проекта положен суммированный опыт реформ в Малайзии, но также и в Эстонии, Финляндии, Великобритании и Сингапуре. При этом во главу угла, если верить самим докладчикам и тому, как их идеи пересказали журналисты, поставлен принцип создания "правительства как платформы". Термин, очевидно, позаимствованный у "айтишников" (платформа как сервис).

Поэтому нельзя исключать, что методы PEMANDU предполагается просто использовать как эффективные инструменты управления. Направлены же они будут не на модернизацию и новую индустриализацию, а на превращение государственных функций в услугу, в сервис, а, значит, на минимизацию роли государства в экономике, как того и требуют неолибералы.

В конце концов, если планов Правительства на 2019 год испугались в Министерстве финансов, это вовсе не значит, что они должны понравиться нам.

Павел Мартынов, Иван Зуев