Аналитика


Дональд Трамп: безысходность, пиар и шантаж российской элиты
Политика | В России

Дональд Трамп выступил с обращением к Конгрессу, он говорил об экономике и о борьбе с террором, призвал укрепить ядерные силы для сдерживания Китая и России. Что свидетельствует – за год информационная война против президента в США (операция "российский след в победе Трампа") изменила его позицию по отношению к нашей стране, еще одно подтверждение тому – это и опубликованный на днях "кремлевский список". Но что дальше? В России ценность списка объявили "нулевой" – как Штаты будут использовать перечень российских политических деятелей и бизнесменов?

Политолог Никита Данюк в интервью Накануне.RU объясняет, из-за чего жалкими выглядят попытки Трампа приписать себе победу над терроризмом, почему уже победно "закрытая" Бараком Обамой тюрьма Гуантаномо закрываться не будет, чем для российской элиты обернется "кремлевский список" и по какой причине Трамп не может выполнить ряд обещаний, которые были корнем его предвыборной программы, но и отказаться от них боится.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Накануне.RU

Вопрос: Трамп выступил с обращением к конгрессу "о положении страны", что особо можно выделить из этой речи, какие сделать выводы?

Никита Данюк: На мой взгляд, абсолютно очевидно, что Дональд Трамп пытается следовать в русле той логики, Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU которую мы видели и во время его предвыборной кампании. Он пытается показать определенные достижения, которых он добился на посту президента – это понятно. Но после этой речи складываете впечатление, что хоть он и является президентом такой огромной страны – его полномочия в достаточно большой мере ограничены. Он снова говорил и про миграционную политику, и про другие вещи, обращаясь к конгрессу, но конкретных инструментов для того, чтобы добиться успехов, о которых было заявлено, у него нет. И мы видим, что его речь, в общем-то, направлена в первую очередь на то, чтобы удержать поддержку ядерного электората, который и обеспечил победу Дональда Трампа на президентских выборах.

Вопрос: Ну и наладить отношения с политическим истеблишментом, который настроен враждебно, нет?

Никита Данюк: Осенью, в ноябре 2018 года, будут выборы в Конгресс, он в значительной степени обновится – на две трети. Очень многое будет зависеть от того, какие отношения у Дональда Трампа будут с конгрессом нового созыва. Как мне кажется, президент США в этой речи намекнул, что те вещи, за которые его упрекает Конгресс, представители и Демократической, и Республиканской партии, – а напомню, что и в палате представителей, и в сенате подавляющее большинство имеют именно республиканцы, в общем-то, однопартийцы Дональда Трампа, – но, даже несмотря на это, он не может реализовать огромное количество своих реформ, инициатив, просто потому, что есть трудности работы с Конгрессом.

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Обращение во многом напоминает речь в Давосе – опять президент США говорит, что это он справился с ИГИЛ, например.

Никита Данюк: Да, когда Дональд Трамп посещал Давос, была та же ситуация, просто он во всем хочет продемонстрировать свою успешность. И один из козырей, преимуществ Дональда Трампа – статистические, экономические показатели. Он постоянно говорит о росте американской экономики, о том, что именно во время его срока увеличивается и ВВП, и сокращается доля безработных, причем, преимущественно среди латиноамериканцев, чернокожего населения и так далее.

То есть мы видим, что Трамп пытается использовать те немногочисленные достижения, которых ему удалось добиться за год правления, как показатель своей успешности, а там, где Дональд Трамп не преуспел, он все равно пытается приписать себе чьи-то успехи. И это в первую очередь тема борьбы с терроризмом. Мы все видели, как США якобы боролись с терроризмом на Ближнем Востоке.

Вопрос: Трамп заявил, что стране угрожают режимы-изгои, такие как КНДР и Иран, а также Китай и Россия, которые стремятся "бросить вызов ценностям и экономике США". Это что, призыв к действиям или популизм?

Никита Данюк: Да, за год президент США, так или иначе, сдал свои позиции в отношении нашего государства и называет теперь Россию – ревизионистской державой, так было написано в стратегии нацбезопасности. Сейчас он нас и Китай назвал изгоями. По поводу КНДР – именно действия Трампа якобы смогли нивелировать ядерную угрозу со стороны КНДР. И именно давление, которое было оказано американцами, сыграло определяющую роль в том, чтобы ситуация дальше не усугублялась. Хотя, мы все прекрасно знаем, что это не так. Точно такая же ситуация, собственно, и с Исламским государством (ИГИЛ – запрещенная в РФ организация), по поводу его "уничтожения", которое себе приписывает Трамп.

Дональд Трамп, США, инаугурация, митинги, протесты, протесты против Трампа(2017)|Фото: socmedia.enisey.tv

Вопрос: Что он намерен делать для того, чтобы Америка стала "грейт агейн" в экономическом плане, это был главный лозунг год назад?

Никита Данюк: Он на волне защиты американских интересов, а в первую очередь американского бизнеса, снова затронул тему, что он по-другому видит торгово-экономическую политику США. И те форматы сотрудничества, которые выстраивались в интересах глобального капитала, я говорю о таких проектах, как Транстихоокеанское партнерство, Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, все они, как следует из речи президента США, не соответствовали интересам страны и, в первую очередь, не соответствовали интересам американского национального капитала, то есть тем производителям, которые находятся на территории Америки и предоставляют американцам рабочие места, делают вклад в рост реального сектора экономики. Те торговые сделки, которые были невыгодны американскому бизнесу, но которые совершали предшественники Трампа, – будут пересмотрены.

Вопрос: А что с экономическими успехами, это его заслуга?

Никита Данюк: К таким успехам можно отнести его заявление по налогам, якобы из-за изменений пошлинной политики удалось привлечь значительные инвестиции. И Apple собирается вкладывать сотни миллиардов долларов в ближайшие пять лет в американскую экономику. Мы видим, что Дональд Трамп просто пытается продемонстрировать: на фоне той информационной кампании, которая постоянно ведется против него, на страницах газет, журналов, на телевизионных экранах, – пытается продемонстрировать достижения и успехи. Являются ли они заслугой президента и членов его команды – большой вопрос, но это известный шоу-мен и достаточно грамотный политик, он знает, что просто можно создать информационный фон и заполучить благодаря этому определенные политические очки.

Вопрос: При этом он не отказывается от непопулярных идей, стена на границе с Мексикой – одна из них?

Никита Данюк: Он еще и не собирается отказываться от идеи тотального пересмотра миграционного законодательства, и прочее, прочее, прочее. Но у него это не получается реализовать. Однако, публичный отказ от этих инициатив автоматически будет означать потерю части ядерного электората, это те люди, которые за него голосовали как раз потому, что он не стеснялся выражать свою жесткую точку зрения по поводу таких острых тем в толерантном американском обществе – и по поводу мигрантов, и по поводу ислама.

Гуантанамо, тюрьма, США(2013)|Фото:sky24.ru

Вопрос: И даже заявил, что решил не закрывать Гуантанамо?

Никита Данюк: По поводу Гуантанамо. У него очень сложное отношение с определенной частью силовых структур в США, и с разведывательным сообществом, и даже в каком-то смысле с Пентагоном, я уж не говорю про ФБР – ведь в самом начале ФБР и бывший директор Джеймс Коми показывал, что они скептически относятся к фигуре президента Дональда Трампа. Но именно поддержка идеи тюрьмы в Гуантанамо точно так же помогает сохранить электорат консервативной части американского общества, своего рода таких правых, ультраправых консерваторов. Гуантанамо – это в США символ борьбы с терроризмом, символ того, что Америка, если нарушаются "права, свободы и ценности", будет абсолютно игнорировать все нормы других стран, нормы международного права, и будет держать преступников на территории этой тюрьмы, добиваясь от них ответов любыми способами.

Вопрос: То есть Трамп игнорирует чаяния оппозиционных сил, гнет свою линию?

Никита Данюк: Этими заявлениями и по мигрантам, и по экономике, и по международной повестке он пытается сохранить часть своего электората, вопреки той информационной войне, которая против него развернута. Но никаких реальных позитивных моментов, реальных достижений, которые мог бы продемонстрировать президент США нет, а нация живет в информационном коконе, где Трамп делает только ошибки. И как раз подобное обращение к конгрессменам – это не просто способ наладить политическую коммуникацию с представителями американского истеблишмента, это как раз очередная попытка донести до широкой аудитории, до народных масс свои достижения.

Вопрос: А что касается "кремлевского доклада"?

Никита Данюк: Здесь отдельная история, как мне кажется, этот доклад обозначает смену тактики США в отношении нашего государства. На примере 2011-2012 годов наши американские "товарищи" пытались создать раскол внутри российского общества и дистанцировать власть от российских граждан, и у них это не получилось сделать, особенно на фоне того, что произошло на Украине, на фоне того, что на нашу страну оказывается массированное давление во всех сферах. Российское общество как раз на фоне этих внешних угроз еще больше сплотилось, стало более консолидированным.

А теперь американцы пытаются расколоть нашу политическую элиту. Это и представители крупного капитала, люди, которые занимают важные управленческие посты. Доклад дает повод налагать ограничительные и даже карательные меры против нашей элиты. Это ультиматум – либо ты лояльно относишься к действующему политическому режиму во главе с Путиным, поддерживаешь "суверенный" государственный курс во внешней политике и тогда дети за рубжом, капиталы в иностранных банках и свободные путешествия – ставятся под сомнение, ты можешь этих привилегий лишиться. Либо ты посылаешь определенные сигналы, что ты готов быть своего рода каналом влияния, чтобы менять ситуацию. Капитал не имеет отечества – либо сохранение денег, либо ты член национального бизнеса, который будет подвергнут санкционным мерам.

коллаж, кремлевский доклад, Владимир Путин, олигархи, Алишер Усманов, Роман Абрамович, Аркадий Ротенберг, Геннадий Тимченко (2018)|Фото: Накануне.RU

Вопрос: А это толкает капитал вернуться домой – нам же на руку?

Никита Данюк: Является ли наша элита национальной? Путин несколько лет назад сказал, что одной из главных задач для нас является национализация элит, вот подобный список и те ограничительные меры, которые были приняты в отношении этих лиц, действительно заставляют их определяться с этим вопросом.

Вопрос: То есть цель доклада – это смена нашей внешней политики?

Никита Данюк: В первую очередь, да. Потому что если внимательно проанализировать список, мы увидим там отсутствие Эльвиры Набиуллиной, Кудрина, Чубайса. Можно справедливо задать себе вопрос, почему эти люди, которые точно так же являются частью государственной ткани, там не представлены? Может быть, потому, что они и являются проводниками этих интересов? И их деятельность, которую они выполняют на своем посту каждый день, соответствует видению создателей списка. Это дискуссионный вопрос, никого не хотелось бы обвинять на основе таких выводов. Но то, что такой одиозный персонаж элиты, как Чубайс, там не представлен, заставляет задуматься.

Вопрос: Для нас доклад, как сказал Медведев, имеет нулевую ценность, а что для них? Что дальше с ним будут делать?

Никита Данюк: Важный момент – этот список составлен не столько для нашей элиты, он нацелен на зарубежных партнеров. "Кремлевский список" – вот, мол, перечень людей, которые могли стать потенциальными партнерами для вашего бизнеса – но с ними лучше не иметь ничего общего, все у них так зыбко – это месседж потенциальным партнерам по всему миру. Кто-то скажет, этот список просто скачанная "телефонная книга" без какой-либо информации о бизнес-структурах и связях. Но это "пробный шар" – американцы просто вбросили этот список, чтобы мы тут все гадали, что же за ним последует. Это оказывает деструктивное психологическое воздействие. Ожидание удара очень часто намного болезненней, чем сам удар.



Елена Кирякова