Аналитика


Проехали. "Единая Россия" ищет локомотивы промышленности
Экономика | Свердловская область | Челябинская область | В России

Промышленный форум партийного проекта "Единой России" "Локомотивы роста" в Екатеринбурге на самом деле обернулся подготовленными на скорую руку презентациями уже реализующихся планов окружных предприятий. В борьбе за "политический лоббизм" – а именно это было обещано победителям – схлестнулись перспективные разработки "дочек" таких гигантов, как "Росатом", "Россети", "Роскосмос", "Ростех". Многие из них уже одобрены советами директоров и имеют сроки реализации, загвоздка, как всегда, в финансировании, но формально в решении как раз-таки этого вопроса "ЕР" на себя обязательства не берет.

Общее ощущение того, что "слет" промышленников был организован в авральном режиме, не покидало участников и наблюдателей. Вместо ТОПов и их заместителей на секциях выступали специалисты либо главы отделов. Некоторые доклады и вовсе не состоялись, например, не приехали представители "Маяка" – проект модернизации завода был заявлен одной из основных тем секции. Другие участники жаловались, что о форуме их известили буквально накануне.

"Не было времени на подготовку презентации, докладываем с колес", – переговаривались они в кулуарах. Других просто не пустили выступить на защиту – отправленная заявка почему-то не дошла до организаторов.

промышленный форум УрФО "Локомотивы роста заводы развития"(2018)|Фото: Накануне.RU

В итоге самая представительная делегация была у организаторов – "Единой России". Партия привезла двух замминистров, секретаря генсовета "ЕР" Андрея Турчака.

промышленный форум УрФО "Локомотивы роста заводы развития"(2018)|Фото: Накануне.RU

"Ваши предложения и проекты, которые обсуждались на секциях, будут проанализированы и переведены нашими коллегами в формат предложений, законодательных инициатив, дорожных карт поддержки со стороны партии", – сказал на "пленарном заседании" секретарь генсоевта "ЕР". Однако у большинства проектов уже есть и "дорожные карты", и сроки реализации. Так для кого, в первую очередь, проведен этот форум?

Промышленный форум УрФО "Локомотивы роста заводы развития", Евгений Куйвашев, Андрей Турчак, Игорь Холманских(2018)|Фото: Накануне.RU

Уральский ядерный кластер отметился двумя проектами предприятий "Росатома". Белоярская АЭС рассказала о строительстве быстрого реактора БН-1200. Он заменит выбывающие мощности – в стадии вывода находятся два реактора БАЭС. Отличие нового реактора – в применении замкнутого ядерного топливного цикла. При нем отработанное топливо перерабатывается для извлечения невыгоревшего урана и плутония. Это уменьшает объемы и общую радиотоксичность отходов, которые копятся в хранилищах.

Заместитель начальника отдела ядерной безопасности и надежности Евгений Балахнин рассказал, что для топлива будет использоваться как применимый в открытом цикле дефицитный уран-235 (его запасов крайне мало, сосредоточены они, в основном, в Казахстане и Таджикистане, а также на Украине), так и распространенный в природе уран-238. Реакторы на быстрых нейтронах сейчас есть только в России, рассказал специалист, строительство нового позволит стране сохранить лидерство в этой сфере. Направление уже развивает Китай.

Для реализации проекта нужна поддержка государства, рассказал Балахин, в основном – финансовая: инвестиции на сегодняшний день оцениваются в 140 млрд руб., оптимизация проекта может уменьшить стоимость. Однако запуск уже намечен на 2027 г., подготовлена строительная база, проект прошел доинвестиционную стадию и общественные слушания.

промышленный форум УрФО "Локомотивы роста заводы развития", круглый стол(2018)|Фото: Накануне.RU

Проект-победитель атомной сессии тоже нуждается в госфинансировании. Руководство ГБУЗ "Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины" рассказало о планах по выпуску совместно с ПО "Маяк" отечественного гамма-аппарата с российским источником излучения. С 2016 г. вопрос курирует рабочая группа, созданная на базе полпредства.

В России порядка 180 гамма-аппаратов, используемых преимущественно в онкоцентрах. 110 из них – производства Чехии и Канады. Российские аппараты работают с 60-х годов прошлого столетия, альтернативы в стране им нет – отечественный радиологический парк и аппаратостроение утеряны.

Стоимость иностранного аппарата может достигать 200 млн руб., рассказала заместитель главного врача центра онкологии Алла Доможирова. Порядка 10% от стоимости ежегодно приходится тратить на обслуживание. Замена источника излучения кобальта-60 – еще порядка 40 млн руб. При этом, источники производятся на ПО "Маяк", однако по существующим правилам поставить их в аппарат нельзя.

промышленный форум УрФО "Локомотивы роста заводы развития"(2018)|Фото: Накануне.RU

"Создание гамма-терапевтического аппарата, который может быть тиражирован в России, позволит найти замену устаревшим аппаратам. У нас есть серьезная проблема: большинство источников кобальта-60, которые стоят в гамма-аппаратах, используемых в России, сделаны в Озерке на "Маяке". Но законодательная база не позволяет напрямую заряжать источники. Нужно сначала отправить их в Чехию и Канаду, затем через таможню они приходят к нам по другой стоимости и здесь вкладываются в аппараты", – рассказала Алла Доможирова.

промышленный форум УрФО "Локомотивы роста заводы развития", круглый стол(2018)|Фото: Накануне.RU

Ежегодная потребность в перезарядке источников – порядка 20 штук, в замене аппаратов – около пяти единиц. Учитывая, что у больниц нет на это денег, близок социальный взрыв, считают медики. Отложить его начало позволили договоренности с чехами – они предварительно разрешили перезаряжать аппараты в России. Канадцы непреклонны, поэтому ПО "Маяк" начал работу по регистрации источника для их аппаратов на территории России. Процесс займет порядка года.

По предварительным подсчетам, российский гамма-аппарат, с учетом наличия компетенций по производству источника, можно будет создать в течение 5-7 лет. На первом этапе, для снижения риска полного затухания ядерной медицины в РФ, предложено заняться локализацией иностранных аппаратов – выпуском в РФ ключевых узлов, подлежащих замене. Работа над российским аппаратом будет идти параллельно.

промышленный форум УрФО "Локомотивы роста заводы развития", круглый стол(2018)|Фото: Накануне.RU

Госинвестиции понадобятся на этапе тиражирования разработки, медики предложили создать ФЦП, которая обеспечивала бы госзаказ на продукцию.

На прошлой неделе "Роскосмос" подтвердил готовность инвестировать в усть-катавскую вагоностроительную площадку для выпуска собственного трамвая, первая стадия проекта стартует уже в 2018 г. Проект тоже стал претендентом на поддержку "ЕР". О таком варианте диверсификации госкорпорация задумалась в связи с ожидаемым снижением госзаказа после 2020 г. Представители предприятия рассказали, что планируется запустить цифровое проектирование и цифровое производство, максимально удешевив все стадии. Инвестиции – более 60 млрд руб., 40% средств вложит сам "Роскосмос", оставшуюся часть привлекут за счет займов, госденег консорциум не просит. На вопрос замминистра финансов РФ Андрея Иванова о пожеланиях к государству – промышленники попросили льготного кредитования, понижения ставок. Федеральные чиновники ответили, что могут гарантировать "неизменность условий ведения бизнеса" на срок окупаемости проекта и напомнили о существующих мерах поддержки в рамках ФРП.

Промышленный форум УрФО "Локомотивы роста заводы развития", заместитель министра финансов Андрей Иванов(2018)|Фото: Накануне.RU

Напоследок выступающего упрекнули в том, что инвестором они называют госкорпорацию: "Суть проекта заключается в том, чтобы деньги, заработанные в России, работали в России. Цель его – не поделить деньги госкорпорации, а найти партнера, который поможет качественно улучшить проект и привлечь инвестиционные ресурсы для развития".

Другой победитель – "НПО автоматики им. академика Семихатова" с проектом отечественного двигателя на СПГ. 12-ти и 8-цилиндровые двигатели могут использоваться для оснащения дорожной техники, речных судов. По словам заместителя генерального директора по продукции гражданского назначения Евгения Шароварина, уже вложены первые инвестиции, получены субсидии на ОКР.

Под свое крыло "Единая Россия" может взять проекты УОМЗ – по выпуску дефибрилляторов массового спроса и ОЭЗ "Титановая долина". Серийное производство дефибрилляторов завод начал в конце 2017 г., предприятие предложило запустить пилотный проект к ЧМ по футболу в 2018 г. (установка 2,7 тыс. дефибрилляторов, стоимость этапа – 267 млн руб.), в 2019 г. – охватить города-миллионники (потребность 10,8 млрд руб.), полномасштабное внедрение в 2020 г. будет стоить 19 млрд руб. Что же до "Титановой долины" – проект нуждается в софинансировании строительства инфраструктуры.

Промышленный форум УрФО "Локомотивы роста заводы развития"(2018)|Фото: Накануне.RU

Заметим, что среди победителей нет проектов, которым нужно помогать с ноля. Модераторы сессий изначально ставили задачу выбрать для презентации наиболее подготовленный проект, чем расстроили некоторых представителей науки – их идеи не подкреплены инвестициями или наличием госкорпорации в партнерах. Для таких "стартапов" "ЕР" быть локомотивом не захотела, а, возможно, дело в том, что задача партпроекта – не столько политический лоббизм, сколько повышение имиджа подзабытой на время президентской кампании "ЕР" за счет успешных промышленных проектов, уже хорошо известных в регионах.

Заметим, что не у дел остались ученые УрФУ, предложившие проект подземной АТЭЦ, которую можно разместить как в шахте, так и в горе. На их защите представитель полпредства вспомнил о проекте Северного широтного хода, ирония в том, что магистраль была частью закрытого партийного проекта "Урал промышленный – Урал Полярный". "ЕР" отказалась от него в 2017 г., когда и сам проект, и команда менеджеров, которой в свое время оказывалась щедрая лоббистская и финансовая поддержка, канули в лету. По-видимому, после этого партия решила более осторожно подходить к вопросам политического покровительства.



Алёна Ласкутова