Аналитика


"Гладко было на бумаге…" К проекту "общаг" ТюмГУ нашлось немало вопросов
общество | Тюменская область | Уральский ФО

Тюмень могут тайно лишить "зеленого островка" в центре города, засыпать лог реки Тюменка, а само русло замуровать в железобетон. На месте природной зоны по проекту должны построить студенческие общежития. Цена вопроса может достигнуть 1 млрд руб. На этот "золотой куш" претендует представитель частного крупного капитала, известный в регионе застройщик. В запутанной истории, к которой уже подключился ОНФ, разбирался корреспондент Накануне.RU.

Стоит сразу оговориться, что для Тюмени естественный лог реки Тюменка – это не просто "грязная яма", а природный памятник. На этой территории уже много лет проходят тематические фестивали, один из которых посвящен местным уникальным рельефам.

Долгое время в городе говорили о том, как благоустроить лог: предлагались проекты спортивных зон, велодорожки и другие объекты досуга для горожан в зеленой зоне. До недавнего времени в Генплане города этот земельный участок был отнесен к зоне зеленых насаждений, но, как выяснилось, "без объявления войны" в 2017 году решением органов власти здесь разрешили застройку под "комплекс зданий для размещения студенческих общежитий в границах улиц Перекопская-Камышинская в Тюмени".

генплан Тюмени, лог реки Тюменка(2018)|Фото: генплан Тюмени

На Генплане Тюмени до 2017 года зона лога числится еще как рекреационная

Участок земли под застройку, лог реки Тюменка(2018)|Фото: администрация Тюмени

Участок земли под застройку

Из обрывков документов достоверно известно лишь две подробности: корпус общежития будет рассчитан на 1 тыс. мест, а под ним будет расположена крупная подземная стоянка аж на 500 автомобилей.

Лог реки Тюменка в летний период(2018)|Фото: Журавлева Е.

Информация об этом просочилась случайно в связи с размещением тендера на выполнение изыскательских работ и разработку проектной документации вышеупомянутого объекта. Кстати, цена лота составила 42 млн руб., а конкурс выиграла дочерняя организация крупнейшего в городе застройщика "Мостострой-11" – АО "Институт Тюменьгражданпроект", предложившая 38 млн руб. за свои услуги. При этом другой подрядчик в лице "Территориального градостроительного института "Красноярскгражданпроект" готов был выполнить заказ за двое меньшую сумму – 20 млн руб., но почему-то был отвергнут. Кого не устроила экономия областного бюджета – загадка. Сам "М-11", напомним, возглавляет депутат Тюменской городской думы Николай Руссу, по данным базы "Селдон", компания имеет двух совладельцев, ЗАО "ДКК" и ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ), но якобы контролируется структурами РЖД.

Что касается "утвержденного" в кулуарах проекта, который сейчас, видимо, готовят к реализации, то корреспонденту Накануне.RU на правах анонимности удалось получить его словесное описание. В частности, наш источник сообщил, что лог действительно будет засыпан, а река – пущена через дренажную трубу под подземной парковкой. Кроме этого, планом предусмотрено соединение улицы Тургенева с улицей Фридриха Энгельса. Общежития будут представлять из себя единое здание (а не несколько, как предполагалось ранее) и с высоты птичьего полета объект будет выглядеть как "извивающаяся змейка с этажами в форме многослойных террас".

Поскольку никаких подробностей проекта в открытом доступе на сегодня нет, то редакцией Накануне.RU был сделан ряд запросов во властные органы. И к слову сказать, все инстанции на удивление ответили в отведенный законом срок. Что логично. Ибо мы оказались не единственные, кто начал разбираться в этой теме. Ряд тюменских общественников и экологов уже завалили государственные конторы, в том числе и прокуратуру, многочисленными запросами.

Утомлять читателя цитатами из казенных "сухих" документов нет смысла: все они написаны суконным бюрократическим языком со ссылками на многочисленные нормативные акты, при этом массив не лишен легкой степени лукавства.

По итогу анализа переписки можно точно установить следующие факты:

Однако прямо об этом сказать чиновники постеснялись и завуалировали железобетонный факт (из этого материала, кстати, будет сделана и подземная парковка) лукавой формулировкой: "Вертикальная планировка предусмотрена с учетом существующего рельефа территории. По периметру проектируемого участка проектные отметки совпадают с существующими отметками территории". У кого за плечами техническое образование и кто еще помнит начертательную геометрию, поймет, что в переводе на общедоступный язык это означает: "все сравняем с землей, а холмик сверху делать не будем".

Но самый оригинальный ответ пришел из недр ТюмГУ (по информации инсайдеров, именно для этого вуза и возводятся общежития).

"Университет не является правообладателем указанного земельного участка. Информация о его собственнике и заказчике проводимых на нем работ – отсутствует", – говорится в письме и добавляется, что у вуза уже есть на балансе четыре общежития.

Конечно, о том, что вузу по государственной программе собираются строить новые объекты, ректор Валерий Фальков не может не знать, тем более, если учесть, что он возглавляет в региональном парламенте профильный социальный комитет. По информации наших источников в учебном учреждении, неофициально данный вопрос работникам обсуждать не советовали. Более того, инсайдеры говорят, что руководством вуза была даже предпринята попытка сохранить естественный рельеф лога. Для этого был неофициально разработан оригинальный эскиз альтернативного проекта, но его продавить не смогли.

проект лог реки Тюменка, Альтернативный проект с сохранением лога, автор Суворов В.(2018)|Фото: Суворов В.

Проект с сохранением лога

проект лог реки Тюменка, Альтернативный проект с сохранением реки, автор Суворов В.(2018)|Фото: Суворов В.

Проект с сохранением реки

Кстати, учебное заведение прислало видео-комментарий заслуженного эколога, доктора наук, директора НИИ экологии и рационального использования природных ресурсов ТюмГУ Андрея Соромотина. Правда, в трехминутном интервью титулованный эксперт говорит о чем угодно, только не о возможном уничтожении лога реки Тюменка и последствиях для природы.

Если в вкратце, то после экскурса в историю о загрязнении реки он делает вывод: "Будучи уткой, я бы с большим опасением здесь приземлился и вряд ли стал бы здесь что-то кушать".

Андрей Соромотин(2018)|Фото: пресс-служба ТюмГУ

Тюменского урбаниста и архитектора Екатерину Журавлеву такая логика удивляет – "раз тут не река, а помойка, то она и не нужна, а нет реки – нет и проблемы".

"Мировые тренды, наоборот, показывают, что в городах стараются сохранить зеленые территории, тем более если речь идет об акваториях. Есть примеры, когда приходилось убирать дорогу, построенную на месте реки, и восстанавливать ее русло, – говорит эксперт и продолжает. – В Тюмени сегодня есть потребность в комфортных рекреационных зонах. Данный лог представляет собой огромную зеленую территорию с большим потенциалом в историческом центре города. Например, это мог быть пешеходный туристический маршрут через весь город и место, где можно спрятаться от летнего зноя. Нас и так уже лишили зеленых территорий: набережную закатали в мрамор, городской сад "облысел" и превратился в бульвар без деревьев, а хваленая Гилевская роща из-за своего расположения доступна не для всех жителей города".

лог реки Тюменка, участок лога под застройку новыми общежитиями(2018)|Фото: Журавлева Е.

Участок лога под застройку общежитиями

Собеседник также указывает на исторический факт, овражная территория была намеренно выбрана местом основания города, – лога являлись не только естественной дренажной системой, но и служили для фортификационных нужд.

Кроме этого подземная парковка на 500 мест – мягко говоря может оказаться неуместна и избыточна. "Сегодня студенты нуждаются в современных учебных корпусах с научным оборудованием, а не в местах для личных автомобилей. По логике получается, что авторы проекта считают, что у каждого второго учащегося есть своя машина. Остается только поиронизировать и порадоваться о благосостоянии нашего студенчества", – говорит Журавлева.

По мнению общественников, сегодня еще шанс проработать этот вопрос с широким обсуждением с горожанами и экспертами. Тем более, что современные технологии позволяют построить студенческие общежития с сохранением естественного ландшафта с местами для отдыха.

(2018)|Фото:

Овраг можно было использовать по-другому

При этом активисты уверены, что тендер на возведение дренажной трубы и строительство подземной парковки с общежитиями достанется компании "Мостострой-11", по некоторым оценкам, конечная стоимость объектов может достигнуть суммы в 1 млрд руб. Для сравнения, стоимость паркинга на 300 автомобилей под площадью "400-летия Тюмени" в прошлом году обошлась в более чем 500 млн руб.

Отметим, что общественники из регионального отделения ОНФ уже заинтересовались планами по застройке и также направили свои запросы в органы власти, а сейчас изучают документацию на предмет коррупционной составляющей. По словам члена регионального штаба Общероссийского народного фронта Александра Шемякина, по данному вопросу будет создана рабочая группа и "в скором времени она соберет круглый стол с участием чиновников. "Нам важно собрать представителей власти, общественности и прессы, чтобы задать ряд важных вопросов и получить на них четкие ответы… хотя бы для начала просто для того, чтобы прояснить картину происходящего", – сообщил собеседник.

Экологическая тропа, лог реки Тюменка, проект(2018)|Фото:

Один из вариантов благоустройства

При этом чиновникам уместно было бы напомнить, что губернатор Тюменской области Владимир Якушев в своем ежегодном послании в 2016 году предостерегал подчиненных о недопустимости подобных действий. Именно тогда и был объявлен пересмотр всех подходов в информационной политике региона.

"Без постоянного, многостороннего и, главное, результативного обмена мнениями, идеями, критическими и конструктивными предложениями в треугольнике "власть – бизнес – общество", без оперативной, в режиме реального времени коррекции позиций и планов выход Тюменской области на новые рубежи развития неосуществим. Слишком быстро меняется ситуация и слишком много факторов на нее влияет – причем как своей активностью, так и своей пассивностью, нередко граничащей с саботажем, – подчеркивал тогда глава региона и привел в пример программу по благоустройству дворовых территорий, когда чиновники не стали слушать мнения людей и многое потом пришлось переделывать. – Но постепенно мы осознали, что и в начале работы, и в середине ее, и в конце надо говорить друг с другом! Тогда и ресурсы будут расходоваться экономнее (потому что переделывать не придется), и уровень гражданского доверия и деятельного участия станет совершенно иным. Вот этот нехитрый принцип надо распространить абсолютно на все направления нашей деятельности".

Возможно, инициаторы действительно имеют благую задумку – сделать на месте "грязной лужи" город-сад, но у проекта остается немало вопросов.

  1. Во-первых, по всей вероятности, все это делается в интересах подведомственного Минобрнауки РФ Тюменского госуниверситета, которому, кстати, присвоен статус опорного, и такие университеты имеют дополнительное финансирование из казны РФ. Но деньги на проект "общаг" будут потрачены почему-то не федеральные – нагрузка ляжет на областной бюджет.
  2. Для реализации проекта используется весьма тривиальная тактика – максимально дотянуть до последнего, когда обсуждать по факту уже будет нечего и поздно. В этом плане немало вопросов к администрации города – каким образом менялся генплан, почему для жителей не было устроено никаких общественных обсуждений, почему граждане обо всем узнают в последний момент.
  3. Улучшение обеспечения студентов жильем нельзя не приветствовать, но неясно – почему не рассматриваются альтернативные варианты и зачем в этом месте нужна огромная парковка на 500 мест и для кого она возводится? Едва ли целесообразно в условиях кризиса тратить с таким размахом областные деньги под проект, вероятно, "опорного вуза". Выгоду от этого получат, надо полагать, не студенты, не город и не областной бюджет, а тот, кто все это "освоит", а дальше, как в поговорке – хоть трава не расти.
  4. Наконец, по словам общественных защитников города, подобных примеров накопилось уже много: так было и с реконструкцией площади "400-летия Тюмени", так стало в ситуации со сносом уникального старинного здания "Завода пластмасс" и последующим возведением автодорожной развязки, и так случилось с благоустройством "Гилевской рощи". Случайность ли, но во всех случаях застройщиком являлась одна и та же фирма "Мостострой-11", а все проекты имели стоимость более полумиллиарда рублей каждый.

А не стоит ли буквально прислушаться к словам Владимира Якушева и организовать широкое обсуждение проекта? Прийти к общему знаменателю, безусловно, помог бы диалог в треугольнике "власть – бизнес – общество".



Ростислав Журавлёв