Аналитика


Россия ответила на очередной обман Запада по Украине
Экономика | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Донецкая Народная Республика

Развитие украинского кризиса перешло в новую фазу. Она началась незаметно и как будто привычно – с очередной "газовой войны". А между тем есть все основания полагать, что Россия заняла принципиально иную позицию по отношению к Украине. И она стала ответом на отмашку Запада киевскому режиму. Как связаны между собой киевский закон об "оккупации Донбасса", депортация Михаила Саакашвили и резкий демарш "Газпрома" – в материале Накануне.RU.

Запад снова обманул

Неожиданное решение "Газпрома" прекратить поставки газа на Украину было принято 1 марта, т.е. в день послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию, на котором он объявил об обладании Россией новейшим вооружением. Такое совпадение имеет большое символическое значение, а символы в российской политике, да и вообще в политике, играют немаловажную роль. Формальным поводом для этого послужило предвзятое решение Стокгольмского арбитража в пользу Украины. Однако причиной стало, скорее всего, изменение отношения Запада к вопросу урегулирования украинского кризиса.

Вспомним, что реальные действия, направленные на воссоединение Крыма с Россией, были начаты только тогда, когда в Киеве при поддержке и одобрении Запада был совершен вооруженный государственный переворот. Тогда Россию просто "кинули", объявив достигнутые накануне соглашения недействительными, и в сложившихся условиях Россия была вынуждена жестко ответить. Нынешние действия также стали ответом. На что?

Пока помощник президента России Владислав Сурков и спецпредставитель Госдепа США по вопросам Украины Курт Волкер встречаются для обсуждения того, как урегулировать конфликт в Донбассе с помощью миротворцев, что уже является уступкой со стороны Москвы (ведь никаких миротворцев в Минских соглашениях не предусмотрено), за спиной Москвы Запад ведет на Украине совершенно другую игру. Принятие Киевом закона об "оккупации Донбасса" не могло быть сделано без его разрешения, поскольку он прямо противоречит Минским соглашениям. Конечно, киевский режим и раньше называл Россию "агрессором", "оккупантом" и т.д., но все это были слова. Сейчас же Киев законодательно перечеркнул "Минск-2", как заявили в МИД РФ. Урегулирование конфликта в Донбассе более законодательно невозможно, что Киев продемонстрировал, а Запад отмолчался.

В середине февраля глава МИД РФ Сергей Лавров предупредил, что подписание украинским президентом Петром Порошенко (Вальцманом) закона об "оккупации Донбасса" будет иметь серьезные последствия.

"Тот, кто сделает первый шаг по слому Минских договоренностей, совершит колоссальную ошибку", - сказал Лавров и отметил, что Киев находится "в одном шаге от этой ошибки".

(2015)|Фото: kremlin.ru

Уже после подписания Вальцманом этого закона МИД РФ официально заявил, что он может стать "гибельным для украинской государственности" и "чреватым непредсказуемыми последствиями для европейской стабильности и безопасности". Очевидно, что уже тогда в Москве имели план действий, который начал реализовываться с 1 марта. Поэтому Москва ждала до последнего, прождав еще целых 4 дня после подписания закона – до его вступления в силу после официального опубликования. А сам закон пролежал месяц после принятия Верховной радой и был нарочито подписан Вальцманом 20 февраля, когда в Киеве отсчитывают начало "российской агрессии". Посыл как нельзя более ясный.

Решение Стокгольмского суда было принято за день до послания Путина, что явно было сделано намеренно с целью обеспечить негативный фон выступлению (три года назад Центробанк "под послание" разгонял инфляцию, опуская рубль). Однако за это время Москва успела подготовиться, и ответ формально стал ответом на решение суда, однако его настоящий смысл в том, что российское руководство перешло в новый этап отношений с Украиной. Та фактически стала находиться в состоянии войны с Россией. Хотя это не объявляется официально, в законе это достаточно четко прописано. Вальцман тоже стал произносить слово "война", чего раньше старался избегать.

Но на войне как на войне. И Россия, "кинутая" в очередной раз Западом, давшим отмашку Киеву на принятие конфронтационного закона, стала действовать по-новому. Неожиданно резкое решение "Газпрома" прекратить поставки газа стало ответом на враждебные действия Запада. Тот не только дал добро на саботаж "Минска-2", но и начал открытую военную помощь Украине. В этой связи военная часть послания Путина приобретает иной смысл: попытки захватить Донбасс военным путем бесполезны. Разумеется, действия России обусловлены не только заботой о ДНР и ЛНР, но вообще неприемлемым развитием украинского кризиса, который в Киеве и на Западе хотят решить в нужную для себя сторону. С чего это Волкер вдруг заговорил о ликвидации ДНР и ЛНР?

"Мы так не договаривались", - примерно таков смысл ответа "Газпрома" и России. Речь идет об общих договоренностях с США переучредить Украину на компромиссных началах, т.е. даже без формальной федерализации, но с делегированием полномочий регионам. Однако эта договоренность перечеркнута. Запад дал понять, что она больше недействительна. Для России существование ТАКОЙ Украины неприемлемо.

Обратим внимание, что Вальцман заговорил о внесении в преамбулу конституции курса в НАТО и ЕС. То есть любой человек, выступающий за союз с Россией, станет нарушителем конституции. Эти действия носят подчеркнуто антироссийский характер и, в отличие от пропаганды, существенно изменяют положение дел, на что Россия не могла не ответить.

"Мы категорически против"

Что дает основания полагать, что Запад изменил свою игру на Украине? 2 марта в "Нафтогазе" заявили, что подписали контракт с польской газовой компанией PGNiG на покупку в марте более 60 млн кубометров газа и уже начались поставки. Как это понимать? Что после прекращения поставок "Газпромом" с поляками за несколько часов был подписан и мгновенно начал работать контракт? Нет. "Нафтогаз" был готов к этому, а Киев – заранее осведомлен о решении Стокгольмского суда и возможной реакции "Газпрома". 2 марта было лишь озвучено заранее принятое решение. При этом действия "Газпрома" подвернулись как нельзя кстати для Киева.

Напомним, что в 2017 году МВФ не раз напоминал Киеву, что он обязан повысить цены на газ для населения и предприятий. В январе это согласие был дано. Но замаскировано оно будет как вынужденный шаг, а виноватым назначен "Газпром". Недаром "Нафтогаз" сразу же заявил, что разницу между ценами на газ из России и из Европы обязан будет компенсировать "Газпром". Для этого Вальцман дал поручение подготовить арест активов "Газпрома" в Европе. Оно также было озвучено практически мгновенно после демарша "Газпрома", что говорит о хорошо спланированных действиях, к тому же невозможных без санкции США.

Таким образом, прижимистый Запад получил желаемое повышение цен на газ, а обещанный транш Украине (который уже по счету?) решил выдать руками "Газпрома", обязав того выплатить $2,56 млрд. Вот это и возмутило "Газпром".

"Мы категорически против, чтобы за наш счет решались экономические проблемы Украины", - сказал глава "Газпрома" Алексей Миллер.

То есть новые договоренности между Западом и Киевом не только опрокинули предыдущие договоренности с Россией по украинскому кризису, но и легли бременем на плечи России.

О чем договорились США и Киев

О каких новых договоренностях Запада с Киевом можно говорить? Это согласие Запада на законодательный отказ от выполнения Минских соглашений (закон об "оккупации Донбасса") и демонстрация военной поддержки Украины. Риторика киевских первых лиц в последние недели стала заметно воинственнее. То секретарь СНБО Украины Александр Турчинов заявил о возможности военного захвата ДНР и ЛНР, причем подчеркнул, что именно новый закон создает для этого предпосылки. То Вальцман призвал армию готовиться к военному "освобождению" Донбасса. В феврале Турчинов заявил, что ВСУ продвинулись в Донбассе на 10 километров, продемонстрировав пренебрежение Киева к "Минску-2".

Неужели Вашингтон дал добро на военный захват Донбасса? По-видимому, нет. Воинственные шаги нужны Киеву и имеют для него прежде всего политическое значение. Вальцману через год предстоит избираться на второй срок, и он ни по каким опросам не побеждает на выборах. Поэтому ему нужно предпринимать шаги для сохранения своей власти. И они были приняты. Закон об "оккупации" резко расширяет полномочия президента, а также создает имидж защитника "территориальной целостности" Украины, готового на самые крайние меры.

Что же получили США? 1 марта в первом чтении Верховная рада приняла законопроект об Антикоррупционном суде (АС). Причем внесенный самим Вальцманом, который до этого несколько месяцев затягивал дело под разными предлогами, а в конце февраля неожиданно внес законопроект и заявил, что его нужно принять немедленно. Для США АС - это орган контроля и управления украинской властью, где "независимые" судьи могут привлечь любого чиновника за коррупцию. То есть это орган внешнего управления. Недаром директор Национального антикоррупционного бюро Украины (еще одна американская креатура) Артем Сытник заявил о необходимости до конца марта принять и подписать закон об АС. Разумеется, для Вальцмана он невыгоден, а потому принятие снова будут пытаться затянуть хотя бы на несколько месяцев (до выборов остается всего год), чтобы обезопасить себя. О заинтересованности США в создании АС будет свидетельствовать жесткая реакция, которая последует при затягивании вопроса.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Невозможно не отметить тот факт, что палаточный городок возле Рады сторонников Михаила Саакашвили был разгромлен 27 февраля. Видимо, это бонус, который получил Вальцман за свое согласие по АС и по ценам на газ, - убрать мешающего ему скандального грузина. Причем полиция действовала очень жестко, ставя на колени многих участников протеста. Это унижение, конечно, только позорит украинскую полицию. Бедные протестанты и позорники-полицейские, они даже не поняли, что являются пешками в большой игре: протестующие оказались расходным материалом (хорошо еще, что без жертв), а полиция выместила злость на них, помня о многочисленном унижении в последние годы со стороны разных бандитов-"активистов".

И что же Запад? Неужели он гневно отреагировал на "подавление мирного протеста"? Ничуть. При этом Саакашвили и его сторонники были использованы с целью давления на Вальцмана и выброшены, как изделие одноразового пользования. Неужели можно всерьез полагать, что в течение нескольких холодных месяцев люди жили в палатках и ходили на митинги против Вальцмана для того, чтобы был принят закон об АС? А ведь именно это требование было изначально выдвинуто Саакашвили. Потом к нему добавились требования об отставке, но и требования по АС никуда не исчезли. Это значит, что через Саакашвили и его способность увлечь доверчивых людей на Вальцмана просто давили с целью склонить к созданию АС. Сакашвили же, видимо, обещали должность, которую он получит, как только "народ сметет власть барыг".

Но в итоге Вальцман оказался умнее и просто решил договориться. И ему даже разрешили депортировать Саакашвили. К тому же к концу февраля гривна начала быстро укрепляться, хотя в начале года казалось, что дальнейшего обвала не избежать. Что изменилось? В экономике ничего. Просто США получили желаемое и прекратили давить на режим. Эту роль также выполняли многочисленные публикации в западных СМИ о махинациях Вальцмана на рубежом и на Украине. Они временно прекратились, чтобы снова появиться в нужный момент, когда Западу потребуется от Киева что-то новое.

Таким образом в течение нескольких недель были реализованы новые договоренности между Киевом и США. Киев поднял цены на газ и принял закон об АС, занял желаемую им "антиминскую" позицию по Донбассу и был поддержан США, а также разогнал "михомайдан", заодно избавившись от Саакашвили. США же, видимо, обеспечили принятие в Стокгольме нужного решения, о чем заранее проинформировали Украину. В этих условиях Россия решила ответить асимметрично. Игра пошла по другому сценарию, и соблюдать прежние правила России больше не имеет смысла.



Евгений Чернышёв