Аналитика


Китай меняет партийную систему?
Политика | За рубежом

В рамках проходящей сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) состоялось заседание лидеров восьми демократических партий и общественных движений. О том, что за политические силы собрались в столице Китая, который зачастую считается однопартийным государством, и о том, сулят ли происходящие процессы изменения в партийной системе КНР – читайте в материале Накануне.RU.

Коммунистическая партия Китая (КПК) является правящей и принимающей все ключевые решения, но не единственной. Именно КПК, численность членов которой больше, чем население Германии, является самой многочисленной, хотя в остальных партиях состоят десятки и даже сотни тысяч человек. Сейчас в КНР сложилась своеобразная система "многопартийного сотрудничества". Партии здесь мало отличаются от общественных движений – они не претендуют на то, чтобы оспаривать власть КПК, а также участвуют в реализации её инициатив, таких как ликвидация бедности, в программах "Здоровый Китай", "Прекрасный Китай" и инициативе "Один пояс – один путь".

Большинство таких партий было создано ещё до образования КНР, к настоящему времени все они встроены в единую систему, каждая "привязана" к какой-то из социальных групп, либо имеет выраженное предназначение.

Революционный комитет Гоминьдана 民革 (осколок Гоминьдана, закрепившегося после гражданской войны на острове Тайвань) рассматривается как одно из средств "мирного объединения Родины", Ассоциация демократического народного строительства (АДНС) 民建 является партией, тесно связанной с экономическими кругами. Ассоциация содействия народной демократии (АСНД) 民进 преимущественно состоит из интеллигентов: работников образования, культуры, издателей. В Китайской Рабоче-Крестьянской партии (КРКП) 农工党, несмотря на название, состоит много специалистов высокого уровня из числа медиков, фармацевтов и экологов. 75% членов Демократической лиги Китая民盟 (ДЛК) трудятся в сферах образования, культуры, науки. Партия стремления к справедливости Чжигундан 致公党 в основном объединяет китайских соотечественников-хуацяо, как вернувшихся на родину, так и живущих за рубежом. "Общество 3 сентября" 九三学社 состоит из научно-технической интеллигенции, после образования КНР к нему присоединились члены Академии наук и Академии инженерных наук. Лига демократической автономии Тайваня 台盟 состоит из представителей Тайваня. Китайская ассоциация промышленников и торговцев工商联 объединяет представителей негосударственного сектора экономики.

Совместные пресс-конференции лидеров демократических партий впервые начали проводиться в 2008 г. на 11-м съезде НКПСК. Сейчас китайские СМИ называют их десятилетней устоявшейся традицией. В 2008 г. на собрании присутствовали главы восьми организаций. В 2012 г. к ним добавился руководитель. В 2013 г. Чэнь Чанчжи, занимавший тогда должность ЦК АДНС, охарактеризовал отношения между КПК и малыми партиями следующим образом: "Компартии нужно иметь великодушие, демократическим партиям нужно иметь смелость".

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Накануне.RU

Нынешний председатель ЦК АДНС Хао Минцзинь отметил, что экономическое и социальное развитие страны столкнулось с новыми вызовами. При этом он подчеркнул важность последних указаний председателя КПК Си Цзиньпина. В январе АДНС внесла проект структурных реформ в области контроля за экологической ситуацией в провинциях Хунань и Хубэй. Также он подчеркнул, что многопартийная система Китая уходит корнями в китайскую почву, создан способ "сосредоточить мудрость и силы различных социальных кругов для осуществления больших дел".

Председатель ЦК АДНС Хао Минцзинь(2018)|Фото: www.xinhuanet.com

Председатель ЦК ДЛК Дин Чжунли считает, что китайская система многопартийного сотрудничества позволит уйти от борьбы между партиями, от ситуации общей подавленности (тягостности) и проблемы "конкуренции ради конкуренции".

Систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций называл "большим вкладом в политическую цивилизацию человечества" председатель КПК Си Цзиньпин. Он же сделал заявление о рождении "партийной системы нового типа", но при этом лично встречался не с лидерами всех партий, а только двух – Демократической лиги и Чжигундана.

Также на недавнем совещании в рамках НПКСК присутствовали беспартийные и вернувшиеся на родину эмигранты (хотя и не уточняется, были ли они членами Чжигундана, который объединяет эмигрантов и репатриантов). Представителей других партий на той встрече не было.

Некоторые наблюдатели из России на фоне этой встречи и в связи с вносимыми в Конституцию КНР изменениями стали высказывать гипотезы о схожести начавшихся процессов с тем, что происходило в поздней КПСС, когда из Конституции СССР убрали упоминание о руководящей роли КПСС и разрешали создание других партий.

Однако портал "Фэнхуан синьвэнь" отмечает, что нынешнее собрание в Золотом зале прошло в ускоренном режиме, в частности, церемония совместного фотографирования прошла всего за минуту. К тому же, возможно "новая партийная система" подразумевает, напротив, сокращение количества партий. Известно, что руководство Китая, состоящее из членов КПК, стремится распространить методы партийного контроля на всю страну. Так, создаваемые надзорные комиссии становятся отдельной миссией и по функциям напоминают партийные комиссии по проверке дисциплины, однако смогут проверять любых должностных лиц, вне зависимости от того, являются ли они коммунистами или нет.

К тому же, одобрены поправки в Конституцию, как раз усиливающие роль КПК, о них Накануне.RU писало ранее. На третьем пленарном заседании 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва 11 марта 2018 года законодатели КНР согласились с тем, что "руководство со стороны Коммунистической партии Китая является сущностной особенностью социализма с китайской спецификой". Также сняты ограничения на срок пребывания на руководящем посту Китайской Народной Республики.

По мнению экспертов, китайский лидер ослабляет фракционную борьбу среди руководителей партии и "фиксирует курс" страны, подразумевающий дальнейший рост экономики и укрепление политического влияния в мире. Заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО им. Е.М. Примакова Сергей Луконин считает, что начатые при нынешнем председателе КНР кампании будут продолжены.

"Кампании будут продолжаться, внешняя политика Китая будет развиваться по стратегическому плану, который осуществлялся ранее. Все, что мы наблюдали за время председательствования Си Цзиньпина, будет продолжено в будущем", — заметил Луконин в беседе с RT.

По словам Маслова, одной из основных задач китайского лидера будет достижение полного или частичного контроля над рядом секторов мировой экономики: перевозками, финансами, банковской сферой, энергетикой.



Павел Мартынов