Аналитика


Алексей Лапушкин – про "Лидеров России": Если "лифт" работает 45 минут в году, то он у вас не работает
Экспертное мнение | В России

Проект "Лидеры России" показательно завершился за неделю до выборов – 45 финалистам раздали высокие посты в Администрации президента, других федеральных и региональных органах исполнительной власти, государственных и частных корпорациях России. Куратор проекта Сергей Кириенко уже назвал это мероприятие "социальным лифтом", который якобы доказал свою эффективность. Однако одно дело – "перекинуть" 45 человек в управленцы за год, и совсем другое дело – выкристаллизовать действительно эффективных организаторов производства с реальным опытом. Своим экспертным мнением об этом с Накануне.RU поделился секретарь федерального совета "Партии Дела" Алексей Лапушкин:

– "Лидеры России" – это успех лично Сергея Кириенко, но ни в коем случае не социальный лифт. 45 человек, получившие те или иные должности – это, конечно, здорово. В данном случае проект удался как некая попытка обновления и приведения новых людей в управляющие структуры, создание кадрового резерва, в том числе для замещения должностей в регионах (потому что, скорее всего, после президентских выборов ротация губернаторского корпуса продолжится).

То есть можно говорить о создании некоего кадрового резерва Администрации президента, но как включение социального лифта это расценивать нельзя. Ведь если у вас лифт работает 45 минут в течение года, то он у вас не работает. Социальный лифт – это то, что работает каждый день, 24 часа в сутки, 60 минут в часе и 60 секунд в минуте.

встреча Путина с финалистами Всероссийского конкурса управленцев "Лидеры России"(2018)|Фото: kremlin.ru

При этом я бы не стал называть проект "Лидеры России" предвыборным. Возможно, определенная привязка к выборам есть, но как это электорально повлияет на выборы? Никак, по большому счету. Скорее всего, проект завершен перед выборами по другой причине – после выборов должно уйти в отставку Правительство, соответственно, продолжится ротация кадров и на региональном уровне. С этой точки зрения, эти 45 штыков могут быть очень востребованы после завершения президентских выборов.

Что касается самих кадров там самые разные люди присутствуют. В некотором смысле есть элемент случайной выборки. Но надо понимать, что единственным источником кадров для управления экономикой могут быть только предприятия реального сектора. Иначе мы будем получать не эффективных управленцев, а эффективных "манагеров". С точки зрения эффективности – они могут эффективно продавать телефоны, но управлять экономикой они не в состоянии, потому что экономику такие люди, кроме как по учебнику, и не изучали. Из-за таких "манагеров" у нас возникают инициативы вроде "Дальневосточного гектара".

Нужно, чтобы эти люди появлялись в процессе живой конкуренции на низовом уровне. Появляются кадры низового уровня – потом регионального. И так же в каждом регионе будут кадры формироваться. То же самое было в Советском Союзе. Люди шли снизу, их отмечали, выдвигали, кто-то шел по партийной, кто-то по профсоюзной, кто-то по производственной линии и так далее. Посмотрите биографию любого советского министра – не было министра, как у нас был министр сельского хозяйства Федоров, который юрист, а к сельскому хозяйству имеет такое же отношение, как я – к китайскому императору.

На мой взгляд, 45 человек явно не хватит закрыть возникающие кадровые "дыры", поэтому проект "Лидеры России" будет продолжен и в некотором смысле расширен. Вопрос заключается в том, что этот проект все-таки персонифицирован, связан с личностью Кириенко. И пока Кириенко его будет двигать и развивать – он будет существовать. Это вопрос ручного управления. Да, это личный успех и создание некоего кадрового резерва, из которого можно людей свежих брать, но принципиально это никак на ситуацию не влияет.

Ведь речь не идет о создании институтов. Для того, чтобы сформировались управленческие кадры, нужно время. Чтобы у вас вырос управленец, он должен пройти определенные стадии работы. А для этого нужны институты. Институты, к сожалению, отсутствуют.

(2017)|Фото: Александр Щербак / ТАСС