Аналитика


ЛДПР уже не будет прежней
Политика | В России

На выборах президента главной загадкой, как отметили почти все аналитики, было второе место – за кем оно останется и что это будет значить для власти? Сейчас очевидно, что новичок в федеральной политике Павел Грудинин, набрав почти 12% голосов, указал на нарастающий кризис социально-экономической политики, а сама кампания – на сложившейся кризис партийной системы. Однако теперь встает дополнительный вопрос – что будет с ЛДПР, лидер которой на президентских выборах набрал меньше, чем в 2012 году (5,6% в 2018 году против 6,2% тогда)?

Можно было бы сказать, что прошедшие выборы пронеслись, как метеорит, над "политическим динозаврами", и их эра уходит – но КПРФ даже условно, но все-таки обновилась в лице Павла Грудинина. Пусть его рейтинги меньше, чем у Геннадия Зюганова в 2012 году (11,9% против 17%), но сторонники напоминают – директор подмосковного "Совхоза имени Ленина" стал известным представителем политического олимпа, вторым в президентской гонке, всего за несколько месяцев, чего иные не могут сделать и за несколько лет.

А ЛДПР просто так поменять руководящее лицо неспособно – кто еще так же эксцентрично, одновременно смешно и серьезно, будет кричать в прямых эфирах, обзывать разных политических деятелей и периодически все-таки выговаривать мысли простых граждан? Кто, в конце концов, подарит стране новые "сапоги в Индийском океане"?

ЛДПР близится к закату, однако партия может переродиться. Тем не менее, той ЛДПР, которую мы знали, уже, наверное, не будет. Об этом в беседе с Накануне.RU рассказал политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин.

Владимир Жириновский, "Ельцин-центр", телефон(2018)|Фото: Накануне.RU

Вопрос: После выборов многие называют ЛДПР в целом и Владимира Жириновского в частности политическими трупами, Вы согласны с такими "перспективами"?

Павел Салин: ЛДПР – это партия ярко выраженного вождистского, лидерского типа. Поэтому понятное дело, что перспективы партии во многом завязаны на перспективах ее лидера. Для Жириновского это, естественно, последнее участие в кампании, скорее всего, даже в парламентской кампании 2021 года он не будет принимать участия. И, в принципе, у ветеранов российской политической сцены – Зюганова и Жириновского – не было желания участвовать в нынешнем голосовании, но за год до выборов их попросили поучаствовать в президентских выборах, чтобы был "полный ассортимент". Другое дело, что потом ситуацию с Зюгановым переиграли, там нужно было повышать явку, появился Грудинин, но это уже отдельная тема.

В принципе Жириновский сам был готов постепенно отходить от дел еще год-два назад. Но сейчас, естественно, процесс этот ускорится, особенно с учетом результата на выборах.

Так что большой вопрос, какое будущее у ЛДПР, но я думаю, что пока партия будет дальше присматриваться, потому что нас точно ждет партийная реформа – нынешняя партийная система себя исчерпала, и к выборам 2021 года будет другая партийная система, другой набор партий. Как в этот процесс впишется ЛДПР – большой вопрос. Я думаю, что сейчас партия связывает свои перспективы именно с этим процессом.

Вопрос: Почему же сейчас такой результат у Жириновского? Усталость электората или жесткая конкуренция?

Павел Салин: Тут две причины: во-первых, Жириновский всегда работал на ярко выраженный протестный электорат, то есть за него голосовали те, кто голосовал "против". И здесь появились два кандидата, которые нанесли удар по двум сильным сторонам Жириновского. Грудинин стал новым, свежим лицом, и часть публики, которая голосовала за запоминающегося кандидата, отдавала свой голос Жириновскому – она проголосовала за Грудинина. Это незначительная часть, но тем не менее.

И относительную часть оттянула Ксения Собчак. Изначально она заявила, что она кандидат "против всех", то есть протестный кандидат – заявила о том, что будет фактически конкурировать с Жириновским. Он это понял, очень резко против нее высказался, и мы видели, что они друг с другом конкурировали. Отчасти, конечно, в постановочной манере, но отчасти это была и искренняя конкуренция на протяжении всей кампании. Можно сказать, что в принципе Собчак удалось переиграть Жириновского, потому что от этой конкуренции, от этих стычек во время дебатов и прочего, она выиграла гораздо больше. В общем, есть естественные причины, которые даже при харизме Жириновского начинают играть все большую роль.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Понятно, что ЛДПР завязана на одной личности, но, возможно, есть потенциал для обновления кадров, как это сделали в КПРФ?

Павел Салин: Обновление кадров необходимо, вопрос лишь в перспективах партии. Что касается коммунистов – там вопрос обновления кадров, обновления поколений не вызывает сомнений, вопрос – как это пойдет, по какому сценарию. Но то, что партия продолжит существовать и после ухода на покой Зюганова, его поколения геронтократов, это вопросов не вызывает. Скорее всего, партия от этого только выиграет. А вот когда от ЛДПР дистанцируется Жириновский, вопрос – что ждет партию? Обновление произойдет, там есть молодые перспективные фигуры, но Жириновский в свое время сам все перспективные фигуры из партии вытеснил, чтобы конкуренции избежать.

И насколько оперативно эти фигуры смогут перехватить лидерство – это первый вопрос. Во-вторых, как будет решаться вопрос с этим лидерством, там есть много претендентов – тоже большой вопрос. У партии будущее гораздо более неопределенное, чем у тех же коммунистов. Хотя перед КПРФ и перед ЛДПР стоят одинаковые задачи – необходимость смены поколений.

Вопрос: Когда Жириновского сменят, очевидно, часть электората уйдет – куда?

Павел Салин: ЛДПР будет реформироваться не в вакууме, так как будет реформа всей партсистемы. И как она будет проходить – будет ли это двухпартийная система, о которой сейчас говорят, или будет что-то более сложное – большой вопрос. Поэтому тут все нужно рассматривать в совокупности. Если бы ЛДПР реформировалась в вакууме, при условии, что другие партии остаются статичными, можно было бы какие-то модели предлагать. А пока прогноз давать сложно.

ЛДПР, флаги, митинг(2015)|Фото: Накануне.RU

Вопрос: И когда можно ожидать партийной реформы?

Павел Салин: Для власти это пока "не горит", потому что контрольные даты – 2021 год, парламентские выборы. Предпосылок для досрочных парламентских выборов пока нет, соответственно, чтобы "обкатать" новую партийную систему, нужно, чтобы она на одних региональных выборах себя показала. То есть не факт, что она будет запущена в этом году – запуск может быть в 2019 году.

ЛДПР совершенно точно, если пойдет как партия на парламентские выборы в 2021 году, то, конечно, к 2021 году как-то обновится, но не факт, что этот процесс будет запущен прямо сейчас, завтра или через месяц после президентских выборов. Я думаю, что это может произойти в следующем году, но не позже следующего года.

Вопрос: Что может служить маркером к началу обновления?

Павел Салин: Может быть, начнется какая-то "подсветка" потенциальных сменщиков Жириновского, но, опять же, в том случае, если будет решено ЛДПР сохранять. Нужно смотреть за публичной активностью других представителей партии, не Жириновского. Хотя с другой стороны, может быть, "соколы" сейчас и сами начнут наращивать уровень своей публичной активности с прицелом на эту партийную реформу – это не будет означать, что они получили "добро" в качестве сменщиков Жириновского, это будет их личная инициатива.



Евгений Рычков