Аналитика


Испытание санкциями: власть испугалась ухода олигархов "в оппозицию"?
Политика | В России

Бизнес-сообщество после принятия закона о контрсанкциях не на шутку напугано, ведь за исполнение зарубежных санкций на территории РФ собираются лишать свободы. Закон будет касаться российских и действующих на нашей территории компаний, которые заключают сделки с иностранными фирмами.

В первом чтении поправки приняли еще 15 мая, второе чтение было запланировано на 18 мая, но после посыпавшейся критики от бизнесменов и банкиров руководство Думы решило еще раз посоветоваться с экспертами.

володин вячеслав(2010)|Фото: Фото: Накануне.RU

Деловое сообщество обсуждает с думцами, как можно смягчить суровый закон. Может быть, заменить уголовную ответственность административной? Политический консультант Анатолий Вассерман в беседе с Накануне.RU объясняет поведение бизнес-кругов простой формулой "знает кошка, чье мясо съела" и не видит во введении уголовной ответственности ничего, что могло бы противоречить политической обстановке в мире. И даже эта мера, говорит он, может рассматриваться как слабая и недостаточная.

"Весь мировой опыт показывает, что во время войны восстанавливают смертную казнь даже в тех государствах, где в мирное время о ней и не думали. Мы находимся в состоянии войны, хотя и экономической. Международное право однозначно рассматривает экономические санкции, как одну из форм агрессии. И, естественно, в таких условиях мы должны действовать согласно законам и обычаям войны", – заявляет Анатолий Вассерман.

Тем не менее, вопрос для власти, видимо, не стоит так остро, раз на заседании Совета по законотворчеству при председателе Госдумы Вячеславе Володине парламентарии вместе с бизнесменами взялись пересматривать поправки в Уголовный кодекс (УК). Одна из поправок подразумевает введение ответственности за совершение действий (бездействие) в целях исполнения зарубежных санкций, другая вводит уголовную ответственность за "совершение гражданином России умышленных действий, способствующих введению" зарубежных санкций. С помощью нововведения призвать к ответу можно будет, например, оппозиционного политика Дмитрия Гудкова, который, по мнению депутатов, добивался введения санкционных списков в отношении России.

Проект закона предусматривает наказание не только в виде лишения свободы, но и в виде уплаты штрафа. Наказать рублем советует и политолог, бывший сотрудник Администрации президента Олег Матвейчев. В беседе с Накануне.RU эксперт отметил, что в нашем законодательстве и так слишком многое карается тюрьмой, а чтобы призвать к ответственности не отпетых уголовников, а уважаемых бизнесменов, нужно вводить более ощутимые штрафы. К тому же, как отмечает политолог, ограничение свободы большим бременем ложится на государство, это содержание исправительных учреждений, зарплата охранникам и другим сотрудникам.

"Лишение свободы – это мера для совершающих вооруженные грабежи, для убийц, рецидивистов, насильников. Если человек какие-то санкции нарушил – сделайте ему огромный штраф, чувствительную сумму наравне с тем, сколько стоит его бизнес вообще. Не какие-то смешные штрафы, типа миллиона рублей, а крупные суммы – 100-200 млн. Если это крупная корпорация – то и миллиард даже может быть. Надо расписать линейку штрафов. Ссылки, в конце концов, надо вернуть. Во всех странах они и раньше применялись, и сейчас частично есть. Пускай на Дальний Восток едут – заселяют его, или на Север Крайний", – заявляет он.

Закон раскритиковали бизнес-омбудсмен Борис Титов и глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, к ним присоединился Российский союз промышленников и предпринимателей и другие представители бизнеса. Эксперты со стороны капитала согласны на такие меры пресечения, как штрафы, запрет на занимание государственных должностей или даже запрет на покупку продукции компаний со стороны государственных и муниципальных предприятий. Наверное, наиболее приемлемым для них было бы просто "общественное порицание"?

Борис Титов(2017)|Фото: Накануне.RU

Тем не менее, Госдума должна в первую очередь ориентироваться на граждан и интересы страны, а не на бизнес. Капитал не имеет отечества, что очень не нравится отечеству и может быть даже опасно для его интересов. Сама идея закона понятна – на словах ее поддерживают многие представители крупного бизнеса, но вот нести ответственность за невыполнение никто не хочет. Сторонники законопроекта просят обратить внимание на Запад, как строго коллеги российских бизнесменов выполняют предписания в отношении санкций – даже в убыток себе. Что касается властей – то они пока утверждают, что не откажутся от жестких мер, например, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев заявил в СМИ, что само предложение о смягчении наказания считает уже беспринципным.

В то же время политологи, хорошо знакомые с лояльным отношением к бизнесу со стороны чиновников, приходят к мысли, что думцы все же решат смягчить законопроект, чтобы не беспокоить бизнес. Решатся ли законодатели на "беспринципный" шаг?

"Власть не хочет серьезно прессовать бизнес, опасаясь того, что бизнес уйдет в оппозицию, пока же он достаточно лоялен по отношению к руководству страны, – говорит в беседе с Накануне.RU декан кафедры социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов. – Наши контрсанкции вводятся не огульно, а выборочно, и направлены на то, чтобы с водой не выплеснуть ребенка. Запад стреляет себе в ногу, когда вводит санкции против России, и сам же несет убытки, терпит урон. Здесь, на мой взгляд, российское руководство пытается действовать более гибко. Поэтому я думаю, что думцы все же решат сейчас этот законопроект смягчить, чтобы не беспокоить бизнес, не порождать противостояние власти и бизнеса в непростое время".



Елена Кирякова