Аналитика


"Курганмашзавод нужно забрать из частных рук под государственное крыло"
Армия и ВПК | Курганская область | Уральский ФО | В России

24 мая свой юбилей отметил бывший главный конструктор "Курганмашзавода" (1974-1989 гг.), генерал-майор в отставке, профессор, доктор технических наук, Почетный гражданин Курганской области, действующий преподаватель Курганского госуниверситета и создатель легендарной боевой машины пехоты Александр Александрович Благонравов – ему исполнилось 85 лет. Юбиляр поделился с Накануне.RU мнением о ситуации на "Курганмашзаводе", рассказал о своем становлении как ученого и изобретателя.

– Если сравнивать БМП прошлого и БМП будущего – какая она должна быть через 10, 20 лет? Есть у вас представление?

– У меня такое представление, что в будущем не должно быть боевой машины пехоты и вообще никаких боевых средств, но это в таком будущем, когда люди поумнеют настолько, что перестанут воевать.

Но пока развитие военного производства выдвигает определенные требования постоянно. Скажем, мы сделали такие-то машины, потом вероятный противник в чем-то начинает идти вперед. Получается, что у него превосходство. Это все не стоит же на месте – начинают корректироваться наши разработки. Идет постоянное соревнование в техническом развитии видов техники. А потом какой-то вид техники вообще может стать не нужен, а будет необходимость в чем-то новом.

Я ставил перед собой задачи, когда мы БМП-3 делали, чтобы хотя бы лет на 15 обеспечить превосходство над вероятным противником. А получилось, что прошло уже не 15 лет, а больше 30 – и нет сильнее машины. Но будет, я думаю.

– В чем причина того, что нет в мире машины, равной БМП?

– Для того, чтобы создать новую машину, должны быть две стороны хотя бы: грамотный заказчик и главный конструктор. Вот если обе стороны грамотные, то будут новые машины.

Александр Благонравов(2018)|Фото:Накануне.RU

– Какой темой сейчас занимаетесь, какие цели?

– Занимаюсь повышением энергоэффективности транспортных средств. Разрабатываем бесступенчатую передачу механическую, которая имеет малые внутренние потери. И главное – что она может нагружать двигатель по такой характеристике, при которой он имеет наименьший расход топлива.

– В Курганском госуниверситете Вы многих специалистов сами готовили. Были ли среди Ваших студентов те, кто мог бы, как Вы в молодости, перенять опыт и стать суперпрофессионалами в своем деле?

– К большому моему сожалению, я убедился, что из десяти человек-студентов максимум один соображает как следует. У них интересы другие и способности разные. Не все рождаются Ньютонами.

Александр Благонравов, профессор, БМП, КМЗ, Курган, юбилей(2018)|Фото:Накануне.RU

– Что двигало Вами?

– Я думаю, что почти у всех бывает в 14-15 лет такое, что подросток задумывается о смысле жизни. Тогда я считал, что жизнь хорошо прожита лишь в том случае, если ты сделал что-то важное и нужное для людей. Надо в жизни "наследить". Потом начинаешь искать то, что ты действительно любишь, то, что действительно нравится.

– Как Вы это нашли? Книги читали или какой-то пример был перед глазами?

– Когда я учился в 8 классе, мой отец два месяца сидел дома и ждал назначения. Он как раз занимался разработкой вот этих бесступенчатых передач. Он меня в это дело втравил. Я за два месяца так к этому пристрастился, что потом, когда отец уехал в Белоруссию, не бросил и вот уже 70 лет занимаюсь этим делом.

– "Кургамашзавод", которому Вы отдали очень много лет, сейчас испытывает серьезные проблемы. Его банкротят, у него долги. Как, по Вашему мнению, можно предприятию выбраться из этой ситуации?

– Это очень сложный вопрос, тут вопрос законодательства. Я считаю, что выбраться можно только одним способом – переход под государственное управление. Его нужно забрать из частных рук под государственное крыло. Конечно же, путем банкротства – это уже финансисты знают, как правильно все сделать. На такой шаг должен решиться человек, от которого все зависит, политический лидер. Путин.

БМП-3 Курганмашзавод(2009)|Фото:накануне.ру

Опять же, это было государственное предприятие. Директором завода был тогда Михаил Захаров – очень решительный человек. А современное состояние – это... "ККУ "КТЗ" (компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы“, – прим. ред.). Что это такое? Это "ОООшка". Что получается – наш завод курганский выпускает продукцию, которая нужна военным, и эту продукцию реализуют, в том числе, за границу. Другие заводы концерна испытывают трудности и под гарантию компании корпоративного управления берут разные кредиты, а расплачивается КМЗ. Вот поэтому он и оказался в долгах, как в шелках.

– У вас более 70 изобретений. Какое самое важное и значимое для Вас было?

– Всегда все было интересно. Самые важные достижения – это, конечно, БМП-2 и БМП-3. Конкретно БМП-3 и сейчас имеет большой запас по возможной дальнейшей модернизации. Нужно было создать механизм свободного хода, надежный. Можно делать передачу в машине – ту или иную. Но этот механизм свободного хода должен быть надежным и работать без сбоев. Он позволяет быстрее двигаться с небольшой нагрузкой, это важно. Это у меня было показано еще в моей докторской диссертации. Защитил я ее в 1971 г. С кандидатской диссертацией я занимался механизмом поворота на механической трансмиссии – это было в 1961 г. И ставился вопрос, чтобы не изобретательским методом решать задачи, а научным подходом.

Александр Благонравов, профессор, БМП, КМЗ, Курган, юбилей(2018)|Фото:Накануне.RU

Для справки:

Александр Благонравов родился в 1933 г. в Москве в семье военных инженеров. В 1951 г. поступил в Военную академию бронетанковых войск. Во время учебы увлекся наукой и остался в академии младшим научным сотрудником. Успешно защитил кандидатскую диссертацию по теории поворота гусеничных машин.

В 1961 г. Благонравова направили на службу в бронетанковые войска. Служил заместителем командира батальона 4-й танковой дивизии. В 1962 г. вернулся в Военную академию бронетанковых войск на должность старшего научного сотрудника. Интенсивно занимался теорией в области трансмиссии, механизмов поворота, бесступенчатых передач. По этой теме защитил докторскую диссертацию.

В 1974 г. решением Совета Министров СССР Александр Александрович был командирован в Курган и назначен на должность главного конструктора Курганского машиностроительного завода.



Михаил Белокрылов