Аналитика


Земли и деньги - агрохолдингам? Кому достались "сельские" субсидии
Экономика | В России

Не все выводы оптимистичного доклада Правительства о результатах реализации госпрограммы развития сельского хозяйства в 2017 г. представляются обоснованными. К такому выводу пришли авторы мониторинга экономической ситуации в России. Исследовав доклад, ученые выявили манипулирование цифрами, отсутствие четких и прозрачных критериев поддержки агропредприятий и крестьянских хозяйств, руководствуясь которыми власти отдают большую часть субсидий крупным сельхозпроизводителям. Подробности – в материале Накануне.RU.

Национальный доклад о результатах реализации госпрограммы, утвержденный Правительством РФ в конце апреля, говорит о достижении основных намеченных показателей развития отрасли в 2017 г. Производство агропродукции в хозяйствах всех категорий выросло на 2,4% по сравнению с 2016 г., инвестиции в основной капитал увеличились на 3,1%, рентабельность сельхозорганизаций составила 14,3%, производительность труда – на 4,4%.

Пороговые значения показателей доктрины продовольственной безопасности превышены по всем основным продуктам, кроме молока и соли. Так, по молоку и молокопродуктам удельный вес отечественной продукции составил 82,4%, что выше уровня 2016 г., но ниже порогового значения в 90%.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

Главными драйверами роста стало производство зерна, масличных, сахара, мяса птицы и свинины. В 2017 г. получен рекордный урожай зерна – 135,4 млн т (плюс 12,2% к уровню 2016 г.), экспорт вырос до 43 млн т. Валовой сбор сахарной свеклы составил 51,9 млн т (на 13,4 млн т больше плана), на 25,9% вырос экспорт растительных масел. Превышены цели госпрограммы по производству мяса, в основном за счет быстрых темпов роста в свиноводстве (5%) и птицеводстве (6,9%) за год.

Но не во всех отраслях сельского хозяйства сложилась столь радужная картина. Авторы майского выпуска мониторинга экономической ситуации в России (Институт Гайдара, РАНХиГС) отмечают, что в молочном и мясном скотоводстве, плодоводстве, картофелеводстве, овощеводстве, где основным производителем является деградирующий сектор личных подсобных хозяйств, выполнить индикаторы госпрограммы не удалось.

Например, в докладе отмечено, что валовой сбор картофеля уменьшился на 4,9%.

"Основной причиной снижения производства послужили сложные погодные условия, повлиявшие весной 2017 г. на ход посевной кампании и сдвинувшие сроки в среднем на 2–3 недели", – объясняют в Минсельхозе.

Аналогичный вывод – по плодам и ягодам. При этом в госпрограмме для борьбы с негативными экономическими последствиями погоды предусмотрена государственная поддержка страхования от неурожаев. Она оказалась полностью проваленной. В 2017 г. было застраховано только 1,8 млн га посевов и посадок, то есть 1,7% площадей. Такой низкий процент в 2017 г. объяснен "поздним утверждением нормативных правовых актов". При этом из приводимых данных видно, что проблема существует давно, она возникла не в 2017 г.

"В нацдокладе вместо глубокого критического анализа проблем развития этих отраслей ограничились традиционными ссылками на погоду, задержку с подготовкой нормативно-правовой документации и сравнениями с подкорректированными плановыми показателями", – пишут авторы.

Авторы мониторинга отмечают и другую странность – анализ выполнения заданий госпрограммы по производству молока. Поголовье молочных коров в стране падает, производство по сравнению с 1990 г. сократилось почти вдвое, и в последние годы стагнирует на этом самом низком уровне. Однако в докладе утверждается, что целевой индикатор программы по показателю выполнен на 100,1%. Цифры говорят об обратном: задание выполнено только за 2017 г., а в предыдущие годы не выполнялось.

график, динамика выполнения показателя «Производство молока в хозяйствах всех категорий», млн т(2018)|Фото: Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития

Динамика выполнения задач по молоку, млн т

На самом деле ситуация была примерно одинаковой, а различия объясняются лишь выбором планового показателя: за 2013–2016 гг. индикаторы приведены по первоначальной госпрограмме, утвержденной в 2012 г., а за 2017 г. – скорректированный показатель. Если использовать первоначальное задание по объемам производства молока – 35,15 млн т, то в 2017 г. индикатор окажется достигнутым не на 100,1%, а всего лишь на 88%, объясняют авторы мониторинга.

Сохранились и перекосы в финансировании сельского хозяйства. В 2017 г. на осуществление госпрограммы выделено 248,4 млрд руб. из федерального бюджета, еще около 120 млрд руб. предоставили бюджеты регионов. 14,6 федеральных миллиардов не использовали вовсе, официальные причины – несвоевременное представление субъектами РФ документов. Однако никаких предложений по исправлению ситуации нет.

Из освоенных денег 39,5 млрд руб. ушло на поддержку несельскохозяйственных отраслей, 61,4 млрд руб. на обеспечение условий функционирования сельского хозяйства (в том числе на подпрограмму "Управление реализацией государственной программы" – 28,2 млрд руб.). Оставшиеся 132,8 млрд руб. ушли непосредственно сельхозпроизводителям.

На поддержку малых форм хозяйствования в 2017 г. было направлено 10,3 млрд руб.: на поддержку начинающих фермеров (3,8 млрд руб.), развитие семейных животноводческих ферм (3,7 млрд), потребительских кооперативов (1,5 млрд) и возмещение процентной ставки по кредитам (1,3 млрд). По первым трем направлениям в 2017 г. наблюдался рост по сравнению с предыдущими годами, а по субсидированию кредитов, несмотря на директивно определенную долю малых форм хозяйствования не менее 20%, суммы субсидий в последние годы катастрофически упали.

график, возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования, млн руб.(2018)|Фото: Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития

Возмещение части процентной ставки по кредитам малых предприятий, млн руб.

Малый бизнес в 2017 г. получил почти в пять раз меньше субсидий, чем в 2015 г., его доля – около 2%, в 10 раз меньше установленной Правительством. Малый бизнес фактически отлучили от субсидируемых кредитов, хотя доля КФХ в валовой продукции сельского хозяйства в 2017 г. достигла почти 13%.

Невыполнение постановления Правительства объяснено "непоступлением реестров потенциальных заемщиков от уполномоченных банков в Минсельхоз России и несвоевременным заключением кредитных договоров с уполномоченными банками".

Член комитета Госдумы по аграрным вопросам Иван Лоор отмечает, что в 2017 г. не были своевременно утверждены правила предоставления субсидируемых кредитов. Схема, которая существовала в первой половине года, была "грабительской" по отношению к малым сельхозобществам, рассказал Накануне.RU депутат. Тема была "закрыта" во второй половине года.

В 2018 г. предусмотрено закрепление порядка 20% лимитов за малыми формами хозяйствования, по отдельным направлениям квоты еще не выбраны.

На майском съезде Ассоциации крестьянских хозяйств (АККОР) президент организации Владимир Плотников подтвердил, что ситуация с долей кредитов, приходящихся на малых аграриев, начала выправляться: в разы больше фермеров получили льготные кредиты, в 2,3 раза вырос их объем. АККОР предлагает, во-первых, увеличить объем фонда льготного кредитования, во-вторых, предоставлять льготные кредиты в первую очередь малым и средним хозяйствам.

День предпринимателя, Андрей Степанов, АПК, сельское хозяйство, фермер(2016)|Фото:

В 2017 г. между всеми претендентами распределены субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (11,3 млрд руб.) и на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (8,1 млрд руб). Основные деньги по остальным субсидиям получили агрохолдинги и другие крупнейшие сельскохозяйственные
организации. Пример – распределение субсидий по части фактически осуществленных инвестиций (государство компенсирует от 20 до 35% затрат на создание (модернизацию) объектов АПК). В 2017 г. в субъекты на эти цели направлено 15,5 млрд руб. на финансирование 192 инвестпроектов, среди которых средства распределились очень неравномерно. Так, ООО "Овощи Ставрополья" получили более 1 млрд руб., а большинство отобранных претендентов получало в десятки или даже в сотни раз меньше.

Наибольшая сумма средств из бюджета расходуется на субсидирование кредитов – 58,4 млрд руб. На отдельные крупнейшие проекты из бюджета выделялось по 10 млрд руб. и более, подсчитали авторы: "Вполне очевидно, что при этом остальные претенденты не получили ничего или очень незначительные суммы господдержки. Следует отметить, что тенденция выдачи крупных сумм субсидий одному лицу прослеживается не только в секторе сельхозобъединений (СХО), но и в КФХ".

Это подтверждают и сами фермеры. Льготное кредитование – эффективный инструмент поддержки аграриев, только фермерам он практически недоступен, говорит президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Республики Саха Александр Артемьев.

"В прошлом году только один сельскохозяйственный кооператив получил в Россельхозбанке льготный кредит на сумму 20 млн руб. В Якутии порядка 10 успешных сельскохозяйственных кооперативов с годовой выручкой от 40 до 120 млн руб. и эти надежные в финансово-экономическом отношении хозяйства не смогли получить льготный кредит. Фермеры надеются, что в этом году реализация программы льготного кредитования пройдет с учетом их интересов", – говорит он.

Авторы доклада усомнились в адекватности мер по регулированию рынка зерна. Несмотря на рекордный объем производства зерна и падение закупочных цен, "закупочные интервенции в 2017 г. не осуществлялись". "Вместо помощи в стабилизации цен осуществлялась реализация зерна интервенционного фонда, что вело к спаду цен. В нацдокладе эти странные действия объяснены опасением, что "в условиях рекордного урожая дальнейшее накопление запасов интервенционного фонда могло привести к увеличению расходов федерального бюджета".