Аналитика


Учитель станет придатком "цифровых технологий"? Зачем в школах вводят смешанные уроки
образование | Центральный ФО | Северо-Западный ФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Крым

В российских школах могут появиться смешанные уроки, на которых помогать учителю вести занятие будут цифровые технологии. Министр просвещения Ольга Васильева рассказала о грядущих изменениях в системе общего образования. По ее словам, "Цифровая школа" изменит роль педагогов в образовательных организациях – сделает из учителей "кураторов, ориентирующих ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами", а также обновит содержание образования.

"Один из наших последних проектов – это "Цифровая школа". Наверное, мы придем к смешанному типу уроков, о том, что это "цифра" и учитель, может, это смелое заявление, но тем не менее нам придется об этом думать... То, что смешанный тип урока рано или поздно придет, это очевидно", – заявила Ольга Васильева в интервью телеканалу "Россия 24".

Как пояснили в пресс-службе образовательного ведомства, реализация проекта "Цифровая школа" рассчитана на период с 2018 по 2025 г.

"Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность нашим школьникам свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребенка. Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку, высвобождая время для повышения качества своих образовательных программ", – пояснила Ольга Юрьевна, выступая на Петербургском международном экономическом форуме.

Цифровизация школы не приведет к замене учителя, напротив, информационные технологии разгрузят педагога и высвободят время на учеников, уверен начальник управления стратегического развития Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук Кирилл Баранников.

"Не думаю, что "цифра" будет заменой учителю. И дело не только в том, что "цифра" пока больше про автоматизацию рутинных операций – доставка контента, сбор и хранение данных, формирование документов. И не в том, что еще только возникают первые серьезные решения в сфере искусственного интеллекта, которые пока неспособны "стать у доски" вместо учителя. Просто цифра не ставит себе такой цели, она нужна не для замены учителя. Другой вопрос, что когда большой блок рутинных операций станет выполнять робот (не железка, а распределенная интеллектуальная сеть), то у учителя появится больше времени на ребенка, на размышление об образовательных результатах, на осмысление и рефлексию. И вот здесь главный вызов – новая структура рабочего дня учителя. Как она должна быть устроена и как учителю ее продуктивно использовать", – поделился своим мнением с Накануне.RU Кирилл Баранников.

Ольга Васильева(2018)|Фото: минобрнауки.рф

Президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков сравнил новые цифровые технологии в системе образования с применением электронных приборов в медицине. В обоих случаях инновации не будут работать без участия специалиста.

"Если раньше опытный врач-хирург мог оперировать исключительно механическим скальпелем, то теперь в его распоряжении находится целый набор новейших технических (в том числе – компьютерных или "цифровых") средств, при помощи которых он может совершать настоящие чудеса исцеления. Но сами по себе без опытного и талантливого врача даже эти великолепные технические средства порой ничего сделать неспособны!" – отметил в разговоре с Накануне.RU Сергей Комков.

По его словам, компьютерные или "цифровые технологии" могут быть использованы лишь в качестве дополнительного инструмента в руках опытного учителя. Без учителя ни одна "технология" работать не будет. Более того, эти самые "цифровые технологии", переданные в руки дилетантов или неких чисто "технических исполнителей", могут нанести ученику непоправимый вред.

"Настоящий талантливый учитель никогда и ни при каких обстоятельствах не станет простым придатком к системе "цифровых технологий", – уверен он.

Между тем, цифровизация все же изменит роль учителя, пояснили в ведомстве.

"Реализация проекта повлечет за собой обновление содержания образования и изменение роли учителя, который станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально индивидуализирует траектории обучения школьников", – добавили в министерстве.

Внедрение "цифры" не должно касаться формирования и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

"Поэтому, если кто-то в Министерстве просвещения России все еще всерьез продолжает считать, что внедрение "цифровых технологий" должно повлечь за собой "обновление содержания образования", то это уже не просто заблуждение! Это – грубейшая педагогическая ошибка, которая может повлечь за собой очень серьезные социальные последствия! И этим чиновникам Министерства просвещения России я посоветовал бы внимательно изучить основы педагогики", – заявил Комков.

Что касается мысли о том, что учитель должен быть "куратором" ребенка и действовать в соответствии с его "запросами", то авторы этой идеи грубо исказили одну из основополагающих аксиом педагогики, утверждает он.

"Учитель, действительно, должен быть умным и грамотным наставником своего ученика, спокойно и планомерно вести его по жизни к поставленным целям и задачам. Изучать его индивидуальные способности и возможности. И, в соответствии с этим (а не в соответствии с некими абстрактными, а порой – и ложными, "запросами") действовать в его интересах! Кроме того, одной из важнейших задач настоящего учителя как раз и является формирование у каждого своего ученика верных жизненных запросов. И в этом процессе никакие "цифровые технологии" не сработают! Решающее значение всегда будут иметь только личность, талант и возможности человека, которого мы всегда и во все времена называли учителем!" – заключил Сергей Комков.

информатизация, планшет, школа(2015)|Фото: appleinsider.ru

Цифровое образование открывает много возможностей для ребенка, поэтому учителю важно помочь ему сориентироваться.

"В такой насыщенной среде учителю придется помогать ребенку не терять быстро интерес, ведь в быстром доступе у ребенка может оказаться огромное количество чего-то нового, и это новое всегда будет перехватывать его внимание. Учителю надо будет помочь ребенку идти по треку, сохранять концентрацию. Учитель должен помогать определяться с целями, быть партнером в в зоне ближайшего развития – вовремя подсказать, сориентировать, объяснить", – считает Кирилл Баранников.

Отметим, что ранее Ольга Васильева отмечала, что цифровизация школ станет одним из главных направлений работы Министерства просвещения.



Анна Смирнова