Аналитика


Саммит в Сингапуре – исторический меморандум о намерениях?
Политика | За рубежом

Верховный руководитель КНДР Ким Чен Ын и президент США Дональд Трамп встретились в Сингапуре. Уже сейчас этот саммит называют историческим и, можно сказать, что многочисленные усилия переговорщиков, одним из которых выступил президент Республики Корея Мун Чжэ Ин, завершились успешно. В то же время закономерно возник ряд вопросов – насколько эта встреча при всём её символическом значении сможет привести к каким-то практическим результатам? Означают ли прямые переговоры американского и северокорейского лидеров, что теперь на ситуацию вокруг Корейского полуострова ослабло влияние КНР и РФ?

Стоит напомнить, что Вашингтон до сих пор официально не признает КНДР. И упоминание о "новой эпохе" в двусторонних отношениях стало одним из важнейших, прозвучавших в ходе сингапурского саммита.

Как рассказал в беседе с Накануне.RU научный сотрудник Центра Азии и АТР РИСИ Роман Лобов, заявления о "новой эпохе" в двусторонних отношениях слишком характерны для восточноазиатского политического дискурса, чтобы считать их значимым прорывом, вместе с тем, это именно тот случай, когда важно не то, что сказано, а кем.

Встреча, напомнил он, произошла после довольно жесткого конфликта между Кимом и Трампом. То, что некоторые российские корееведы метко обозвали "рэп-баттлом", сопровождавшимся колкостями в адрес друг друга, резко контрастирует с весьма дружелюбной обстановкой во время саммита. Судя по всему, первый очный контакт между Кимом и Трампом оказался более чем успешным. И именно потому, что лидер Северной Кореи сумел расположить к себе президента США

Как отмечает эксперт, к установлению прямого диалога между лидерами КНДР и США стороны шли очень давно, с начала 1990-х годов, когда речь шла о взаимном "перекрестном" признании двух корейских государств. СССР и Китай признали Южную Корею в 1990 и 1992 гг., США и Япония должны были признать КНДР. Затем, после первого ядерного кризиса, было подписано Рамочное соглашение, важным пунктом которого являлся тезис о нормализации американо-северокорейских отношений. Затем об этой идее благополучно забыли.

Ким Чен Ын в Сингапуре(2018)|Фото: http://kcna.kp

Что же до денуклеаризации, то, констатирует Роман Лобов, каких-либо заметных прорывов здесь быть не могло:

"Это весьма длительный процесс, и "быстрое" его осуществление маловероятно. Северокорейцы полностью от своего ядерного оружия в ближайшей перспективе не откажутся. Однако говорить о некоей легитимизации КНДР как ядерной державы рано. Американцы же, судя по тексту совместного заявления, равно как и выступлению Трампа на пресс-конференции, несколько снизили уровень первоначальных претензий. Еще 1 июня, по итогам переговоров с зампредседателя ЦК ТПК Ким Ён Чхолем, он заявил, что больше не будет применять в отношении Севера термин "максимальное давление". Вчера же речь дошла даже до публичного заявления Трампа о том, что совместные американо-южнокорейские учения могут быть приостановлены. В тексте заявления нет ни слова о "полной и безоговорочной" денуклеаризации, что являлось краеугольным камнем американской позиции по корейскому вопросу. Вместо этого в тексте фигурирует фраза "денуклеаризация Корейского полуострова"".

Встреча Ким Чен Ына и Дональда Трампа в Сингапуре(2018)|Фото: kcna.kp

Дипломатическое признание Пхеньяна Вашингтоном будет скорее всего увязано с прогрессом в денуклеаризации Корейского полуострова. В нынешних условиях, впрочем, оно маловероятно. Даже если Трамп подпишет документ о признании КНДР, не исключено, что он будет отклонен Конгрессом.

Помимо Дональда Трампа, Ким Чен Ын встретился с премьер-министром Сингапура Ли Сянь Луном и, как передаёт Центральное телеграфное агентство Кореи, совершил ряд прогулок по остров-государству. Ли Сянь Лун – сын первого премьер-министра, известного реформатора Ли Куан Ю. Однако, как считает Роман Лобов, маловероятно, чтобы в Пхеньяне рассматривали сингапурскую модель реформирования страны. В Северной Корее вообще очень осторожно говорят о подобном, официально отрицая "рыночные реформы". То, что именуется "мерами по совершенствованию управления народным хозяйством", проводится в жизнь очень осторожно. С другой стороны, известно, что Ким Чен Ын живо интересуется разного рода технологическими новшествами.

ким Чен Ын в Сингапуре(2018)|Фото: http://kcna.kp

С большим интересом следили за сингапурским саммитом в Китае. "Жэньминь жибао" обращает внимание на то, что принципы, концепции и методы, установленные по итогам четвертого раунда шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова, по-прежнему актуальны, "имеют руководящее значение". Также осуществима и идея "двусторонней приостановки", которую выдвигала китайская сторона [совместно с российской]. Что касается санкций Совета безопасности ООН по отношению к КНДР, то, как отмечается в китайской прессе, их можно регулировать, приостанавливать или отменять в соответствии с потребностями, поскольку санкции не являются самоцелью.

ким Чен Ын прибыл китайским спецбортом в Сингапур(2018)|Фото: http://kcna.kp

Интересно, что в ходе саммита в Сингапуре, Ким Чен Ын вспомнили о Дне России. На сайте ЦТАК приводится поздравительная телеграмма, которую он отправил президенту РФ Владимиру Путину. Пока также неясно – идёт ли речь о ежегодной дипломатической формальности, но уже известно, что на открытие чемпионата мира по футболу в Россию от КНДР прибудет глава Верховного Народного Собрания (по конституции – высшего государственного органа в Северной Корее) Ким Ён Нам. Он же, в частности, присутствовал на открытии Олимпиады в Пхёнчхане, положившей начало нынешнему потеплению в отношениях между Пхеньяном с одной стороны и Сеулом и Вашингтоном – с другой.



Павел Мартынов