Аналитика


"У нас нет иллюзий". Уральские туроператоры не рассчитывают на большие доходы от болельщиков
Общество | Свердловская область | Уральский ФО | В России

Чемпионат мира по футболу фактически стартовал – и уже можно критически оценивать заявления организаторов о больших потоках туристов, которые оставят свои деньги в городах мундиаля.

Такая постановка вопроса вполне уместна, ведь расходы на проведение мероприятия международного масштаба были колоссальные, а гостеприимство на хлеб не намажешь: настало время подумать, чем, помимо азарта, отзовется ЧМ-2018 в городах его проведения.

Сегодня стало известно, что объем финансирования на подготовку Екатеринбурга к ЧМ составил 7,4 млрд руб. (плюс 2 млрд к запланированному объему). Из них 5,56 млрд выделил областной бюджет, городская казна – 1,2 млрд, федерация добавила 668 млн.

Одной из отраслей, которая сможет хорошо заработать в эти дни, широко анонсировали туризм. Но на самом деле в Екатеринбурге у гостей, в том числе иностранных, очень скромный выбор.

Как рассказал Накануне.RU исполнительный директор Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаил Мальцев, по линии УАТ заявлено три основных маршрута, одобренных Российским союзом туриндустрии и Ростуризмом.

Это "Ельцин-центр" в Екатеринбурге, который позиционируется как современный многопрофильный объект с выставочными площадками (расходы на его возведение, около 13 млрд бюджетных рублей – отдельная "песня"), музей автомобильной и военной техники в Верхней Пышме (там гости посмотрят уникальные образцы отечественной техники), а также казачий острог "Арамильская слобода" в Арамили (этнографический центр истории казачества может быть очень интересен прежде всего болельщикам, находящимся во власти стереотипов о России).

музей военной техники, Киев(2013)|Фото: Накануне.RU

Музей военной техники

"Мы направляли туда экспертов, в том числе там побывал глава Ростуризма [Олег Сафонов], главы зарубежных общественных объединений, – пояснил Мальцев. – Надеемся, туристам эти объекты, полностью готовые к приему иностранных групп, будут интересны".

Понятно, что этими ключевыми точками на карте Свердловской области дело не ограничится, в гостиницах и отелях постояльцам предложат иные маршруты.

"В каждой гостинице есть свой отдел продаж или заключены договоры с туристическими компаниями, которые по факту могут предложить хороший ассортимент экскурсий – от стандартной "обзорки" по городу, выезда на границу Европа-Азия до двухдневных экскурсий, – отметил исполнительный директор УАТ. – Вообще, маршрутов десятки. Можно посмотреть музеи Екатеринбурга, традиционно у иностранцев популярна минералогия, промышленный туризм, связанный с историческим наследием [Демидовские места], и так далее. Но пока рано говорить, что именно заинтересует гостей, поэтому исходим из универсальности вышеназванных трех основных туров".

Вести футбольных фанатов в театры или музеи, по словам эксперта, нет ни малейшего смысла. Поход в такие заведения требует от зрителя первичной подготовки, определенного настроя и хотя бы базовых знаний. А болельщики в массе своей желают доступного, понятного, динамичного зрелища.

болельщики из Египта на ЧМ-2018 в Екатеринбурге(2018)|Фото: Накануне.RU

Отметим, что далеко не все гости Среднего Урала смогут приехать и уехать в один день, поболев за "свою" команду. Многие вынужденно задержатся в Екатеринбурге на неделю и больше, не сумев забронировать авиабилеты с соответствующими датами.

"Наша задача, чтобы они это время провели с пользой для себя и нашей туриндустрии, – считает Мальцев. – Но примеры не радуют. Так, год назад я посещал Южно-Африканскую республику, изучал их опыт и оценивал потребности потенциальных туристов для нас. Возможно, печально, но потребность большей части болельщиков исчерпывается прогулками по городу, посещением баров и ресторанов. Не стоит забывать, что иностранцы очень обеспокоены вопросами личной безопасности, порой имея не вполне верную информацию о криминогенной обстановке в нашем регионе. Выезжать из города на пару дней некоторые просто побоятся".

Специфика еще и в том, что большинство гостей, за исключением Франции, не европейцы, это жители Японии, стран Африки и Латинской Америки. А они, по словам эксперта, не относятся к категории "возвратных" туристов и в дальнейшем не создадут основу для турбизнеса на Среднем Урале.

Помимо прочего, организованными таких туристов можно назвать лишь в части приобретения ими футбольного тура, когда они заранее оплачивают две и более услуги. Но говорить о загруженности каждодневными экскурсиями или выездами на пару дней не приходится. С этой точки зрения мы будем наблюдать неорганизованных туристов, которые станут сами себя развлекать в больших дружных компаниях футбольных единомышленников. В итоге основную прибыль от туристов получат объекты общепита, находящиеся неподалеку от отелей с большим номерным фондом и стадиона.

"У меня нет иллюзий, что чемпионат приведет к дальнейшему массовому туризму, все-таки это мероприятие имеет свою специфику, в основном гостей интересует футбол", – подытожил Мальцев.

администрация Екатеринбурга, футбольный мяч(2018)|Фото: Накануне.RU



Андрей Яловец